Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Слово о доблестях св. Мар-Евгена, составленное <размером Мар-Иакова Учителя> [патристика]


Стих: исповедуй силу Прославляющего возлюбленных своих на поприще подвигов милосердия.

Братие.

Сокровище любви своей открыл Творец сынам дома своего, и обогатились праведные, и обогатили всех от деяния Его. Богатство свое Он показал больше всего добрым, которые возлюбили Его, и добрые, обогатившись, разделили богатство Его четырем странам [света]. Вчетырех странах умножились и усилились друзья любви Его, и богат­ство Его великое ими распространено было во всей твари. Тварь приняла богатство, которое дал ей Всеблагой сотворивший ее, н начала сплетать венцы славы Дающему ей честь. Венцы славы сплетает церковь устами Святейшего во святых Его превозносит церковь Его. От святых начала церковь устанавливаться и чрез них возросла и возо­бладала во всех странах. Апостолы положили в ней как основание имя Христово, и на нем возвели [потом] здания прекрасной жизни пра­ведной. Проросло учение их, учение Духа и украшение Его, в землю, и показались побеги всяких цветов посреди вселенной. Наполнился восток лугами прекрасными — обителями праведных, также и запад умножил монастыри во имя святых. На юге упало семя доброе Евангелия жизни, и начал он приносить плоды славы имени Творца. Север суровый покорило слышание имени Иисуса, и без числа умножились там праведные и любящие Господа своего. Египет, море всяких заблуждений, которые изобрели демоны, стал источником живой воды святости. В нем умножили [заблуждения] демоны и наводнили все страны изобретениями божков и богинь. От него началась ложь не­лепая, которую сочинили бесы, — речь, исполненная всяких гнусностей богов их. В Вавилоне воздвигли башню нечестия, чтобы попрать вы­соту, и страна египтян была началом к воспитанно заблуждения. Финикийцы, фригийцы и египтяне были в согласии и прославили обман, осудили правду. Египет, мать всяких нечестий и нелепостей, с явлением Сына стал начатком к служению правде. Внутри его (Египта) впервые возникли сонмы благословенные иноков, от него начались и возобладали во всей вселенной.

Из него вышел также и атлет праведности, муж подвигов и исповедникиспытанный заветов Сына. В стране египтян принялдоблесть жизни подвижнической, и в Месопотамии положил сокровища в жизнь людям. Знаменитый Евген, — вот наименование мужа, о котором я сказал: он есть причина жизни для обитателей страны нашей. Послало его мановение [Божие] из Египта в страну парфян, и пришел и поселился на горе Марды подле Собы. В этом городе умножилось учение его — ученика Истины, и он (город) принял его в начале пришествия его в Месопотамию. Из него он восшел на гору суровую, чтобы там поселиться, и умирил гору и сделал ее обителью праведных и чистых. С этой горы, как с высоты, воспарили доблести его во всех странах царства ромеев и царства Персии. Услышали вельможи весть славную о силе чудес его, и изумились и подивились образу подвигов его и силе знамений его. Ибо чуден был и, еще скажу, полон был чуда муж, облеченный немощною плотью, который стал духовным. Духовен же стал не по природе, а по любви и по деяниям своим, которые были много выше человеческих. Человек был телом и душою, как все люди, а по делам своим [был] божественен выше всех людей.

Во дни царя Константина было прославление его, во дни царя славного между царями, которые были и есть, и во времена Шабора царя тирана он одержал победу, чтобы создать храмы во всех странах во имя Творца. Он получил это повеление от власти, и сообщники его исполнили и совершили согласно воле его. Царь языческий, ненавидевший народ наш и жаждавший крови нашей, чрез Мар-Евгена обра­тился от злобы к благости. Так умеет молитва праведного смяг­чать жестокосердие людей злых в добротолюбие. Гневом на нас воспламенялся царь тиран, пока не увидел мужа праведного, и тогда стал мирным. Сорок лет извлекал меч свой на пролитие крови нашей и не сжалился ни над священниками, ни над народом. Сонмы за сонмами, толпы за толпами сыны церкви руками слуг его губились без пощады. Этот царь свирепый и злой и человеконенавистник увидел праведного и дела его и успокоился от гнева своего. Дал повеление полное мира о церквах: "те, которые разрушены, пусть вновь будут созданы и вновь освящены; и если пожелают также монастыри строить в разных местах, пусть не огорчаются те, которые от на­шего величества получили власть". Получил святой и сообщники его это повеление, и растеклись в стране нашей и построили и увенчали храмы достопоклоняемые. Он остался на горе обитания своего, где он был [ранее], а сынов своих послал как благовестников мира наземле. Они украсили и создали храмы славы во имя Творца, и поста­вили священников и диаконов в украшение церкви. Монастырь каждого из них свидетельствует о славе того, кто именно начал, и кто закончил, построить и увенчал. Они повиновались Господу своему, Господу их и всех тварей, [Который сказал:] "такова воля моя — лю­бовь ко Мне, Господу, и любовь к людям, — этими двумя [заповедями] связаны сыны царствия", [повиновались] прославлением Господа своего и упокоением людей в храмах, которые они создали. Эти две [заповеди] они положили как цель пред очами своими, — любовь к Господу своему и мир людей, — и побежали и достигли. Положили основания, возвели здания, протянули кровлю, чтобы было [там] упокоение прохожим на пути и дом исповедания. Во времена [царя] жестокого и злого в ревности своей и превозмогавшего насилием своим они были доблестны и просла­вились, победили и посрамили злого. [Что касается] имен их всех, то в книге жизни записана память о них, и Господь их знает имена их и венцы их.

Старец обратился к научению народов языческих и не преставал ни днем, ни ночью от этого труда. Пришел в Нисибин к со­общнику своему Иакову праведному, и они научили и крестили мужей и жен и умножили церковь. Он был как отец этому святому, и этот доблестный относился к нему, как к старшему. По пророчеству его был избран праведный Иаков великий к пасению стада овец словесного Собы великой. Этот святой блистал из племени Иосифа великого, который Христа принял и воспитал. Он сказал в про­рочестве Мар-Иакову: ["пройдет] немного времени, и ты будешь пастырем для церкви Собской". Вот что узнал тот святой об этом праведник, и сделал его товарищем и соучастником во всей жизни своей. Тот — советник, этот — делатель всяких благ, а Бог всей [твари] исполнил и совершил желание рабов своих. Какое согласие было у них, когда они призывали имя Христово, бежали болезни и немощии исцелялись. Демоны, увидев двоицу благословенную, которая восстала против них, бежали и скрылись и не смогли устоять против словес их. Врачами были святые, целившими людей речениями своими и словами своими и молитвами своими. Обратили в бегство бесов, изгнали демонов, исцелили болезни и сделали страну нашу знаменитою доблестями рабов Царя.

Открыл праведник праведному другу своему, Иаков Евгену, что храм хочет он построить и уготовать Богу всех. Получил старец откровение Духа и ободрил преподобного: "вот посылается некто ду­ховный, чтобы прийти к тебе, и он покажет нам место храма, где ты построишь [его], и сообщит тебе также, каковы будут размеры его". Сошел духовный по повелению Господа своего к Мар-Иакову и открыл и показал место храма и начертал размеры его. Создал и увенчал дом очищения муж чистой памяти, и назначил время и объявил ангелам и людям день освящения его. Встали духовные и собрались и пришли из всех мест сотворить праздник освящения церкви, созданной преподобным. Ряды за рядами, сонмы за сонмами, толпы за толпами, пришли духовные для празднования в церковь Собы. Сошел Дух Снятой и освятил храм и помазал алтарь, чтобы было святилище и святое святых для родов грядущих. Отец положил основание, Сын увенчал и Дух освятил: Троица, которую проповедали праведные, явила согласие свое.

Войну сотворил в стране греков с арианами [за то], что не есть создание То Сияние Отца, но порождение Его; также и Дух не творение Сына, да не будет этого, [но] единосущен Отцу и Сыну освящающий всех; три имени, три ипостаси, также и [три] лица. Ибо едино естество их, едино господство их, едина власть их; едина воля Трех и едино творение, которое Он сотворил и уготовал во славу силы Своей и в хвалу имени Своего.

Он есть Тот, Который прославил силою имени Своего двоицу благословенную: Иакова великого и Мар-Евгена, делателей благословенных. Делателями добрыми были воистину для церкви святой, и иско­ренили из нее терние и волчцы, семя злого. Этот вступил в бой с язычеством, и превозмог и победил его, а тот изобличил хулы сторонников Ария, и самого главу их разразил силою молитв своих и сделал посмешищем имя злого во все роды. От Мар-Евгена, старца благословенного, исполненного доблестей, впервые произрос плод монашества в стране персов. Он и ученики его пришли в землю нашу и поселились в стране нашей, и уподобились как бы звездам, обладающим светом. Они растеклись по земле нашей, как посланники, сеющие мир, и искоренили волчцы идолопоклонства и посеяли истину. Не по силам было естеству человеческому сделать все, что они сделали силою Духа, который сопутствовал им в подвигах их. Господь их, Которого они возлюбили и любви Которого предались паче всего, — именно Он прославил имя Свое чрез них силою чудес Своих.) Мо­литва старца молитве апостолов подобна была, ибо он исцелял болезни, изгонял демонов и воскрешал мертвых.

Побудила ревность раба доброго, любящего Господа своего, пойти на Арарат и посеять там слово жизни. Встретился ему случай, если это был случай, а не провидение: юноша, которого похитил лев и унес в ров в лесу своем. Он нашел его мертвым и оживил его силою молитв своих, и ожили по причине его мертвые по нечестию от грехов своих. Все селение мертвеца воскресшего он научил и крестил, и разлетелась весть о том, что произошло, по всему Ара­рату. Многие сонмы мужей и жен приходили, чтобы глазами своими увидеть чудо и его совершителя. Благом признали пришествие правед­ника внутрь страны своей, ибо ожили чрез него от мертвенности грехов своих. Он возвратился оттуда, неся венцы доблести подвигов своих: славу Господу своему, жизнь людям и смерть бесам. Охотнику подражал он, куда бы ни пришел, закидывая сеть слова уст своих и уловляя людей. Словом уст его уловляемы были люди для жизни, имолитвами его они были исцеляемы от болезней своих. Он собрал братий, населил обители и построил келлии, и наполнил гору Марды мятежниками, которые отложились от злого.

Князь мира увидел и огорчился, пришел в ярость и изменился, и начал возмущаться, потому что увидел слабость свою и унижение свое. "Что это такое, что не осталось мне места на земле? ибо наполнилИисус всю землю учением Своим. Я надеялся, когда был изгнан с запада, что на востоке найду себе покой, чтобы жить. Там изгнали меня цари и священники, которые в той земле; также ученые побивали меня словами своими. Здесь, понадеялся я, не будет мне тесноты и муки, ибо христиане малочисленны в [этой] земле, и язычники шумят [против них]. Пришел старец и сообщники его и поселился в [этой] земле, и вот они гонять меня отовсюду силою словес своих. Куда пойду, где поселюсь и где скроюсь, чтобы не слышать мне вовсе имени Иисуса и хвалы Ему? Я знаю, что я и воинства мои бессильны, ибо, если праведные умножатся на земле, окончится власть наша. Послу­шайте меня, друзья мои, послушайте внимательно, любящие общение со мной: уловляйте людей ко греху, сколько можете. Праведность приобрела силу и не преодолевается, и любящий человека любит правду и ненавидит беззаконие. [Но] как только согрешают, упали в сеть нашу и стали нашими; если же получают оправдание, к Господу своему при­лепляются и на нас нападают. Разве вы не видели, как мы преждечтились, и в каком мы презрении теперь, когда люди стали против нас? Иисус вложил ревность благую в людей любить Господа своего и быть решительными врагами нам. Он и проповедники Его прогнали покой наш среди людей и сделали нас изгнанниками отовсюду и прези­раемыми. Жертвами прежде чтили нас цари и нищие, и богами своими считали нас и им служили. Прекратились теперь для них (богов) по­чести и изображения, и если кто хочет быть нашим, стыдится всех. Позором явились и мы, и они, и все, любящие нас, и Тот, воплотившийся в смирении, идет за нами. 0, что стало с нами, [прежде] по­чтенными, которые с презрением отвергнуты всеми и признаны рабами, ненавидящими Господа своего и ненавидящими себя самих! О, как мы были превознесены и какому презрению подверглись со стороны любивших нас, ибо вместо богов и господ стали считаться бесами! Много [людей] мы обманули, много смутили и много развратили, но был труд наш тщетен и бесплоден. Вот и этот старец Евген, сколько зла принес нам! Ибо с того дня, как пришел, он против нас воюет, и покой наш смущает. Он пленяет плен наш, похищает добычу нашу и берет наше, и не переставал и не перестает досаждать нам он [сам] и ученики его. Что делать и где скрыть позор наш великий? ибо духовных преодолели телесные и покорили и победили. Кто мог сказать, что плотские будут дух побеждать? и [однако] терпевшие всегда поражение победителей повседневно преодолевают и побеждают. Кто в мире мог возвестить это в роды прежде, что придет время, когда люди будут побеждать демонов? О, если бы мни не вступать с ними в битву сначала и не иметь срама теперь вследствие поражения от их рядов! Умножились среди побеждаемых победители, которые встали среди людей, и вот наполнилась вселенная вся обителями праведных. В горах одни, в долинах другие, на холмах третьи; вовне и внутри, в жилище и в пустыне, [всюду] их вижу я".

Вот что говорил князь бесовский бесам товарищам своим, испы­тывая муку пред рядами сынов света. Бес, который делает жалким, демон, который вводит в заблуждение, сатана, который совращает, увидел, что выведена ложь его наружу, и устыдился и покраснел. Вышли проповедники на четыре стороны, чтобы обратить людей, и ненавистник людей весьма опечален был тем, что остался в одино­честве. Не уразумел слепой разумом того, что произошло: что Слово единородное &lt;стало&gt; человеком...

... [Ученики Мар-Евгена обратили] множество людей, и стали вместе с ним сонаследниками славы грядущей. О, ученики, как под­ражали они подвигам учителя своего! Они начали и окончили как вожди служения духовного. Они нанялись на работу в винограднике духовном, и двенадцать часов без перерыва поработали и потщи­лись. Динарий жизни, который назначил Спаситель наш, вы удостои­лись получить: просите и за нас, да будем с вами на вечере той. Моли за нас, учитель испытанный с учениками своими, да будет с нами Господь твари и сохранит нас. Молитва ваша да будет стеною стране нашей и церквам нашим, и да отступит от нас злой, бодрствующий на погибель жизни нашей. Истина, которая в вас, да пребудет у нас до века, и славу Господа вашего да проповедуют уста наши во все роды. Господи праведных и благочестивых, благослови наше собрание, в котором почтена память рабов Твоих &lt;Тебе слава&gt;.

Окончено слово о святом Мар-Евгене. Молитвами его да спасен будет писец и читатель. Аминь и аминь.

Перевод А. Дьяконова


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования