Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

В.П. Рябушинский. Русские иконы из собрания Цейнер-Хенриксен. Фрагмент из книги "Старообрядчество и русское религиозное чувство". [церковное искусство]


Собрание икон Цейнер-Хенриксен, пусть и не очень обширное, включает 34 священных изображения и является одной из интереснейших коллекций за пределами России. Художественное оформление изображений и богатство красок могут существенно способствовать признанию иконописи и научить ценить особый мир икон. Все иконы собрания, за исключением одной, греческого происхождения, написаны на севере России или в центральных ее областях. В основном они относятся к XVI веку, но некоторые датируются XV и началом XVII века. Вторую половину XVII столетия можно охарактеризовать как эпоху заката старинной школы иконописи. Это произошло под влиянием западного искусства. Только небольшое меньшинство (староверы), отделившееся от господствующей церкви и придерживавшееся древних традиций, сохранили искусство иконописи в его древней неизменной форме. Они собирали старинные иконы, изучали и продолжали писать их в том же самом стиле. Так продолжалось вплоть до начала XX века, когда наконец эта школа вновь получила признание.

Что такое икона? По-гречески это слово означает "изображение", "портрет". Подобное определение справедливо и по отношению к священному образу, который также является портретом, но совершенно своеобразным. Икона представляет человека, плоть которого преображена святостью. Иконы пытаются сохранить по возможности и портретное сходство, что мы видим на иконах XIII, XIV и XV веков. В то время некоторые иконы иногда писались с живых людей, если те были окружены славой святости.

Там же, где подобное соответствие образа его оригиналу не было возможным, придерживались определенных канонов. Следовать собственной фантазии или воображению иконописцу и в голову не приходило. В иконописи собственное "я" автора полностью скрывалось. Иконы никогда не подписывались.

Нам не известны авторы ни одной из 34 икон собрания. Иконописание не подвержено ни зависти между художниками, ни ревности между ними, оно стремится максимально приблизить образ к Священному Писанию и литургическим текстам.

Но было бы ошибкой утверждать, будто икона является некоей иллюстрацией последних. Эта связь совершенно иная. Слова в иконе передаются иначе, чем в книге. Если в Писании — буквы, то в иконе — живописные образы. При внимательном изучении иконы этот принцип можно легко понять. Возьмем, например, икону Покрова. Ее полное наименование: "Покров Пресвятой Богородицы". На иконе мы видим внутренность константинопольского Влахернского храма. Вверху, под куполом, представлена молящаяся Богородица, окруженная ангелами, апостолами и святыми. Есть два основных варианта этого изображения: в первом случае Богородица молится с приподнятыми руками и два ангела поддерживают над Нею распростертый покров. В нашем случае икона, датируемая XVI веком, следует именно такой иконографии. В другом же варианте Богородица Сама держит покров и распростирает его над собравшимися в храме людьми, в знак защиты всего рода человеческого.

В правом нижнем углу иконы мы видим изображения двух персона-жей. Это — святой Андрей во Христе юродивый и византийский юноша Епифаний. Раб и в то же время наставник и учитель в делах духовных, святой Андрей первым увидел явление Богородицы в храме и показал его своему спутнику.

В нашей иконе мы можем, так сказать, прочесть два евангельских от-рывка: во-первых, пророчество Богородицы о собственном прославлении (Лк., 1, 48—49): "Се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его". Во-вторых, отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором ясно выражается важность молитвенного заступничества Богородицы перед своим Сыном за род человеческий, — это рассказ) о чуде в Кане Галилейской (Ин., 2, 1—10).

Христос вначале воздерживается исполнить просьбу Матери, но вскорости все же ее исполняет.

Когда появились первые иконы? Церковное предание гласит, что Господь оставил нам в качестве первой иконы отпечаток Своего Лика на мокром плате, который Он передал эдесскому царю Авгарю через художника Ананию. Что же касается икон Богородицы — первые такие образы были написаны самим апостолом Лукой. Так учит Церковь, светская же наука об этом умалчивает, но все же она должна признать, что изображения Христа, Его Матери, апостолов и иных выдающихся личностей христианского мира вполне могут восходить к I столетию. Дело в том, что во времена Христа и в 1 веке портретная живопись в Римской империи не только процветала, но и распространена была весьма широко. Уличные художники писали портреты даже для небогатых людей, например молодых солдат, чтобы те могли послать их на родину. А в Египте портретная живопись использовалась как оформление захоронений. Эти портреты имели еще и религиозное значение. Сотни подобных изображений найдены в Фаюме и других местах Египта. Благодаря сухому египетскому климату они хорошо сохранились. Во всех крупных музеях мира подобных портретов очень много.

Эти портреты писались на грунтованных деревянных дощечках, а иногда на льняных холстах, восковыми красками либо яичной темперой.

Все иконы нашей коллекции написаны яичной темперой. То же можно сказать практически обо всех иконах начиная с IX века. Вероятно, уже в VIII веке краски на восковой основе выходят из употребления.

Технически до сих пор используемая в иконописи яичная темпера предпочтительнее и для современной светской живописи, так как деревянная основа иконы и яичная темпера много более устойчивы перед временем, чем льняные холсты и масляные краски. И еще одному учит нас древняя иконописная техника — это даже не совсем рационально: осознание, что мы соединены в Вере с нашими пращурами, первыми христианами, не только духовной и душевной связью, но и материальной. И еще одно замечание: когда мы показываем западному человеку иконы, мы предлагаем ему не нечто чуждое его культуре, а то, сонаследником чего является и он. От памятников романского искусства, находящихся главным образом на Западе, веет особым духом, который напоминает нам об иконах. Романское искусство долгое время оставалось в забытьи. Только в XX веке оно вновь напомнило о себе, и проявляемый к нему интерес — не только археологический, но и сугубо религиозный.

Русские иконописцы за границей, в наши дни исполняющие иконы в духе древней иконописи, весьма часто востребованы протестантами и католиками для написания образов. Это не мертвое, а доныне живущее искусство.

Западный человек чувствует, что он тоже является сонаследником сокровища мира икон. Когда мы предлагаем ему для созерцания репродукции со знаменитых икон, он находит в них много духовной радости и эстетического удовольствия. Да будет так!

Но было бы совершенно неуместным использовать печатные репродукции вместо настоящих икон в богослужебных целях. Отождествлять репродукцию с настоящей иконой нельзя.
 
Публикуется по изданию: Владимир Рябушинский "Старообрядчество и русское религиозное чувство", Мосты культуры - Москва, 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования