Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Ф.Е.Мельников. К чему может привести подражание. [древлеправославие]


В некоторых местах старообрядцы и даже старообрядческие священники, пользуясь религиозной свободой, стали подражать никонианам, заимствуя от них неблагочестивые обычаи и порядки. Так, вскоре после Высочайшего указа 17 апреля 1905 г. некоторые наши священники надели широкорукавные рясы и стали совсем походить на никонианских иереев. Перенимать дурное им казалось делом хорошим. Но собор старообрядческих епископов своевременно устранил это не подобающее истинным пастырям св. Церкви обезьянничанье. И теперь не видать старообрядческих священников в широкорукавных рясах. Надеемся, что никто из них не станет и впредь унижать себя этой безобразно-меховатой одеждой, о которой еще Блаж. Иероним отзывался с осуждением.

Но подражанье, к сожалению, не совсем еще уничтожено. В некоторых приходах устраивались после церковных торжеств праздничные обеды, во время которых исполнялся народный гимн . Раньше такого обычая у старообрядцев не было. Это перенято у никониан. Конечно, никто из старообрядцев, глубокая преданность которых престолу засвидетельствована веками, не будет иметь что-либо против исполнения народного гимна. Но всякой вещи есть свое место. Как ни хороша, например, "Херувимская песнь", но петь ее за всенощной никто из старообрядцев не допустит. Пой за литургией, где она положена. На церковных старообрядческих торжествах не лучше ли петь вместо народного гимна церковную песнь "Спаси, Господи, люди своя", в которой испрашивается от Господа "победа державному царю нашему на супро-тивныя". Народный же гимн уместно петь на народных торжествах.

Проявилось в одном месте и при одном исключительном случае и другое подражанье более серьезного характера. В журнале "Церковь" (№ 16) было сообщено, что при погребении Е.И. Тихонова, члена III Государственной Думы, в ст. Червленной "всю дорогу до самого кладбища певчие и музыканты попеременно исполняли печальные мелодии". Недоумеваем, как мог допустить это старообрядческий священник в епархии архиепископа Иоанна, ревниво и строго оберегающего свою паству от малейших соблазнов! И кому тут нужна была музыка? Покойный, конечно, не нуждался в ней. Не нужна она была и провожавшим Е.И. богомольцам. Это было просто бессознательное подражание никонианам: "Там так делают, давайте и мы так устроим". Но ведь там признается нужным быть священнику и музыкантам.

"Следует ли священнику заниматься музыкой", — задается вопрос в "Миссионерском Обозрении", и дается на него такой ответ:

"Несомненно следует, священник должен быть в курсе всех явлений жизни в качестве руководителя паствы.

Игра на скрипке, на рояле и на гитаре? Что в этом дурного? Мы не говорим про уродливости; мы не говорим про тех священников, которые забывают свои обязанности, увлекаясь игрою, или про тех, которые играют для забавы помещиков. Повторяем, что все нравственно-уродливое должно быть чуждо священству. Но чистая музыка — это разговор души с Божеством. Она не может вселить дурных чувств. Она лучше слов проникает в душу молитвенным настроением, она дает чистую радость, чистую печаль и чистое веселие. Почему же нехорошо для священника свою радость, горе, смех и слезы изливать в музыке?".

А если это возможно священникам, то возможно, конечно, и архиереям, им — в особенности, ибо их душе чаще других приходится разговаривать с Богом. В монастырях же положительно необходима музыка, потому что она, по признанию оо. музыкантов из "Миссионерского Обозрения", "лучше слов проникает в душу молитвенным настроением". По этим же мотивам следует ее завести во всех приходах при богослужениях. Заведена же она у католиков. Может быть, мы будем скоро свидетелями того, как в храмах господствующей церкви по рецепту "Миссионерского Обозрения" заиграют священники на гитарах, а прихожане — на скрипках, чтобы иметь "высокое молитвенное настроение", которое дается музыкой лучше, чем словами, как в этом уверяют нас музыканты-миссионеры. Они, несомненно, поднимут этот вопрос на предстоящем миссионерском съезде. Кстати, его и разрешить теперь очень легко. Мы только что вычитали в музыкально-народном журнале "Баянъ" следующее известие:

Новое применение граммофонов. В Германии испрашивается привилегия на употребление граммофона... в похоронных процессиях. Помещенный под колесницею аппарат будет очень громко исполнять похоронные марши, заменяя вполне целый оркестр.

Не нужны хоры, не нужны большие затраты на них денежных средств, устраняется и трудная задача подбора голосов и обучения пению. Приобретите граммофон — последнее усовершенствование музыкальной техники, — и вы будете иметь за ничтожную : сравнительно сумму высокое "молитвенное настроение". Чего же лучше!

И если старообрядцам идти по пути подражания всем выдумкам пастырей господствующей церкви, то легко и скоро можно прийти от широких рукавов к широкой молитве на музыке и похоронным граммофонам.

Очень необходимо, чтобы наши архипастыри и пастыри своевременно предохраняли свою паству от подобных увлечений и своим молчанием не создавали бы лишних поводов к соблазнам и преткновениям нашим братьям — беспоповцам и беглопоповцам, привлечения которых к себе мы так горячо желаем.

Церковь № 21. 1908. Шалаев.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования