Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

П. Шахматов. Покровка. Рассказ о жизни старообрядцев в Китае. [древлеправославие]


В настоящей статье кратко описывается жизнь русских людей-старообрядцев деревни Покровки, в районе Трех-Речья, - в северо-восточной части Китая. Жители этого сурового края своим напряженным трудом обратили дикую и пустынную местность в цветущий край. Многими усилиями и не всегда при благоприятных условиях они устраивали свою жизнь на чужбине.

Небольшая извилистая река с крутыми перекатами с грохотом переливается через речные камни; особенно она шумит в том месте, где берет резкий, крутой поворот. Вода в ней изумительно прозрачна, что даже видно любого размера гальку в самом глубоком месте реки. Узкой голубой лентой она проходит между гор, пересекает долины мелких речушек, принимая их в свое русло. Только в своем устье река выходит на равнину, и в этом месте она наиболее широка и течение ее плавное.

Зимой река замерзает, покрываясь толстым слоем льда, но по-прежнему, не замерзая, журчит на перекатах, не поддаваясь жестоким морозам суровой зимы. Река носит название - Илгачи. И текут ее быстрые холодные воды в другую, но гораздо большую реку Ган.

Обе стороны реки покрыты густыми зарослями кустарника, шиповника, деревьями дикой яблони и черемухи. Изредка встречается вяз, осина, ива, а иногда — тополь. Между деревьями растет малина, малоцветная смородина и рябина.

Ранней весной, как только начинает таять снег, мутные ручьи бурными потоками устремляются в реку, она быстро наполняется, затем, вздувшись, с грохотом разрывает свой зимний покров. Начинается ледоход. С шумом и треском плывут льдины, громоздясь одна на другую и, раздробившись на части, исчезают в пучине мутных вод. Иногда река выходит из берегов и, разливаясь, затопляет окрестные луга и постройки жителей на низких местах. По берегам реки виднеются лишь верхушки деревьев, пригибаемые сильным течением до самой воды. Величественной и грозной бывает река в эту пору.

Не успеет еще последний снег сойти с полей, а природа уже начинает оживать и просыпаться от долгого зимнего сна. Луга покрываются зеленью сочных трав, и кое-где уже появляются первые полевые цветочки. Распускаются почки, и деревья покрываются темно-зеленой листвой, начинают ярко цвести, наполняя воздух благоуханием. И тут взору представляется неописуемая красота: река на всем своем протяжении одевается в сказочный убор, покрываясь кудрявой каймой цветущей черемухи и яблони.

В утреннюю пору, когда долина реки окутана густым туманом и ощущается свежесть раннего легкого ветерка, в природе чувствуется какая-то особая трогательная тишина и спокойствие. Не слышно еще звуков лесных обитателей, и деревья не шумят своей листвой. Приятно и радостно в такую пору в лесу!

Природа дремлет, но уже вдали начинает белеть восток, звезды блекнут на небе, а вскоре и совсем исчезают. Огненным пламенем загорается заря, и первые лучи солнца устремляются на землю, засияв яркими красками на траве, покрытой крупными каплями росы. Неудержимо льются горячие потоки света на просыпающийся Божий мир. И вот уже все кругом зашевелилось, зашумело, запело. Воздух наполняется пением и щебетанием птиц, в траве стрекочут кузнечики, и разноцветные бабочки порхают над полями. Легко и привольно дышится в объятиях этой таинственной, своеобразной, верной природы, и трудно представить иную, более живописную картину раннего утра.

Если западная часть Трех-Речья представляет из себя луговую степь, то уже в долине реки Илгачи она переходит в лесостепь, покрытую невысокими горами, постепенно переходящими в предгорья Большого Хингана. Горы покрыты лесом, главным образом березой, лиственницей и осиной. В степях и лесах водилось много разных диких зверей: волков, лисиц, зайцев, изюбрей, диких коз и даже иногда встречались медведи. По мере того, как увеличивалось население края, звери все дальше и дальше уходили в леса и горы.

По левую сторону Илгачи была расположена деревня Покровка. Левый берег реки довольно холмистый, возвышенный, вдоль него без особого порядка разбросаны деревянные постройки жителей, в основном русских. Посередине деревни проходила широкая проселочная дорога, при въезде она идет, извиваясь, низиной, затем резко поднимается кверху. На самой вершине холма по левую сторону от дороги стояла старообрядческая Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Старообрядческая община в Покровке была многочисленной, составляла примерно половину всего населения деревни. Жителями Покровки являлись, главным образом, выходцы из Забайкальского края, Западной Сибири и часть из центральной России. Через жестокие страдания прошли эти люди, оставив позади поруганную и многострадальную Родину, покинув своих родных и близких.

Нелегкой и сложной была жизнь первых поселенцев этого сурового северного края. Напряженным трудом они вели борьбу за освоение пустынной местности без каких-либо средств и помощи. Только глубокая вера в Бога воодушевляла их; для них высшим идеалом была и осталась вера отцов — вера православная. В горячем и искреннем исповедании веры черпали они духовные силы, столь необходимые для борьбы за свое существование. Вера в Бога выводила их из суеты земной жизни и открывала путь к пониманию вечных благ, указывала и определяла истинное назначение человеческого бытия. Для поклонения и прославления Господа Бога за Его милосердие к грешным людям нужна и внешняя сторона богослужения, а именно — храм Божий. В полном сознании всего этого, лишь только закрепившись на жительство вдоль берега реки, верующие первым долгом принялись за постройку храма. Было сделано обращение через протоиерея о. Иоанна Шадрина к епископу Афанасию Иркутско-Амурскому (1) за благословением на открытие прихода, таковое вскоре было получено, и постройка храма началась. (Позднее старообрядческие приходы в Трех-Речье вошли в состав Белокриницкой митрополии (2)). После окончания постройки храма в 1932 году, правящим архиереем епископом Афанасием был назначен настоятелем храма о. Иоанн Старосадчев, который прибыл в Трех-Речье из г. Харбина  (3).

В постройке храма участвовали также и жители других деревень Трех-Речья, их щедрые пожертвования помогли жителям Покровки быстро выстроить бревенчатый просторный храм в центре деревни на самом высоком месте. Храм был обнесен высоким дощатым забором, и вокруг него были рассажены разные деревья. Наиболее активное участие в постройке храма принимали семьи: Чучалиных, Чепурновых, Кудиных, Чистюниных, Шахматовых, Крупиных, Дулимовых, Кабановых, Боковых, Савиных, Авдеевых, Жигалиных и многих других. Их жертвенность и постоянная забота о храме указывали на сознание ими своего христианского долга, и они с честью его выполняли.

После освящения храма о. Иоанном Старосадчевым регулярно совершались богослужения до самого отъезда русских из Трех-Речья.

Часто обращали люди свои взоры в сторону родного края, и пред глазами вставали картины далекого, родного, прекрасного и незабываемого прошлого. Жестокая тоска сковывала сердце, тяжелый вздох вырывался из груди и крупные горячие слезы падали на чужую землю. В храме Божьем люди находили себе утешение, черпали духовные силы для преодоления жизненных испытаний и томящей тоски по родине, к которой в сердцах их навечно осталась пламенная любовь.

При церковных богослужениях помогали священнику о. Иоанну Старосадчеву псаломщик Тимофей Димитриевич Чучалин, Чистюнин Меркурий Семенович, Кабанов Феофан Кириллович, а позднее Леонид Васильевич Ширяев, братья Георгий и Федор Прохоровы—сыновья священника о. Константина. Кроме того, читали и пели в церкви подростки, обученные Л.В. Ширяевым. Много было хороших, верующих людей, богобоязненных и добродетельных, их добрые христианские дела служили и будут служить примером для грядущих поколений.

Особо хочется остановиться на одной доброй христианской семье, глубоко почитаемой в старообрядческой среде. Это были супруги Ширяевы, Леонид Васильевич и Мария Федосеевна. Истинно христианский образ жизни, незлобливость, душевная доброта, смирение, готовность помочь любому и каждому; все это создало атмосферу общего к ним уважения и почтения. Мария Федосеевна была преподавательницей в русской школе. Эта замечательная русская женщина пользовалась общей любовью и уважением, среди учеников и родителей, а также и общественности. Леонид Васильевич обучал детей церковно-славянскому чтению и пению. Его обходительность, кроткая улыбка и ласковый взгляд действовали на учеников с поразительной силой. Слушали его на занятиях внимательно и прилежно и выполняли все заданное к следующему уроку. У него был свой особый подход к детям, как-то просто и быстро он располагал к себе детские души и умело проводил урок, делая его интересным, понятным и увлекательным.

Многое уже было достигнуто Леонидом Васильевичем со своими учениками, но преждевременная смерть оборвала его плодотворную деятельность. Старообрядцы потеряли в лице его отзывчивого, честного, доброй души человека, любимого преподавателя и искреннего друга. Этот кроткий и смиренный человек навсегда останется в памяти людей, его знающих.

В последние годы своей жизни у него открылся дар писать иконы, одна из них находится в нашем св. Благовещенско-Успенском храме в Сиднее, которая несколько лет тому назад обновилась.

Обремененные большими семьями, постоянно находясь в тяжелой обстановке крестьянского труда, такие люди, как Тимофей Димитриевич Чучалин, относились к делам церковным с исключительным прилежанием и ревностью. Церковь для Тимофея Димитриевича была главной и неотъемлемой частью его жизни. Высокого роста, сухощавый, с пристальным взглядом на добродушном лице, он с первой встречи располагал к себе и вызывал доверие. Его большие натруженные руки свидетельствовали о нелегкой жизни, глубокие морщины на лице говорили о пережитом. Никогда не повышающий своего голоса, не терпевший грубых и шумных споров, он всегда говорил спокойно и обстоятельно. Это был добрый и глубоко верующий человек.

Прямая противоположность ему был его приятель Епифан Семенович низкого роста, коренастый, с большой окладистой бородой. Веселого, но кроткого нрава, он никогда не унывал и не огорчался. Со своей семьей он был одним из основателей прихода, да не только прихода, они с Тимофеем Димитриевичем были первые поселенцы Покровки.

Нельзя не упомянуть о большом труженике на церковном поприще Меркурии Семеновиче Чистюнине. Он исполнял не только функции старосты, но и вел полный досмотр за церковью. Постоянно следил за чистотой в храме, заботился о заготовке дров на зиму, чистил церковный двор и т.п. Кроме всего этого, он читал и пел в церкви и помогал священнику при исполнении треб.

Невозможно индивидуально описать каждого человека в этом кратком рассказе, но судьбы и дела их во многом схожи между собой, у всех у них было особое влечение и благоговение к Церкви Христовой.

Торжественно и радостно встречали верующие праздник Светлого Христова Воскресения. В Пасхальную ночь все шли в церковь, чтобы соединиться в общей духовной радости и с трепетом услышать в полночь святые слова: "Христос Воскресе". В этот праздник в народе какое-то особое торжественное и радостное состояние, сердца преисполняются молитвенным вдохновением, общей радостью и братской любовью. Люди посещают друг друга и в троекратном пасхальном поцелуе забываются все горечи и обиды, всюду восторг и радость, всюду душевная теплота и милосердие.

По деревне не умолкая разносится звон колоколов. Это подростки поочередно как бы разносят благую весть о Воскресшем Христе. Люди на время удаляются от всех забот и трудностей повседневной жизни.

Основным занятием жителей Покровки было хлебопашество и животноводство. Под посев обычно распахивались южные склоны холмов в подлесных местах. В верстах семи или восьми от деревни строились так называемые заимки (4), иногда по несколько заимок вместе, обычно недалеко от реки или ручья.

Весной, во время посева хлебов, почти все мужское население, включая детей от шестилетнего возраста, находилось на полях. Начиналась горячая пора сева. Вставать приходилось рано, чтобы до жары успеть вспахать побольше, так как в дневной зной работа замедлялась, рабочий скот быстро выматывался из сил, да и на людей жара действовала страшно утомительно. Мальчишки-пристяжники (5), покачиваясь в седлах, засыпали, только сердитый оклик отцов на время сбрасывал с них дремоту. В обеденный перерыв, когда взрослые отдыхали, за рабочим скотом обычно досматривали подростки, младшие же бежали к воде купаться. Их гулким шумом наполнялась окрестность, детский крик и радостный безмятежный смех звучал не умолкая. Зов старших обрывал веселье, и мальчишки нехотя разбегались по своим местам, принимаясь за свое дело.

Урожаи, несмотря на короткое лето, бывали хорошие, особенно урожайной была пшеница, которой засевалась основная площадь пахотных земель.

В субботу после обеда все бросали работу и выезжали в деревню помыться в бане, привести себя в порядок, чтобы вечером пойти ко всенощной в церковь. Внутри церкви полумрак, лишь восковые свечи да лампады ярко мерцали перед ликами святых. В храме торжественная тишина и спокойствие, горячей молитвой верующие возлагают свои упования на милосердие и щедроты Всеблагого Бога.

Наутро начиналась Божественная Литургия. В просторном храме мужчины, одетые в русские рубахи, стояли по правую сторону, женщины же по левую. Хор, состоящий преимущественно из мужчин, пел торжественно и проникновенно, духовной радостью наполнялись сердца верующих, в храме люди смиряли свою гордыню, душевные страсти и обретали душевное утешение.

Незаметно подходит сенокосная пора и начинается упорная, напряженная работа. В короткий срок нужно запасти корм для скота на долгую и суровую зиму. Уборка урожая сокращала эти сроки, а поэтому приходилось работать с раннего утра до полной темноты, люди забывали о времени и отдыхе. Только когда случались дожди, тогда вся работа останавливалась на полях; кое-кто принимался за ремонт инвентаря, другие направлялись в лес за поспевающей ягодой. Ребятишки же с удочками (если была поблизости река) располагались вдоль берега и подолгу терпеливо ловили рыбу. В те годы леса были еще не тронуты хищнической рукой человека и в реках водилось много разной рыбы. Изредка бывали случаи, когда в нужный момент созревания хлебов подолгу не бывало дождей. Устанавливаются томительные жаркие дни, какие бывают обычно во время знойной засухи. В такие дни на небе ни облачка, багровое солнце нещадно печет и его горячие лучи, льющиеся беспрерывно на землю, опаляют растительность. Листья деревьев и трав начинают желтеть, и не так давно цветущая степь резко изменяет свой облик, становится неузнаваемой, грустной и поблекшей. В сердца людей вкрадывается волнение и мучительная тревога за посевы хлебов: все усилия и труды могут быть напрасными, гибель урожая означала разорение крестьянину.

В таких случаях по общепринятому традиционному обычаю верующие устраивали крестный ход на поля и нивы. На простом крестьянском языке говорили: "пойти потрудиться". Обычно всегда собиралось много народу, нередко присоединялись жители соседних деревень, и вот большая колонна нестройными рядами движется по дороге, а порой и просто по открытому полю. Несут люди хоругви, св. иконы, главным образом запрестольные (образ Честного Креста Господня, Нерукотворный образ Христа Спасителя, Божией Матери), а также образа глубокочтимых в народе святых. Шествие это сопровождалось духовным песнопением; хор пел св. молитвы, Величания всем праздникам (Господским и Богородичным), всем святым и Божьим угодникам, псалмы и молебны. Но молебны, главным образом исполнялись у реки или источника, где совершалось малое освящение воды.

Нужно заметить, что никто не оставался равнодушным к этому величественному шествию верующих; проезжий или прохожий останавливался и благоговейно осенял себя крестным знамением, а иной проводит это шествие со слезой. Когда проходили мимо новообрядческого храма, то новообрядцы приветствовали крестный ход колокольным трезвоном.

Незабываемое впечатление осталось в памяти людей, принимавших участие в крестных ходах: с момента выхода с иконами из храма колонну сопровождали, беспрерывно кружась в небе, ласточки и другие пташки. Пением молитв славят верующие Всевышнего Бога, а над головой не умолкая раздается переливчатое пение птиц, они как бы совместно с людьми славят Творца Вселенной. Трогательная и величественная картина! Духовным подъемом объяты верующие, сердца их трепещут, из глаз бьются слезы покаяния, духовной радости и умиления.

После того как окончится освящение воды, священник окропляет водой св. иконы, молящихся, ближайшее поле и посевы, а затем крестный ход продолжает свой путь дальше. Хождение по полям иногда продолжалось несколько дней, кроме того, посещались те деревни, где жили старообрядцы, и если была там церковь, то совершалась вечерня и утреня, а наутро — Божественная Литургия.

После Богослужения крестный ход шел на Вознесенскую гору, где в честь Вознесения Господня был воздвигнут восьмиконечный крест, и там совершался молебен с водоосвящением. Часто бывало так, что молебен еще не окончен, а небо начинает быстро покрываться тучами и на землю падают первые капли дождя. Тогда иконы покрывались чем-либо и молебен продолжался, народ же, радуясь милости Божьей, стоял, не прикрываясь, надежде. После окончания молебна радостные, благодаря Бога, люди расходились по домам.

В начале августа начинается уборка урожая, в это время на полях стоит несмолкаемый шум жнеек, сноповязалок. Люди усиленно спешат убрать урожай вовремя, забывая о своем отдыхе. Возможно, это самая горячая пора года, и часто можно слышать до глубокой ночи шум и говор работающих людей.

С наступлением заморозков начинается молотьба; зерно ссыпают в амбары, а лишнее сдают государству. В конце осени и в начале зимы люди освобождаются от напряженного крестьянского труда.

Прошло немало времени с той поры, как люди покинули этот благодатный край, но в памяти их вечно живы картины того далекого прошлого, сердцу близкого и незабываемого.

 -----------

1 Рукоположен в архиереи в начале 1930-х, расстрелян 18 апреля 1938 г.

2 Т.е. перестали окормляться московской Архиепископией.

3 Ранее, с 1911 г. правящим архиереем был еп. Иосиф [(Антипин, 1853—после 1926)] "Иркутский и всея Восточный Сибири".

4 Заимка — занятый кем-либо земельный участок, по праву первого владения, и построенная на нем небольшая избушка, служащая базой во время посева и уборки хлебов.

5 Пристяжник — подросток, управляющий лошадьми, запряженными в соху.


Источник: Церковь (Лидкомб). 1983. № 13. С. 27-30. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования