Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Св. Филарет (Вознесенский). Слово о грехе и болезни. [гомилетика]


Святое Евангелие повествует нам о множестве чудес, которые сотворил во всей Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос. Но то чудо, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангелии, имеет особый характер, почему, между прочим, оно в году читается дважды: один раз в Великом посту и потом еще один раз — в один из воскресных дней, уже не во время поста. (1)

В этом чуде мы видим, как вера человека дает ему силу, мужество и решимость добиться своей цели, если даже встречаются несомненные препятствия.

Один человек заболел болезнию, которая в Евангелии именуется расслаблением (по-нашему — паралич), и его друзья решили во что бы то ни стало принести его к Божественному Чудотворцу, о Котором слава гремела уже тогда по всей Палестине. Но когда друзья принесли его к дому, где учил Господь, то оказалось, что нет никакой возможности приблизиться к Нему, потому что Его окружала масса народа. У них была тяжелая ноша — они несли своего больного друга в переносной постели или на носилках, — и увидели, что им никак к Нему не пройти.

И вот, тогда они не остановились перед совершенно необычным средством: поднявшись на плоскую, сделанную из черепицы крышу, они ее разобрали; быть может, хозяева дома особого удовольствия не испытывали, видя это; но они сделали свое дело и таким чрезвычайным способом добились того, что переносную постель, на которой лежал расслабленный, опустили прямо к ногам Спасителя.

Но как назидательно дальнейшее повествование об этом чуде! Евангелист говорит, что Спаситель, видя веру их, говорит расслабленному: "Отпускаются тебе грехи твои". Обратите внимание на слова "веру их"; не сказано "веру его", т. е. самого расслабленного. Возможно, слова "веру их" относились и к нему, а может быть, и нет, потому что паралич мог его привести в полное расслабление и душевных, и телесных сил. У него самого вера могла и поколебаться; может быть, у него и не было твердой веры; но Господь видит "веру их" — тех, кто принес этого больного и свою веру уже доказал своей решимостью и настойчивостью.

Видя веру их, Господь обращается к больному, но не говорит ему сразу "встань", а говорит ему: "Чадо, отпускаются тебе грехи твои". Этим Господь сразу дает нам урок, что нужно смотреть, как говорят, в корень дела, и прежде, чем врачевать тело человека, нужно уврачевать его душу. Болезнь, прямо или косвенно, всегда есть результат греха. Если бы люди не грешили, то и не болели бы. И вот, Господь показывает нам, как врачуется этот корень, и сначала исцеляет душу от греха, от болезни греховной.

Но тут получилась неожиданная реакция на слова Спасителя. Когда Он говорил: "Отпускаются тебе грехи твои", — то среди окружавших Его в это время были и Его враги, книжники и фарисеи, которые и из этого случая не замедлили извлечь для себя повод к осуждению и порицанию. Они стали думать, что Он богохульствует, отпуская грехи, т. к. кто же может отпускать грехи, кроме одного Бога, — и не подозревая того, что они в данном случае правы, потому что Отпускавший грехи был именно Бог воплощенный.

Тогда Господь показал им, что Он видит их мысли, и сказал: "Что вы думаете в сердцах своих? Скажите, что легче, по-вашему, сказать: "отпускаются тебе грехи" или "встань, возьми постель твою и иди"?" — По существу, сказать первое труднее. Ибо действительно, отпускать грехи может только Бог или Его служитель, имеющий на это от Него власть и право. Сказать же "возьми постель твою и ходи" — значит действовать уже в порядках обычной нашей жизни. Но это — по существу.

А с внешней стороны, как и думали книжники и фарисеи и многие из народа, конечно, труднее сказать второе. Потому что сказать: "отпускаются тебе грехи", — легко, а отпущены они или нет — кто может проверить? Сказал — и сказал... А если сказать больному: "возьми постель твою и иди", — а он не встанет и не пойдет, то получится нехорошо. Поэтому, с человеческой точки зрения, судящей по внешности, труднее сказать второе.

Вот Господь и говорит: "Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, — тебе говорю, — обращается Он к расслабленному, — возьми постель твою и иди в дом твой". То есть, "чтобы вы знали, что у Меня есть та власть, о которой вы говорите и которая принадлежит только Богу, Я делаю на ваших глазах то, что, с вашей точки зрения, гораздо труднее, — исцеляю расслабленного".

Но я еще раз хочу повторить то, что для нас с вами необходимо всегда помнить: врачевать больного человека нужно с основы.

Вот почему верующие люди, когда они серьезно заболевают, и когда вокруг них идут разговоры о том, чтобы пригласить врача, а может быть, созвать и консилиум, говорят: "Сначала призовите служителя Церкви, он укрепит меня таинствами церковными — исповедью, принятием Святых Тайн и соборованием (или елеосвящением — таинством, специально назначенным для врачевания). И когда душа моя будет освобождена от тяжести греховной, тогда лечите и мое тело". Так и нужно всегда поступать.

А ведь нам, духовникам, сплошь и рядом приходилось встречаться с печальными случаями, когда человек болен тяжело и опасно, ему грозит смерть, а окружающие его и родные не приглашают к нему священника, говоря: "Мы боимся его испугать".

Разве можно руководиться такими соображениями, когда человек, быть может, стоит вплотную перед концом своей жизни? Как же лишить его главного — того, что необходимо для отходящей души?! — Нет! Не приглашают служителя Церкви! Говорят: "Боимся испугать"...

А между прочим, нужно иметь в виду и то, что человек, который сознает, что его болезнь может кончиться смертью, уже совсем по-другому смотрит на все — у него иное восприятие. Мне, грешному, приходилось причащать за долгие годы священства многие сотни, а может быть, и тысячи больных, и я не помню ни одного случая, чтобы больной испугался. Наоборот — больные всегда с радостью встречают служителя Церкви, несущего им благодатное укрепление и освящение.

Это и есть то первое и главное, что необходимо сделать для больного, а потом уже делать все остальное, т. е. врачевать его земными лекарствами. Но прежде всего надо уврачевать его бессмертную душу. Аминь.
 
----------------

1 Мк. 2:3-12; Лк. 5:17-26.

Источник: "Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964-1985)", - Санкт-Петербург, 2007. Составление и комментарии монахини Кассии (Т.А. Сениной)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования