Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Преступления, совершенные государством. Предисловие и фрагмент из книги "Криминальные истории в Библии". Перевод Российского Библейского общества. [библеистика]


В Библии немало настоящих детективных историй

Почему мы любим детективы? Что привлекает нас в книгах и фильмах о преступлениях и расследованиях? Почему нас так пленяет то, что мы читаем в книге или видим на экране, хотя, вероятно, мы испугались бы и даже ужаснулись, если бы столкнулись с чем-то схожим в жизни?

Детективы привлекают людей любого возраста и самого разного положения по многим причинам. Наиболее важная из них - напряжение, связанное с неизвестностью. Мы гадаем: "Кто преступник? Как произошло преступление? Поймают ли его (или ее)?" Гадаем мы и о том, как все закончится, с лихорадочным волнением ожидая последней погони. Сидя в кресле или на тахте, мы идем по следам злоумышленника и не успокоимся до тех пор, пока он (или она) не окажется под замком.

В детективной истории должно быть напряжение; но это еще не все. От хорошего детектива мы искренне ждем, что он будет держать нас в крайнем волнении; но, кроме того, мы надеемся проникнуть в мысли и чувства людей. Нам больше хочется что-то узнать об этих людях, чем о том, что именно они сделали, чтобы скрыть или раскрыть преступление. Мы хотим поближе познакомиться с ними, с их мнениями, мотивами, причудами. Хороший детектив — это и трактат о психологии. Он изображает человека с его сильными и слабыми сторонами. Он описывает, что тот делает, и дает нам возможность понять, что именно толкает его на действие. Это относится и к сыщикам, и к преступникам. И в том, и в другом случае детектив дает возможность заглянуть в сердца людей, которые, хотя и по-разному, способны на поступки, выходящие за рамки обыденного.

Детективы проникают в суть взаимоотношений и чувств. Читаем мы или смотрим фильм, мы понимаем, что конфликты между людьми могут привести к преступлению. Приводит к нему и бедность.

Человеческие отношения — очень важный элемент в расследовании и наказании преступлений. Когда следователь и подозреваемый сидят друг напротив друга, они вступают в некие отношения. Когда дверь камеры закрывается за осужденным, общество к этому причастно. Неслучайно в хорошем детективном романе часто ставятся социальные вопросы.

Однако рассказы о преступлениях и о преступниках не имеют отношения лично к нам. Не противоречит ли это тому, что они целиком нас захватывают, когда мы их читаем или смотрим? Нет; как бы сильно мы в них не погрузились, в конце концов предстаем перед судом не мы. Кроме того, обычные детективы заканчиваются тем, что дело полностью раскрыто. Поэтому нам кажется, что можно понять наш хаотический мир; что можно восстановить и его, и наше равновесие. Только очень умные сыщики способны этого добиться, но мы снова и снова убеждаемся в том, что правда победит, а несправедливость рано или поздно будет наказана. Это помогает нам сохранять устойчивость чувств, даже еслитсердце у нас бьется сильнее. Когда мы закрываем книгу или выключаем телевизор, напряжение снимается облегчением и удовольствием.

По части напряжения, психологии, социальных проблем и нравственных ценностей детективные истории в Библии не менее интересны, чем современные романы. Хотя не все они отвечают критериям нынешней словесности, их читали и читают две с лишним тысяч лет. Многие сюжеты, в которых совершают, а потом раскрывают преступление, способны удовлетворить самых фанатичных поклонников детектива. Мы собрали двадцать пять историй, никоим образом не претендуя на то, что охватили, тем паче — исчерпали все, что есть. Однако здесь представлен широкий диапазон мотивов, от мелких посягательств на чужую собственность до одобренной государством массовой резни, от жадности, ревности и ненависти — до политических интриг. И преступники здесь разные, от разбойников с большой дороги до царей; жертвы же — и беззащитные женщины, и бесстрашные пророки. В каком-то смысле Библию можно читать как историю человеческих преступлений.

Детективные сюжеты в Библии редко сохраняют в тайне то, как совершено злодеяние; обычно не скрывают они и личность злоумышленника. В отличие от современных детективов мы уже во время чтения видим, что было. Напряжение в том, найдут ли преступника, как его обнаружат и кто призовет его к ответу. Нередко расследование проводит сам Бог или назначенное Им лицо, применяя разнообразные и необычные методы. Способности следователя, обычные для детективных историй, иногда достигают здесь уровня чуда.

Что побуждает Бога к расследованию и раскрытию преступлений? Справедливость. Всякое преступление — это мятеж против Того, Кто даровал людям жизнь и дал им правила справедливой, мирной жизни. Каждое злодеяние отражает самое первое из них - оскорбление, нанесенное Богу, которое стоило нам райского блаженства. Мы называем его "грехопадением".

И ради Себя, и ради жертвы Бог не может пройти мимо неправды. В Библии Он не всегда наказывает преступника немедленно. Иногда так и не узнают, кто совершил злодеяние; иногда Бог сознательно решает еще не наказывать зло и предоставляет событиям идти своим чередом. Все, что происходит, зависит от далеко идущих Божьих замыслов, но одно Он обещает: правда и порядок окажутся сильнее, чем нестроения и несправедливость. Ни один злодей не застрахован от Его внезапного вмешательства. В отличие от многих современных детективов, Библия укрепляет нашу веру в конечную победу добра и правды. Достигается это не при помощи "хэппи энда", а благодаря тому, что все истории показывают и Божье могущество, и Его способность исцелять, спасать нас. Даже когда Он не наказывает за преступление сразу, Он лишь попускает зло еще на какое-то время. Несмотря на чудовищные жестокости, совершенные людьми, Бог не покидает Свой мир, гарантируя конечную победу милосердия и справедливости.

Несомненно, есть разница между миром XXI века и детективными историями Библии. Изменились социальные условия, религиозные обычаи, нормы нравственности и правовые установления. Но все это не так важно, как может показаться. Рассказы о преступлениях, об искуплении и вине, о наших заблуждениях и Божьей справедливости обращены непосредственно к нам, они затрагивают главные вопросы человеческого бытия. В коротких введениях к библейским текстам даны исторические сведения, которые помогут лучше понять ситуацию, характеры, поступки, подробности сюжетов. Но их богословское содержание де-' лает нас не столько зрителями, сколько участниками общей для всех нас человеческой истории. Пока разворачивается рассказ, мы открываем и себя. Мы стремимся понять смысл и значение сюжета, а тексты помогают нам обрести смысл нашей собственной жизни.

***

Преступления, совершенные государством

Библия рассказывает о политических и религиозных преследованиях, о насилии над заключенными, о пытках и об убийствах, организованных государством, о массовых бойнях и этнических чистках.

Рассказы о преступлениях, санкционированных государством, охватывают не одно столетие. Одни повествуют о том, как Бог защищает Своей народ. В центре других — судьба отдельных людей, сохранивших веру в Бога и соблюдавших Его заповеди, невзирая на гонения. Наконец, есть рассказ о том, как сам Бог стал жертвой насилия.

Массовые убийства по приказу царя

Фараон и израильтяне в Египте

Вторая книга Библии рассказывает о гонениях на евреев, организованных государством. Потомки Иакова и его сыновей были этническим меньшинством, и египтяне использовали их для тяжких работ. Но евреев становилось все больше, и фараон приказал убивать еврейских младенцев, то есть официально санкционировал массовые убийства.

Того, кто позже спас свой народ, спасла дочь фараона; тут поневоле заметишь иронию Промысла. Еврейский мальчик воспитывался при дворе фараона как приемный сын принцессы. Когда Моисей вырос, он совершил убийство, которое свидетельствует о его сострадании к угнетенному народу. Ему пришлось бежать из Египта (Исход 1.1~2.15а)

ВОТ ИМЕНА сынов Израилевых, пришедших с Иаковом в Египет (каждый пришел со своей семьей):

Рувим, Симеон, Левйй, Иуда,
Иссахар, Завулон, Вениамин,
Дан, Неффалим, Гад и Асир.

Всего их, потомков Иакова, было семьдесят человек - с Иосифом, который к тому времени уже жил в Египте.

Иосиф умер, умерли его братья и всё их поколение. А сыны Израилевы были плодовиты, их становилось всё больше, они делались сильнее и сильнее; скоро они заполнили всю страну. На престол Египта взошел новый царь, который не знал про Иосифа. Он сказал своим людям:

- Смотрите, как много стало сынов Израилевых: они сильнее нас. Надо что-то придумать, чтобы их не стало еще больше. А то, если будет война, они соединятся с нашими врагами, поднимут восстание и уйдут от нас.

Чтобы изнурить сынов Израилевых тяжкими работами, египтяне поставили над ними надсмотрщиков и заставили выстроить для фараона два города со складами - Питом и Раамсес.

Однако чем больше угнетали сынов Израилевых, тем больше их становилось. Египтяне возненавидели их и стали без всякой жалости принуждать к работам. Они превратили всю жизнь сынов Израилевых в горький и тяжкий труд: те месили глину, делали кирпичи, трудились в поле - их принуждали к этим работам без всякой жалости.

Египетский царь вызвал к себе повитух-евреек. Одну звали Шифра, а другую - Пуа.

- Когда будете принимать роды у евреек, - сказал он им, - смотрите, кто родится. Если мальчик - убивайте, а если девочка - пусть живет.

Но повитухи боялись Бога и потому не слушались царского приказа: оставляли мальчиков в живых. Вновь вызвал их к себе царь и спросил:

- Почему вы оставляете мальчиков в живых?

- Еврейки не египтянки, - отвечали фараону повитухи, - они крепкие. Повитуха прийти не успеет, а еврейка уже родила.

За это Бог воздал повитухам добром. Народ же Израилев становился все многочисленнее и сильнее. (За то, что повитухи боялись Бога, Бог даровал их семействам благоденствие).

И тогда фараон отдал своему народу такой приказ:

- Всех мальчиков, которые родятся у евреев, бросайте в Нил. Оставляйте в живых только девочек.

В ту пору один из потомков Левия взял себе жену, тоже из потомков Левия. У них родился сын. Мать увидела, как он хорош, и три месяца прятала его. Дольше прятать его она не могла. Тогда она взяла корзинку, сплетенную из папируса, обмазала ее асфальтовой смолой, положила туда младенца и оставила на берегу Нила, в тростнике. Сестра ребенка стояла поодаль и смотрела, что будет дальше.

И вот к Нилу пришла искупаться дочь фараона в сопровождении служанок. Она заметила в зарослях тростника корзинку, велела рабыне ее принести, открыла и увидела младенца. Младенец плакал, ей стало жаль его.

- Это еврейский ребенок, - сказала дочь фараона. Сестра ребенка спросила у нее:

- Может, сходить позвать кормилицу-еврейку, чтобы она выкормила для тебя этого младенца?

- Сходи, - сказала дочь фараона.

Девочка пошла, привела мать ребенка, и дочь фараона сказала ей:

- Возьми его и выкорми для меня. Я тебе заплачу.

Женщина взяла младенца и выкормила его, а когда он подрос, привела его к дочери фараона. Та усыновила мальчика и дала ему имя Моисей (что означало: "Я вынула его из воды").

Шло время. Моисей вырос. Он пришел к своим братьям, евреям, и увидел их тяжкий труд. Он увидел, как египтянин бьет брата его, еврея. Оглянулся Моисей по сторонам - никого рядом не было. Он убил египтянина, а труп зарыл в песок.

На следующий день Моисей пришел на то же самое место - и увидел, как дерутся друг с другом два еврея.

- Зачем ты бьешь своего товарища? - спросил Моисей у обидчика.

Тот ответил:

- А кто тебя сделал над нами начальником и судьей? Ты что, и меня хочешь убить, как убил египтянина?

Страшно стало Моисею: он понял, что все обнаружилось. Фараон, узнав о происшедшем, хотел казнить Моисея. Но Моисей бежал и поселился в стране мидьянитян.

Преследование инакомыслящего

Иеремия и министры Седекии

Книга Иеремии подробно изображает страдания и опасности, настигавшие пророка в Израиле. Иеремия, сын священника, начал пророческое служение в 627 г. до Р. X. в земле Иуды, в Южном царстве. (За три столетия до того Израиль распался на две части, Северное царство покорили ассирийцы в 722 г.) Вскоре его чуть не убили в родном селении Анатот, расположенном неподалеку от Иерусалима (см. Иеремия 11.18-23).

Во второй части книги его секретарь и друг Барух описывает, что Иеремия делал перед тем, как вавилоняне (халдеи) захватили Иерусалим (587 г.). Иеремия был советником царя Седекии. Он осуждал политику царя, искавшего союза с Египтом, предостерегал его и предсказывал неминуемую гибель. Когда во время осады Иеремия попытался покинуть Иерусалим, его обвинили в измене, заключили в тюрьму и бросили в яму, чтобы он сгнил заживо. Все это подстроили царские министры, Только тайное вмешательство слабовольного царя спасло Иеремии жизнь.

Эта история показывает, что Бог подвергает Своих вестников тяжким испытаниям; но не оставляет их в час нужды (Иеремия 37.1-38.13).

ПОСЛЕ ИЕХОНИИ, сына Иоакима, царем стал Седекия, сын Иосии: Навуходоносор, царь Вавилона, сделал его царем над Иудеей. Седекия, его слуги и народ страны не повиновались словам Господа, которые Господь говорил через пророка Иеремию.

Царь Седекия послал к пророку Иеремии Иегухала, сына Шелемии, и священника Софонию, сына Маасейи, чтобы они попросили его:

- Помолись о нас Господу, Богу нашему!

В то время Иеремия свободно жил среди людей, и его не бросали в тюрьму. Войско фараона выступило из Египта, и халдеи, осаждавшие Иерусалим, получили весть об этом и отошли от Иерусалима.

И было пророку Иеремии слово Господне.

Так говорит Господь, Бог Израиля:

- Царю Иудеи, пославшему вас вопросить Меня, скажите так: Войско фараона выступило вам на помощь, но оно вернется в свою страну, в Египет. И халдеи вернутся сюда, снова осадят этот город, захватят его и сожгут огнем!

Так говорит Господь:

- Не обольщайтесь, не думайте, что уйдут отсюда халдеи! Ибо не уйдут они. Даже если бы вы разбили войско халдеев, которое воюет с вами, и остались бы у них лишь раненые, то и тогда они поднялись бы, вышли из своих шатров и сожгли бы этот город огнем.

Когда войско халдеев отошло от Иерусалима, отступая перед войском фараона, Иеремия вышел из Иерусалима, чтобы идти в землю Вениаминову - бежал из города вместе с народом. Но когда Иеремия проходил через Вениаминовы ворота, находившийся там начальник стражи по имени Ирия, сын Шелемии, внук Ханании, схватил пророка Иеремию и сказал:

- Ты хочешь перебежать к халдеям! Иеремия ответил:

- Ложь! Я не бегу к халдеям.

Но Ирия его не слушал. Он схватил Иеремию и привел к вельможам. Вельможи были разгневаны на Иеремию. Они избили его и заключили под стражу, в дом писца Иегонатана (этот дом сделали тюрьмой). Так Иеремия оказался в подземной темнице и просидел там много дней.

Царь Седекия послал за Иеремией. Того привели во дворец, и царь тайно спросил его:

- Было ли слово от Господа? Иеремия ответил:

- Было!

И сказал Иеремия:

- Ты попадешь в руки царя вавилонского. Иеремия также сказал царю Седекии:

- Чем я виноват перед тобою, перед твоими слугами и всем этим народом, за что вы бросили меня в тюрьму? Где же ваши пророки, которые вам вещали: "Не придет к вам царь Вавилона, на землю эту!"? О владыка мой, царь, послушай меня, мольбу мою не отвергни! Не отправляй меня назад, в дом писца Иегонатана, ведь я умру там.

По приказу царя Седекии Иеремию отправили на двор стражи. Там ему выдавали в день по одной лепешке с улицы пекарей, пока не кончился весь хлеб в городе.

Итак, Иеремия оставался на дворе стражи.

Шефатия, сын Маттана, Гедалия, сын Пашхура, Иегухал, сын Шелемии, и Пашхур, сын Малкий, слышали, как Иеремия говорил всему народу такие слова:

Так говорит Господь:

- Кто останется в этом городе, тот умрет - от меча, от голода и мора. Кто выйдет к халдеям, тот останется жив - жизнь и будет ему наградой, будет он жить!

Так говорит Господь:

- Этот город будет отдан войску царя вавилонского, царь захватит город!

Вельможи сказали царю:

- Надо убить этого человека, ибо он, говоря такие слова, ослабляет воинов, оставшихся в городе, и весь народ! Не добра он желает народу, а только зла.

Царь Седекия сказал:

- Он в ваших руках, ибо царь перед вами бессилен! Иеремию схватили и бросили в яму для воды (эта яма на дворе стражи принадлежала царскому сыну Малкии). Иеремию спустили туда на веревках. В яме тогда не было воды, а только жидкая грязь, и в эту грязь Иеремия погрузился.

Эведмелех, эфиоп, евнух при царском дворце, услыхал, что Иеремию бросили в яму. Царь в это время сидел у Вениаминовых ворот. Эведмелех вышел из царского дворца и сказал царю:

- Владыка мой, царь! То, что сделали эти люди с пророком Иеремией, - злодейство! Они бросили его в яму, и он умрет там от голода, ведь в городе нет уже хлеба.

Царь приказал Эведмелеху, эфиопу:

- Возьми отсюда тридцать человек и подними пророка Иеремию из ямы, пока он не умер.

Эведмелех взял с собою людей и пришел в царский дворец, в кладовую одежды. Он забрал оттуда старые тряпки и изношенную одежду и спустил все это на веревках в яму к Иеремии. Эведмелех, эфиоп, сказал Иеремии:

- Обвяжи себя веревкой под мышками, а под веревку подложи старые тряпки и изношенную одежду.

Иеремия так и сделал. Стали поднимать Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. И остался Иеремия на дворе стражи.

Религиозные гонения

Навуходоносор и его наместники-евреи

Преследования со стороны государства по религиозным причинам описаны в книге Даниила. Эти события относятся к началу VI века до Р. X. Произошли они в Вавилонии, куда в 605 г. переселили часть иерусалимских жителей. Вавилонский царь Навуходоносор отобрал несколько молодых людей из переселенцев, чтобы они служили во дворце. Среди них были Даниил и трое его друзей Шадрах, Мешах и Авед-Него. Со временем Даниил стал главным царским советником, а его друзьям доверили управлять провинциями Вавилона.

Навуходоносор воздвиг огромного идола и приказал своим подданным ему поклоняться. Шадрах, Мешах и Авед-Него (Даниил не упоминается) отказались, потому что были верны своему Богу, и царь велел их страшно покарать.

Спасшее их чудо описано так живо, что стало излюбленным сюжетом для многих художников. Обвиняемые были оправданы, а их вера получила право на существование. Божье вмешательство убедительно доказало царю всемогущество Бога (Даниил 3.1-30).

ЦАРЬ Навуходоносор велел сделать золотого идола в шестьдесят локтей высотой, в шесть локтей шириной и поставить в долине Дура, в Вавилонии. И созвал царь всех сатрапов, градоначальников, наместников, советников, казначеев, судей, чиновников и правителей всех областей на освящение идола, которого поставил он, царь Навуходоносор.

Когда сатрапы, градоначальники, наместники, советники, казначеи, судьи, чиновники и правители всех областей собрались на освящение и предстали перед идолом, которого поставил царь Навуходоносор, глашатай громко провозгласил:

- Слушайте, все народы, роды и племена! Как только вы услышите звуки рога, свирели, кифары, гуслей, арфы, волынки и прочую музыку - падите ниц и поклонитесь золотому идолу, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, того немедленно бросят в пылающую печь.

И вот, как только раздались звуки рога, свирели, кифары, гуслей, арфы и прочая музыка, все народы, роды и племена пали и поклонились золотому идолу, которого поставил царь Навуходоносор.

Но среди халдеев нашлись люди, которые тут же пошли и донесли на евреев. Они сказали царю Навуходоносору:

- Царь, жить тебе вечно! Ты, царь, повелел, чтобы каждый, услышав звуки рога, свирели, кифары, гуслей, арфы, волынки и прочую музыку, пал ниц и поклонился золотому идолу, а кто не падет и не поклонится - того бросить в пылающую печь. Но евреи, которым ты поручил управлять делами Вавилонии, - Шадрах, Мешах и Авед-Него - тебя, царь, не слушаются, твоим богам не служат и золотому идолу, которого ты поставил, не поклоняются.

Страшно разгневался Навуходоносор и велел привести Шадраха, Мешаха и Авед-Него. Когда их привели к царю, Навуходоносор спросил:

- Это правда, Шадрах, Мешах и Авед-Него, что вы моим богам не служите и золотому идолу, которого я поставил, не поклоняетесь? Так вот: или приготовьтесь при звуках рога, свирели, кифары, гуслей, арфы, волынки и прочей музыки пасть ниц и поклониться идолу, которого я поставил, или, если не поклонитесь, вас немедля бросят в пылающую печь -и какой бог вызволит вас тогда из моих рук?

Но Шадрах, Мешах и Авед-Него отвечали царю Навуходоносору:

- Нет нам нужды отвечать на это. Если наш Бог, которому мы служим, может вызволить нас, Он нас вызволит и из пылающей печи, и из твоих рук, о царь. Но даже если и нет - все равно, царь, знай: твоим богам служить мы не станем и золотому идолу, которого ты поставил, не поклонимся.

Тогда Навуходоносор еще больше разгневался, глянул яростно на Шадраха, Мешаха и Авед-Него, приказал раскалить печь в семь раз жарче прежнего и велел лучшим воинам из своего войска связать Шадраха, Мешаха и Авед-Него и бросить в пылающую печь. Стража связала их - и в чем были, в шароварах, рубашках и шапках, бросила прямо в пылающую печь.

По суровому приказу царя печь разожгли так сильно, что воины, исполнявшие приговор над Шадрахом, Мешахом и Авед-Него, сами погибли от пламени. А те трое, Шадрах, Мешах и Авед-Него, упали связанные в огонь пылающей печи.

Но тут царь Навуходоносор пришел в изумление, поспешно встал и спросил у своих приближенных:

- Мы ведь бросили в печь троих, связанными? Ему отвечали:

- Именно так, о царь.

Он сказал:

- А я вижу, как четыре человека свободно ходят среди огня, целые и невредимые; и четвертый на вид подобен божеству.

Навуходоносор подошел к устью пылающей печи и позвал:

- Шадрах, Мешах и Авед-Него, рабы Бога Всевышнего! Выходите оттуда!

Тогда Шадрах, Мешах и Авед-Него вышли из огня. Собрались сатрапы, градоначальники, наместники, царские приближенные - и увидели, что огонь этих людей не тронул: и волосы у них не опалены, и одежда цела, и даже гарью от них не пахнет.

И царь Навуходоносор провозгласил:

- Благословен Бог Шадраха, Мешаха и Авед-Него, пославший Своего ангела и спасший рабов Своих, что в Него верили! Они ослушались царской воли, не пожалели своей жизни - но не стали ни служить, ни поклоняться никакому богу, кроме своего Бога. Мой приказ всем народам, родам и племенам: кто будет непочтительно говорить о Боге Шадраха, Мешаха и Авед-Него, того пусть разрубят на куски и дом его разрушат. Ибо никакой другой бог не может так спасать, как этот Бог спасает.

Затем царь дал Шадраху, Мешаху и Авед-Него важные должности в Вавилонии.

Геноцид, санкционированный государством

Артаксеркс, Аман и Эсфирь

Гонения на народ Израиля подробно описаны в книге Эсфири. Произошли они около 480 г. до Р. X., когда правил персидский царь Ксеркс. Кир, один из его предшественников, в 538 г. до Р. X. разрешил израильтянам, переселенным в Вавилон, возвратиться домой. Многие евреи остались в изгнании. И все же их часто притесняли из-за их религиозных обычаев. Иногда эти притеснения превращались в жесточайшие гонения.

Книга Эсфирь повествует о замысле персидского министра Амана. Он решил истребить всех евреев в империи Ксеркса. Царь одобрил этот план; но, благодаря своей отваге и мудрости, благочестивая Эсфирь сумела его разрушить. Царь взял ее в жены, не зная о том, что она еврейка. Действуя как тайный агент, Эсфирь разоблачила Амана и добилась от царя поддержки для своего народа. Бог ни разу не упомянут в книге, но успех Эсфири - очевидный знак Его тайного вмешательства (Эсфирь 3.1-8.17).

ЧЕРЕЗ некоторое время царь Артаксеркс возвеличил Амана, сына Хаммедаты-агагеянина, - возвысил его и определил ему место выше всех своих вельмож. И все придворные, состоявшие при вратах царя, преклоняли колена перед Аманом и простирались перед ним ниц, потому что так повелел царь. А Мардохей не преклонял колен и не простирался ниц. Придворные, состоявшие при вратах царя, говорили Мардохею:

- Что же ты пренебрегаешь повелением царя?

Изо дня в день говорили они так, но он не слушал. Тогда они рассказали всё Аману, желая посмотреть, устоит ли Мардохей (а он говорил им, что он еврей). Увидел Аман, что Мардохей не преклоняет перед ним колен, не простирается ниц, - и преисполнился злобы. Но расправиться с одним лишь Мардохеем он счел ниже своего достоинства. А ему рассказывали, к какому народу принадлежит Мардохей. И замыслил Аман истребить по всему царству Артаксеркса всех евреев, народ Мардохея.

В первом месяце, то есть в месяце нисан, на двенадцатый год правления Артаксеркса, перед Аманом бросали "пур" (что означает "жребий") о каждом дне и месяце - вплоть до двенадцатого месяца, то есть месяца адар.

Аман сказал царю Артаксерксу:

- Есть один народ, рассеянный по всем областям твоего царства среди других народов, но чуждый им; законы у этих людей совсем не такие, как у прочих народов, и законов царя они не соблюдают. Не подобает царю с этим мириться. Если царю угодно, пусть он издаст указ о том, чтобы истребить их, и тогда казначеи получат от меня для царской казны десять тысяч киккаров серебра.

Царь снял с руки перстень с печаткой и передал Аману, сыну Хаммедаты-агагеянина, врагу евреев. И сказал царь Аману:

- Серебро - твое, а с этим народом поступай, как тебе угодно. И вот, тринадцатого числа первого месяца позвали царских писцов, и был составлен указ, в точности как распорядился Аман, - послание сатрапам царя, наместникам всех областей и правителям всех народов, в каждую область местными письменами, каждому народу на его языке. Указ был составлен от имени царя Артаксеркса и запечатан печатью царя.

Во все владения царя был разослан с гонцами этот указ, где повелевалось истребить, перебить и уничтожить всех евреев, от мала до велика, с детьми и женщинами, в один день, тринадцатого числа двенадцатого месяца, то есть месяца адар, а имущество их разграбить. Такие грамоты, имеющие силу закона, предписывалось огласить по всем областям, всем народам, чтобы все были готовы к этому дню. Гонцы отправились немедля, по велению царя. Указ был оглашен в твердыне Сузах. Царь и Аман сели пировать, а город Сузы пришел в смятение.

Когда Мардохей узнал об этом, он разорвал на себе одежды, оделся в рубище, осыпал себя пылью и с громким, горестным воплем пошел по городу. Дошел он только до врат царя, потому что во врата царя нельзя было входить одетым в рубище. (В какую бы область ни приходил этот указ с повелением царя, везде начинались у евреев глубокая скорбь и пост, плач и рыдания; многие лежали на рубищах, в пыли.) Служанки и евнухи Эсфири пришли и доложили ей. Царица очень встревожилась и послала Мардохею одежду, чтобы Мардохей надел ее вместо рубища, но он отказался. Тогда Эсфирь позвала Хатаха, одного из царских евнухов, приставленного к ней царем, и поручила ему узнать у Мардохея, что все это значит и к чему это. Хатах вышел к Мардохею на городскую площадь, что перед вратами царя. Мардохей рассказал Хатаху, что с ним произошло, и сказал, сколько серебра Аман обещал отвесить для царской казны за истребление евреев. Дал он евнуху и грамоту - изданный в Сузах указ об истреблении евреев. Он велел показать Эсфири эту грамоту, рассказать обо всем и передать: пусть она идет к царю, просит его и молит за свой народ. Хатах вернулся и передал Эсфири слова Мардохея.

Но Эсфирь велела Хатаху передать Мардохею: - Все приближенные царя и народы во всех владениях царя знают: если кто-нибудь, мужчина или женщина, войдет к царю, во внутренний двор, незваным, один ему приговор - смерть. Только если царь протянет в его сторону золотой жезл, этого человека оставят в живых. А меня уже тридцать дней не звали к царю.

Передали Мардохею слова Эсфири. И Мардохей дал Эсфири такой ответ:

- Не думай, что ты, одна из всех евреев, спасешься - там, в царском дворце. Если в такой день ты смолчишь, избавление и спасение придет к евреям другим путем, а ты погибнешь, и с тобой весь род твой. Кто знает, не ради такого ли дня, как этот, ты сделалась царицей?

Тогда Эсфирь передала Мардохею ответ:

- Пойди, собери всех евреев, какие есть в Сузах, и поститесь ради меня - не ешьте и не пейте три дня и три ночи. И я с моими служанками буду поститься так же, а потом пойду к царю, хоть это и не по закону. Если я погибну - значит, погибну.

Мардохей пошел и сделал все, как велела ему Эсфирь.

На третий день Эсфирь облачилась в царские одежды, пошла и встала во внутреннем дворе царского дворца, перед царскими покоями. А царь восседал на своем престоле - в царском чертоге, лицом ко входу.

Когда царь увидел, что во дворе стоит царица Эсфирь, он почувствовал расположение к ней. Царь протянул в сторону Эсфири золотой жезл, который был у него в руке. Эсфирь подошла и коснулась верхушки жезла.

Царь спросил у нее:

- Что тебе, царица Эсфирь? Какая у тебя просьба? Проси хоть полцарства - все получишь.

Эсфирь сказала:

- Если царь соблаговолит, пусть возьмет с собой Амана и придет сегодня на пир, который я устрою для царя.

Царь сказал:

- Немедля позовите Амана, и пусть будет так, как хочет Эсфирь!

Царь с Аманом прибыли на пир, который устроила Эсфирь. Они выпили вина, и царь сказал Эсфири:

- О чем ты просишь? Ты получишь все. Какая у тебя просьба? Проси хоть полцарства - все будет исполнено.

Эсфирь отвечала:

- Прошу и молю, если я снискала милость царя, если царю угодно сделать то, о чем я прошу, исполнить мою просьбу, - пусть царь с Аманом прибудут на пир, который я устрою для них завтра, и тогда я отвечу царю.

В тот день Аман уходил радостный и довольный. Но когда при вратах царя он увидел Мардохея и тот не встал перед ним, даже не дрогнул, - преисполнился Аман злобы на Мардохея, однако сдержался и пошел домой.

Велев позвать своих друзей и жену Зерешь, Аман стал говорить им о своей славе и богатстве, и о том, как много у него сыновей, и о том, как царь возвеличил его и возвысил над прочими вельможами и приближенными.

- И еще, - сказал Аман, - царица Эсфирь, устроив пир, пригласила прийти к ней вместе с царем не кого-нибудь, а ме- ня! И завтра я тоже зван к ней вместе с царем. Но все это для меня ничто, когда я вижу Мардохея-еврея при вратах царя.

Его жена Зерешь и друзья посоветовали ему:

- Пусть установят столб высотой в пятьдесят локтей, а наутро попроси царя, чтобы Мардохея повесили на этом столбе, и с легким сердцем иди на пир вместе с царем.

Эти слова пришлись Аману по душе, и он велел установить столб.

В ту ночь царю не спалось. Он велел принести Памятную книгу, то есть летопись, и стали ее читать царю. Была там и запись о том, как Мардохей разоблачил Бигтану и Тереша, двух царских евнухов, стражей порога, замысливших покушение на царя Артаксеркса. Царь спросил:

- Какую честь воздали за это Мардохею, как его отличили? И приближенные, что служили царю, ответили:

- Его никак не наградили. Царь спросил:

- Кто это там во дворе?

А это Аман пришел во внешний двор царского дворца -просить, чтобы царь велел повесить Мардохея на столбе, который он, Аман, установил.

Приближенные доложили царю:

- Это Аман стоит во дворе. Царь приказал:

- Пусть войдет.

Аман вошел, и царь спросил его:

- Что сделать для человека, которому царь желает воздать почести?

Аман подумал: "Кому же, как не мне, царь желает воздать почести?" И ответил Аман царю:

- Если царь желает воздать кому-нибудь почести, то пусть принесут одеяние царское, в которое облачается царь, и приведут увенчанного царским убором коня, на котором ездит царь. Пусть передадут это одеяние и коня кому-нибудь из самых знатных царских вельмож, а тот облачит человека, которому царь желает воздать почести, посадит его на коня и проведет коня под уздцы по городской площади, возглашая: "Вот что делают для человека, которому царь желает воздать почести!"

Тогда царь велел Аману:

- Немедля возьми одеяние и коня, о которых ты говорил, и сделай все это для еврея Мардохея, который состоит при вратах царя! Сделай все, как сам говорил, ничего не упусти.

И взял Аман одеяние и коня, облачил Мардохея, посадил его на коня и провел коня под уздцы по городской площади, возглашая: "Вот что делают для человека, которому царь желает воздать почести!"

Потом Мардохей вернулся к вратам царя, а Аман поспешил домой, удрученный, накрыв голову. Аман рассказал своей жене Зерешь и всем друзьям, что с ним приключилось. И ответили ему мудрецы и жена его Зерешь:

- Если этот Мардохей, из-за которого началось твое падение, родом из евреев, то не одолеешь ты его, падешь ты перед ним!

Не успели они договорить, как явились царские евнухи и спешно повели Амана на пир, который устроила Эсфирь.

Пришли царь и Аман пировать с царицей Эсфирью. И снова, как накануне, они выпили вина и царь сказал Эсфири:

- О чем ты просишь, царица Эсфирь? Ты получишь все. Какая у тебя просьба? Проси хоть полцарства - все будет исполнено.

Царица Эсфирь ответила:

- Если я снискала милость твою, о царь, если царю угодно, пусть сохранят жизнь мою - вот о чем я прошу! Пусть сохранят народ мой - вот о чем я молю! Потому что проданы мы - и я и мой народ - преданы на истребление, на избиение, на гибель! Если бы нас собирались продать в рабство, сделать рабами и рабынями, я бы смолчала - даже из-за такой беды не подобало бы беспокоить царя!

Царь Артаксеркс стал расспрашивать царицу Эсфирь:

- Кто же это? Где он? Кто смеет творить такое? Отвечала Эсфирь:

- Он, враг и недруг! Вот этот злодей Аман!

И Амана охватил ужас перед царем и царицей.

Царь в гневе покинул пир и вышел в дворцовый сад, а Аман остался, чтобы вымолить себе жизнь у царицы Эсфири: он видел, что царь уже решил его участь.

Царь возвратился из дворцового сада в пиршественный чертог и увидел, что Аман припал к ложу, на котором возлежит Эсфирь. Царь воскликнул:

- Еще и на царицу посягать, при мне, в этом доме! Сказал царь слово - и закрыли лицо Аману.

Тогда Харвона, один из евнухов, состоявших при царе, сказал:

- А ведь Аман велел установить столб для Мардохея, чьи слова сослужили царю добрую службу, - и этот столб, высотой в пятьдесят локтей, уже стоит у дома Амана!

Царь велел:

- Там его и повесить!

И повесили тело Амана на том самом столбе, что он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих.

В тот день царь Артаксеркс отдал царице Эсфири все достояние Амана, врага евреев. И предстал перед царем Мар-дохей (Эсфирь рассказала, кем он ей приходится). Царь снял свой перстень, который он забрал у Амана, и отдал Мардохею. А Эсфирь поручила Мардохею управлять достоянием Амана.

И снова Эсфирь обратилась к царю: упав к его ногам, она со слезами умоляла царя не допустить, чтобы исполнилась злая воля Амана-агагеянина и его злой замысел против евреев. Царь протянул в сторону Эсфири золотой жезл. Эсфирь поднялась, встала перед царем и сказала:

- Если царю угодно, если я снискала его милость, если царь сочтет правильным, если я удостоилась его благоволения, то пусть будет написано распоряжение об отмене того указа, что Аман, сын Хаммедаты-агагеянина, написал, замыслив истребить евреев во всех владениях царя. Могу ли я спокойно смотреть, как беда надвигается на мой народ, могу ли глядеть, как гибнет род мой?

Царь Артаксеркс сказал царице Эсфири и еврею Мардохею:

- Что ж, все достояние Амана я передал Эсфири, а его самого повесили на столбе за то, что он хотел расправиться с евреями. Теперь вы, от имени царя, напишите о евреях указ, какой сочтете нужным, и запечатайте царским перстнем. Указ, написанный от имени царя и запечатанный царским перстнем, непреложен.

И тогда, в третьем месяце, то есть в месяце сиван, двадцать третьего числа, вызвали царских писцов, и был составлен новый указ, в точности как распорядился Мардохей, - послание всем евреям, а также сатрапам, наместникам и правителям всех ста двадцати семи областей, от Индии до Куша, в каждую область местными письменами, каждому народу на его языке, и евреям - их письменами и на их языке. Этот указ, составленный от имени царя Артаксеркса и запечатанный перстнем царя, был разослан с конными гонцами на лучших скакунах из царских конюшен.

Этим указом царь разрешал евреям в каждом из городов собраться и постоять за себя: истребить, перебить и уничтожить в каждом племени и в каждой области всякое сборище, что ополчится на них, с детьми их и женами, а имущество врагов разграбить - во всех владениях царя Артаксеркса в один и тот же день, тринадцатого числа двенадцатого месяца, то есть месяца адар. Такие грамоты, имеющие силу закона, предписывалось огласить по всем областям, всем народам, чтобы евреи были готовы к этому дню, чтобы приготовились они расквитаться с врагами.

Гонцы на конях из царских конюшен помчались немедля, по велению царя. Указ был оглашен в твердыне Сузах. Мардохей вышел от царя в царском одеянии из лиловой шерсти и тонкого льна, в большом золотом венце, в плаще из белого виссона и багряной шерсти. Город Сузы ликовал и радовался. У евреев были свет и радость, веселье и торжество. И в какую бы область, в какой бы город ни приходил этот указ с повелением царя, везде начинались у евреев радость и веселье, пир и праздник. И многие люди из народов этой страны перешли в еврейство, потому что их объял страх перед евреями.

Массовые убийства

Убийца Ирод

Евангелие от Матфея рассказывает о том, как младенец Иисус, подобно Моисею, едва не стал жертвой массовой резни. Когда царь Ирод, правитель Иерусалима, узнал, что в Вифлееме родился новый царь Израиля, он очень испугался и приказал убить всех детей в Вифлееме моложе двух лет. Благодаря Богу Иисус был спасен, но вифлеемские дети стали жертвами резни. Рассказ об этом чудовищном преступлении вводит одну из ключевых тем Евангелия — отвержение и преследование, которые Иисус претерпевает, как Мессия. Тема эта проходит через все Евангелие, и ее кульминацией становятся Страсти Христовы (Евангелие от Матфея 2.1-18).

И ВОТ  после того как в иудейском городе Вифлееме, при царе Ироде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты. "Где новорожденный царь евреев? - спрашивали они. - Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести". Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим. Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. "В иудейском городе Вифлееме, -ответили они. - Потому что так написано пророком:

"И ты, Вифлеем, земля Иуды,
не самый малый средь главных городов Иуды:
из тебя произойдет вождь,
пастырь народа Моего Израиля".

Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды и направил в Вифлеем, сказав им: "Ступайте и все в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести". Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали. Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края другой дорогой.

После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его". Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь устами пророка: "Из Египта призвал Я Сына Моего".

Когда Ирод увидел, что звездочеты его провели, он пришел в ярость. Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рожденных в то время, о котором он узнал от звездочетов. И так исполнилось сказанное устами пророка Иеремии:

"Слышен в Раме вопль,
рыдания и стоны.
Это Рахиль оплакивает своих детей
и не хочет утешиться, потому что их больше нет".

Публикуется по изданию: Криминальные истории в Библии. Составитель Бертрам Зальцманн. Российское Библейское общество, Москва, 2009


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования