Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Е.Э. Аксенова, В.Н. Якунин. Деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в годы Великой Отечественной войны [история Церкви]


Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий поистине выдающийся религиозный, общественный и научный  деятель. Талантливый хирург, публицист, проповедник. В его судьбе причудливо сплелись линии научного и духовно-религиозного  подвига. В назидание потомкам так писал  сам Архиепископ Лука: "Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным".

Но задачей нашей работы является не составить еще одно жизнеописание Архиепископа. Мы считаем необходимым рассмотреть лишь один из наиболее важных, по мнению исследователей, период его деятельности. Хронологические рамки которого определяются 1941-1945 гг. Именно в эти годы деятельность Луки приобретает более значимый характер в глазах государства. Во владыке Луке государство скорее нуждается более всего как в епископе, нежели в ученом и медике. Люди такого рода оказались необходимы сталинскому режиму.  Задачами нашего исследования являются выявление основных аспектов научной, духовной и публицистической деятельности Архиепископа контексте сложившей исторической ситуации в рассматриваемый период.

 Прежде всего, необходимо отметить, что во время Великой отечественной войны у советской власти существовали объективные причины для налаживания союзнических отношений с православной церковью в СССР. Прежде всего, это были внешнеполитические интересы, общественность союзных СССР государств  настоятельно требовала прекращения религиозных гонений в СССР и правительство демократических стран, в частности США не могло игнорировать требования населения. Руководство СССР также понимало, что в сложившейся ситуации необходимо любыми способами заручиться поддержкой союзников. С другой стороны на оккупированных территориях фашисты предоставляли населению право свободного религиозного самоопределения. Что на первый взгляд давало им непременное преимущество перед советским режимом. В тоже время советское руководство намеревалось использовать идеологическое воздействие религии в целях повышения боевого духа солдат и патриотического сознания в тылу.

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий восторженно воспринял попытки государства возродить православную церковь. Находясь в дали от эпицентра событий – в Красноярске вдруг стал замечать проявление к нему хирургу-консультанту военного госпиталя № 15-15 [1]особого внимания со стороны местных властей. Оно стало заметно в самых бытовых вещах: его снабдили бельем, обувью, затем выделили новую квартиру вместо коморки школьного сторожа, в которой он обитал ранее. Даже давние недоброжелатели стала с нам вежливы и приветливы. Все это породило у Луки подъем душевных сил. Теперь его приглашают для выступлений с докладами и чтений лекций по различным проблемам хирургии.  Восторженно встречают в научном сообществе его труды по гнойной хирургии. А в 1942 году Луку назначают Архиепископом Красноярским. Так  Лука написал сыну Михаилу об этом событии: "Господь послал мне несказанную радость. После шестнадцати лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен Архиепископом Красноярским... Конечно, я буду продолжать работу в госпитале, к этому нет никаких препятствий". И уже полным голосом человека, освобожденного от необходимости молчать о самом главном в своей жизни, Лука продолжает: "Я думаю, что резко изменилось отношение правительства к церкви: всюду открываются и ремонтируются за счет горсовета храмы, назначаются епископы, митрополит Николай Киевский назначен членом комиссии по немецким зверствам, издана тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров и притом роскошно книга "Правда о религии в России". [2]

 Архиепископ лука вдохновенно принимается за пастырское дело и подходит к нему со всей ответственностью: "Проповеди мои строго обдуманные и вполне безупречны, нередко даже имеют просоветский характер..."  [3]

В 1943г. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий один из шести членов Священного Синода. Он ведет активную публицистическую деятельность на страницах иностранных журналов таких как  "Нью-Йорк Тайм" отечественных, в частности в "Журнале Московской Патриархии" [4]

1944 год приносит назначение Луки Архиепископом Тамбовским и Мичуринским. [5] Все изменения Лука воспринимает, как дар Божий, а после 1944 года, когда сам министр здравоохранения РСФСР Третьяков специальной телеграммой извещает красноярского профессора: "...Ваша книга включена Медгизом в план первого квартала (1944 года), устанавливаем контроль за ее передвижением. Рукопись будет направлена в Комитет по Сталинским премиям". Он искренне верит в то, что у православной церкви есть возможность возвратить былое значение. Лука предлагает оригинальные решения современных ему проблем православной церкви. В частности, постройки церквей т.н. "обыденок" простых и дешевых [6],  издания духовной литературы если не в печатном, то в рукописном варианте, вопрос нехватки священнослужителей рекомендует решать по средствам отбора способных прихожан, которых называет "священники-простецы". Лука показывает возможность компромисса между религией и материализмом по средствам нового направления научной мысли первой половины ХХ века – метапсихолгии. Вот лишь те немногие рациональные предложения Архиепископа по скорейшему возрождению православия в СССР. Наконец архиепископ Лука отправляет своё письмо в Священный Синод. Однако Синод отклонил его предложения. Несмотря на это, владыка Лука начал частично проводить намеченные в письме мероприятия в свой епархии [7]. 

В принципе все предложения изложенные архиепископ в реальной исторической ситуации не могли быть реализованы, т.к. советскому руководству не нужна была сильная церковь, поскольку над ней было бы сложно осуществлять контроль и использовать в своих интересах.

Тем временем в хирургии Войно-Ясенецкий добился явно больших успехов. В январе 1945 г. профессор Кассирский А. И. напечатал в "Медицинском работнике" хвалебную статью о научных трудах В. Ф. Войно-Ясенецкого и публично сообщил о присуждении за них Сталинской премии,[8] большую часть которой он пожертвовал на благотворительные цели для детей – жертв фашистского режима [9], часть выслал детям, а часть раздал неимущим.

В конце 1945 г. За врачебную и педагогическую деятельность профессору вручалась медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.". [10] В этом же году Патриархом Московским Алексием Архиепископ Лука награжден бриллиантовым крестом на клобук. Но все эти награды мало утешали его. До конца своей жизни архиепископ Лука Войно-Ясенецкий не оставлял надежды и всеми силами старался возродить православную церковь и православную веру в СССР. Во всех проповедях Архиепископа Луки чувствуется не только внутренняя безотчетная вера, но непоколебимая уверенность, в торжество справедливости, в торжество православия, которое он с такой логикой отстаивает в своем богословском и научном труде.
В заключении хотелось бы привести слова священника, настоятеля Свято-Илиинского храма г. Екатеринбурга, доктора медедицинских наук, профессора С. Вогулкина: "Одна жизнь и одно служение, вместившие в себя несколько жизней и несколько служений, вместившие и отразившие всю трагическую историю России начала и середины двадцатого века, оставившие неизгладимый след в науке и в духовной жизни нашей Родины, вот эту жизнь прожил ученый с мировым именем Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, Архиепископ Крымский и Симферопольский Лука"[11].

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Воспоминания архиепископа Луки// Журнал Московской Патриархии 1993. №12. С.57

2. Марк Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга
http://ortr.narod.ru

3. Марк Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. http://ortr.narod.ru

4. Марк Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. http://ortr.narod.ru

5. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) "Я полюбил страдание…" Автобиография. М., 1996. С.4.

6. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 235. Л. 85-93.

7. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 9. Л. 11-12.

8. Воспоминания архиепископа Луки// Журнал Московской Патриархии 1993г. №12. С.58

9. Варшавский C., Змойро И.// Звезда Востока № 4. 1989 C.23.

10. Воспоминания архиепископа Луки// Журнал Московской Патриархии 1993г. №12. С.57

11. Вогулкин С. Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий. Научные и богословские труды.// Православная газета. 
http://ortbox.etel.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования