Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Иоанн Рейсбрук. Одеяние духовного брака. Книга первая. [католицизм]


 Предисловие

"Вот жених идет, выходите навстречу его". Святой евангелист Матфей написал эти слова и Христос сказал их своим ученикам и всем людям в притче о девах. Этот жених есть Христос, а человеческая природа -- невеста, которую Бог сотворил по своему образу и подобию. Он поместил ее сначала в месте самом возвышенном, самом красивом, самом богатом и самом плодоносном на всей земле; это был рай. И Он подчинил ей всех тварей и украсил ее дарами благодати и дал ей запрещение, чтобы послушанием она могла удостоиться быть утвержденной в вечном союзе со своим женихом и никогда больше не впадать в какую-либо скорбь или грех.

Тогда пришел обманщик, враг адский и завистливый, под видом лукавого змея; и он обманул жену, а вдвоем они обманули мужа, который обладал сущностью природ. И враг ограбил природу, невесту Бога, посредством своих лживых советов, и она была выгнана в землю чужую; бедная и жалкая, плененная и подавленная, преследуемая своими врагами, как-будто она никогда уже не должна была вернуться в свое отечество, к прощению.

Но когда Бог решил, что времена настали, и страдания Его возлюбленной тронули Его, Он послал единственного Своего Сына на землю, в великолепный чертог и славный храм, то-есть в тело Девы Марии. Там Он вступил в брак со своею невестой, нашей природой, и соединил ее с Собою посредством чистейшей крови благородной Девы. Священник, соединивший жениха и невесту, был Дух Святой; ангел Гавриил возвестил о браке, и славная Дева дала свое согласие. Так Христос, наш верный жених, соединил нашу природу со Своей и посетил нас на чужой земле и научил нас небесным нравам и совершенной верности. И Он деятельно трудился, и воевал как подвижник против нашего врага, и разрушил темницу, и одержал победу, и Его смерть умертвила нашу смерть, и Его кровь избавила нас, и Он освободил нас крещением в своих животворных водах, и Он обогатил нас своими таинствами и своими дарами, чтоб мы вышли (как Он сказал), украшенные всеми добродетелями, и встретили Его в чертоге славы, чтобы наслаждаться Им самим в течение вечности.

Теперь учитель истины, Христос, говорит: "Смотрите, жених идет, выходите навстречу его". В этих словах Иисус, наш возлюбленный, учит нас четырем вещам. В первом слове Он дает приказание, ибо Он говорит: С м о т р и т е. Те, которые остаются слепыми, и те, которые пренебрегает этим приказанием, осуждены без исключения. Далее, Он указывает нам, что именно мы увидим, то-есть приход жениха, в словах: Ж е н и х идет. В-третьих Он учит нас и приказывет, что надо делать, ибо Он говорит: В ы х о д и т е. В-четвертых, говоря: Н а в с т р е ч у  е г о, Он указывает награду за все наши дела и за всю нашу жизнь, любовную встречу Жениха.

Эти слова мы будем толковать и исследовать тремя способами. Во-первых, по обыкновенному способу жизни начинательной, то есть деятельной, необходимой для всех людей, которые хотят быть спасены. Во-вторых, мы будем исследовать эти слова, применяя их к жизни внутренней, возвышенной и полной желания, которой многие люди достигают посредством добродетелей и благодати Бога. В-третьих, мы будем изъяснять эти слова, применяя их к жизни сверхъестественной и созерцательной, которой немногие люди достигают и могут вкушать, по причине крайней высоты этой жизни.


Глава 1
Здесь начинается жизнь деятельная

Христос , премудрость Отца, от времен Адама, сказал и говорит еще (внутренно по своей божественности) всем людям: С м о т р и т е, и это видение необходими. Теперь заметим внимательно, что тому, кто желает видеть телесно или духовно, необходимы три вещи.

Во-первых, чтобы человек мог видеть во-вне, он должен иметь внешний свет неба, или другой материальный свет, чтобы среда, то-есть воздух, через который он видит был освещен. Во-вторых, ему необходима воля, чтобы позволить вещам, которые он увидит, отражаться в его глазах. В-третьих, орудия, глаза, должны быть здоровы и без изъяна, чтобы материальные и грубые предметы могли в них отражаться нежно. Если человеку недостает одного из этих трех условий, его телесное зрение прекращается. Мы больше не будем говорить об этом зрении, но о другом духовном и сверхъестественном, в котором все наше блаженство.

Три вещи необходимы для зрения духовного и сверхъестественного. Прежде всего -- свет божественной благодати, затем -- свободное обращение воли к Богу, наконец -- совесть, чистая от всякого смертного греха.

Теперь заметьте же: Бог, поскольку Он всеобщее благо, и поскольку всеобща его безграничная любовь, дарует двойную благодать: благодать предваряющую и благодать, через которую удостаиваются вечной жизни. Все люди, язычники и иудеи, хорошие и дурные, участвуют в обладании предваряющей благодатью. По причине всеобщей любви Бога ко всем людям, Он дал проповедовать и возвестить свое имя и избавление человеческой природы, до пределов земли. Кто хочет обратиться, может. Все таинства, крещение и все другие, предназначены для всех людей, желающих получить их по всем нуждам. Ибо Бог хочет всех спасти и никого не хочет погубить. Ибо в день суда никто не сможет пожаловаться, что для него недостаточно было сделано, если он и хотел обратиться. Итак, Бог есть всеобщие свет и сияние, которые освещают небо и землю, и людей по их заслугам и нуждам.

Но, хотя Бог и всеобщ, и хотя солнце светит на все деревья, однако много деревьев остается без плода, а иные приносят плоды дикие, бесполезные для людей. Поэтому подрезают эти деревья и прививают им плодоносные ветви, чтобы они приносили хорошие плоды, вкусные и полезные для людей.

Плодоносная ветвь, происходящая из живого рая вечного царства, это -- свет божественной благодати. Никакое дело не может быть вкусным, ни полезным для человека, если оно не происходит от этой ветви. Эта ветвь божественной благодати, которая делает человека угодным, и через которую удостаиваются вечной жизни, предоставлена всем. Но она не привита всем людям, так как они не хотят подрезать дикие ветви своих деревьев, то-есть неверие или превратную и не повинующуюся заповедям Бога волю.

Но, чтобы эта ветвь божественной благодати была посажена в нашей душе, необходимо требуются три вещи: предваряющая благодать Бога, обращение свободной воли и очищение совести. Предваряющая благодать касается всех людей, ибо Бог дает ее всем; но свободное обращение и очищение совести совершаются не со всеми людьми, и вот почему им недостает благодати Бога, которою они могли бы заслужить вечную жизнь.

Предваряющая благодать Бога касается людей внутренне или внешне. Внешне -- посредством болезней или утраты внешних благ, родителей, друзей, или посредством общественного позора, или когда человек бывает растроган проповедью, примерами святых или праведников, их словами или их делами, так что приходит к познанию себя. Это - прикосновение Бога извне.

Иногда, также, человек испытывает прикосновение изнутри, вспоминая о мучениях и скорбях нашего Господа и о добре, которое Бог сделал ему и всем людям; ил размышляя о смерти и об аде, о вечных муках ада и о вечной радости неба; или потому, что Бог пощадил его в его грехах и дождался его обращения; или он достаточно ясно видит удивительные дела Бога на небесах, на земле и во всех тварях. Эта суть дела божественной благодати предваряющей, которые касаются человека внутренно и внешне и различными способами. И человек имеет еще естественную наклонность к Богу, происходящую от искры его души и от высшего разума, который всегда желает добра и ненавидит зло. Но, тремя этими способами, Бог касается всякого человека, сообразно его потребностям, и каждого, как это нужно, так что человек бывает поражен, предупрежден, устрашен, и решает про себя размыслить о себе самом. Все это еще благодать предваряющая, а не заслуженная, и она приготовляет к принятию другой, через которую удостаиваются вечной жизни, когда душа, таким образом, свободна от дурных желаний и дурных дел, предостережена, поражена, в страхе о том, что ей нужно делать, и размышляет о Боге и размышляет о себе самой со своими дурными делами. Отсюда происходят естественная скорбь о своих грехах и естественная добрая воля. Это и есть высшее действие предваряющей благодати.

Когда человек делает то, что он может, и когда дальше он не может идти, вследствие своей слабости, то, уже, бесконечная доброта Бога должна довершить это дело. Тогда является более высокое сияние благодати Бога, подобное лучу солнца, и оно проливается в душу сообразно заслугам, хотя бы этот свет не был ни заслужен, ни возжаждан. В этом свете Бог дарует самого себя, по свободной доброте и щедрости, и никто не может заслужит его, прежде чем получит. И это, в душе, есть внутреннее и таинственное действие Бога выше времени, и оно приводит в движение душу и все наши силы. Тут кончается благодать предваряющая и начинается другая, то есть, сверхъестественный свет.

Этот свет есть первое требуемое условие, и отсюда рождается второе духовное условие, то есть, свободное обращение воли в одно из мгновений этого времени, и, тогда, рождается любовь в союзе Бога и души. Оба эти условия находятся во взаимной связи, так что одно не может быть выполнено без другого. Там, где Бог и душа соединяются в единстве любви, Бог дарует свой свет выше времени, а душа дает свое свободное обращение силою благодати, в краткое мгновение времени, и благость рождается тогда в душе, от Бога и от души, ибо благость есть союз любви между Богом и влюбленной душой.

От этих двух, то есть, от благодати Бога и от свободного обращения воли, просвещенной благодатью, рождается благость, то есть божественная любовь. И от божественной любви происходит третье условие -- очищение совести. И эти три находятся во взаимной связи, так что одно не может существовать долго без другого, ибо, как только кто-нибудь имет божественную любовь, он имеет и совершенное сокрушение о своих грехах.

Здесь можно, однако, уразуметь расположение Бога и тварей, как оно показано в этом месте. Ибо Бог дает свой свет, и, при посредстве этого света, человек дает свое добровольное и совершенное обращение. От них двух рождается совершенная любовь к Богу, а от любви рождается совершенное сокрушение и очищение совести. И это совершается в размышлении о грехах и пороках души; и, так как человек любит Бога, в него входит презрение к себе и ко всем своим делам.

Вот порядок обращения. Отсюда рождаются истинное раскаяние и совершенная скорбь о сделанном зле, и горячее желание никогда больше не грешить и служить Богу впредь в смиренном повиновении; отсюда рождается чистосердечное исповедание, без утайки, без двоедушия и без притворства, и желание угодить Богу, согласно просвещенному совету священника, и взяться за исполнение всех добродетелей и всех добрых дел. Эти три вещи, как вы только что слышали, необходимы для божественного видения. Если вы ими обладаете, Христос говорит в вас: Смотрите, и вы становитесь действительно видящими.

Вот это первое из четырех указаний, в котором Христос, наш Господь, говорит: С м о т р и т е.


Глава II
Как мы будем наблюдать пришествие Христа тремя способами

Затем Он указывает нам, что именно мы увидим, когда говорит: Жених идет. Христос, наш жених, говорит это по-латыни: Venit. Это слово заключает указание на два времени: прошедшее и настоящее, а, между тем, оно обозначает здесь будущее.

Поэтому мы будем считать три пришествия нашего жениха Иисуса Христа. В своем первом пришествии Он сделался человеком из любви к человеку. Другое пришествие повседневно и часто во всех любящих сердцах, с новыми милостями и новыми дарами, сообразно тому, что человек способен принять. В третьем -- мы наблюдаем прибытие на суд или в час смерти. Во всех этих пришествиях нужно заметить три вещи: причину и основание, внутренний образ и внешнее действие.

Причина сотворения ангелов и людей есть бесконечные доброта и величие Бога. Он пожелал, чтобы изобилие и блаженство, которые суть Он, были открыты разумным тварям, чтобы они могли наслаждаться ими во времени, и над временем в вечности. Основание, по которому Бог сделался человеком, есть Его непостижимая любовь и бедственное положение всех людей, погибших после падения в первородный грех, и не могущих больше подняться.

Но основание, почему Христос, по своей божественности и своей человечности, совершил свои дела на земле, четверное. А именно: Его божественная любовь, которая безмерна. Любовь сотворенная, которая называется благостью, и которую Он имел в своей душе через соединение вечного Слова и совершенных даров Его Отца. Наконец, великое бедствие человеческой природы и слава Его Отца. Таковы основания прихода Христа, нашего жениха, и всех Его дел внешних и внутренних.

Теперь нам нужно рассмотреть в Иисусе Христе, нашем женихе, если мы хотим, по мере сил, следовать Ему в добродетелях, образ, который Он имел внутри, и дела, которые он совершил вовне, ибо это суть добродетели и дела добродетелей.

Вид, который Он имел по своей божественности, для нас недостижим и непостижим, ибо этот вид, по которому Он без перерыва рожден от Отца, и по которому Отец в Нем, и через Него, знает и творит все, и располагает и управляет всякой вещью на небе и на земле; ибо Он -- премудрость Отца, и Они изливают духовно Дух, то есть любовь, которая есть их связь, а также связь всех святых и всех праведников, на небе и на земле. Мы больше не будем говорить об этом виде, но о том созданном, который Он имел по этим божественным дарам и по своей человечности. Эти виды необычайно многообразны, ибо сколько Христос имел внутренних добродетелей, столько Он имел и видов; ибо каждая добродетель соответствует определенному виду. Эти добродетели и эти виды были в душе Христа выше разумения и выше постижения всех тварей. Но мы берем их три, а именно: смирение, благость и страдание, внутреннее и внешнее, в терпении. Это -- три главных корня и три начала всех добродетелей и всякого совершенства.


Глава XI
О духовном выходе ко всем добродетелям

Теперь поймите и замечайте. В начале речи Христос говорит: Смотрите; то есть смотрите посредством благости и чистоты совести, как вы об этом узнали вначале. И Он уже указал нам, что именно мы увидим: -- три этих пришествия.

Он нам приказывает, что надо делать затем, и говорит: Выходите, если вы исполнили первое необходимое условие, то есть, если вы видите в благодати и благости, и если вы достаточно хорошо наблюли свой образец Христа, в Его выходе; от вашей любви и от любовного наблюдения вашего жениха в вас прорывается горячность праведности, то есть желание следовать Ему в добродетелях. Тогда Христос говорит в Вас: В ы х о д и т е. Этот выход должен иметь три вида. Мы должны выйти к Богу, к самим себе, к нашему ближнему, благостью и праведностью; ибо благость всегда прорывается в высоту, то есть в царство Бога, которое есть сам Бог; ибо Он есть источник, из которого она непосредственно истекла, и который пребывает всегда постоянным. Праведность, рождающаяся из благости, стремится сделать совершенными нравы и добродетели, соответствующие царству Бога, то есть царству душ.

Эти две, благость и праведность, утверждают прочное основание в царстве души, в котором будет обитать Бог, и это основание есть смирение. Эти три добродетели поддерживают всю тяжесть и все здание всех добродетелей и всего возвышенного; ибо благость поддерживает человека перед лицом неисследимых благ Бога, откуда она истекает, так чтобы он твердо пребывал в Боге и возрастал во всех добродетелях и в истинном смирении; и праведность поддерживает человека в присутствии вечной истины Бога, чтобы истина была ему открыта, и чтобы он был просветленным и исполнял все добродетели без заблуждения. Но смирение поддерживает всегда человека перед верховным могуществом Бога, чтобы он всегда пребывал уничиженным и малым, и предался Богу, и не полагался больше на себя. Вот каким образом человек будет держаться перед Богом, чтобы всегда возрастать в новых добродетелях.


Глава XXIV
О царстве души

Кто хочет получить эту добродетель и сохранять ее, будет украшать свою душу, владеть и управлять ею, как царством. Свободная воля есть царь души. Она свободна по природе и еще более свободна по милосердию. Она будет увенчана венцом, называемым благостью. Этот венец и это царство будут получены от Повелителя, который есть Господь, властитель и царь царей, и владеть, и управлять этим царством и сохранять его будут во имя Его. Этот царь свободная воля, будет обитать в самом высоком городе царства, то есть в вожделеющей силе души. И он будет украшен и одет двусторонней одеждой; правая сторона одежды будет добродетель, называемая силой, чтобы он был силен и могуществен для одоления всякого препятствия, и чтобы он мог пребывать на небе, в чертоге высочайшего Повелителя, и склонять, с любовью и в полном отречении от желания, свою увенчанную голову перед высочайшим Царем. Это -- прямое действие благости. Ею получают венец, ею украшают венец, и ею сохраняют царство и владеют им в вечности. Левая сторона одежды будет основная добродетель, называемая нравственной силой. Благодаря ей, свободная воля, царь, покорить всякую безнравственность, и исполнить всякую добродетель, и будет иметь могущество сохранить свое царство до своей смерти.

Этот царь выберет советников в своих землях, самых мудрых в его стране. Это будут две божественных добродетели, знание и рассуждение, просвещенные божественной благодатью. Они будут жить подле царя, во дворце, называемом разумной силой души. И они будут одеты и украшены нравственной добродетелью, которая называется сдержанностью, чтобы царь действовал и воздерживался всегда по их советам. Посредством знания будут очищать совесть от всех недостатков и украшать ее всеми добродетелями, а, благодаря рассуждению, будут давать и брать, будут делать и не делать, будут молчать и говорить , будут поститься и есть, будут слушать и отвечать, и будут во всем поступать сообразно знанию и рассуждению, облеченным их нравственной добродетелью, которая называется сдержанностью или умеренностью.

Этот царь, свободная воля, поставить также в своем царстве судью, которым будет справедливость, являющаяся божественной добродетелью, когда она рождается от любви. И это -- одна из высших нравственных добродетелей. Этот судья будет жить в совести, посередине царства, в гневной силе. И он будет украшен нравственной добродетелью, которая называется благоразумием. Ибо справедливость не может быть совершенной. Этот судья, справедливость, будет обходить царство с силою и могуществом царя, сопровождаемый мудростью совета и своим собственным благоразумием. И он будет производить повышения и давать отставки, будет судить и присуждать, будет предавать смерти и оставлять жизнь, будет калечить, ослеплять и возвращать зрение, возвышать и унижать и устанавливать порядок, наказывать и карать все по справедливости и уничтожить все пороки.

Население царства, это -- все силы души; они будут опираться на смирение и божественный страх, покорные Богу во всех добродетелях, каждая из них так, как ей свойственно. Кто занял, сохранил и упорядочил таким образом царство своей души, тот, любовью и добродетелями, вышел навстречу Богу, самому себе и своему ближнему. Это -- третье из четырех главных указаний.


Глава XXV

О духовной встрече между Богом и нами

Когда человек стал видящим по благодати Бога, и когда у него чиста совесть, и если он исследовал три пришествия Христа, нашего жениха, и если, наконец, он вышел добродетелями, тогда происходит встреча нашего жениха, и это -- четвертое указание и последнее. В этой встрече -- все наше блаженство и начало, и конец всех добродетелей, и без этой встречи никакая добродетель не была бы осуществлена.

Так что, кто хочет встретить Христа, как своего любимого жениха, и хочет обладать в Нем и с Ним вечной жизнью, должен встретить Христа теперь, во времени, в трех отношениях или по трем образам. Во-первых, он должен любить Бога во всем, где мы заслужим вечную жизнь. Во-вторых, нужно, чтобы он не привязывался ни к чему, что он мог бы любить столько же, как Бога, или больше. В-третьих, нужно, чтобы он покоился в Боге от всей своей ревности, выше всех тварей и выше всех даров Бога и всех дел добродетелей, и выше всех ощутимых благодатей, какие Бог может проливать в тело и душу.

Теперь поймите: кто имеет Бога целью, тот должен иметь Его присущим себе в некоем божественном разуме, то есть он должен иметь в виду, того, кто Господь неба и земли и всей твари, кто за него умер и кто может и хочет дать ему вечное спасение. В каком бы образе или под каким бы именем ни представлял он себе Бога, как Господа всей твари, это всегда благо. Возьмет ли он какое-нибудь божественное лицо и в нем сущность и могущество божественной природы, это -- благо; будет ли смотреть на бога, как на спасителя, избавителя, творца, властителя, блаженство, могущество, мудрость, истину, доброту, и на все это -- в том же самом и бесконечном разуме божественной природы, это -- благо.

Хотя имена, какие мы присваиваем Богу, многочисленны, высокая природа Бога проста и не имеет имени для тварей. Но мы даем Ему все эти имена ради Его непостижимых благородства и высоты и потому, что мы не можем ни назвать Его, ни выразить вполне. Вот под каким видом и после какого знания Бог будет нам присущ в нашем намерении. Ибоиметь Бога целью, это значит видеть Его духовно. К этому исканию принадлежат также сердечная привязанность и любовь, ибо познавать Бога и быть без любви, это ни в чем не помогает и не подвигает вперед, и это не имеет никакого смысла. Поэтому человек будет всегда, во всех своих делах, любовно склоняться к Богу, которого он отыскивает и любит поверх всякой вещи. Вот встреча Бога посредством намерения и любви.

Грешник, чтобы обратиться от своих грехов к достойному покаянию, должен встретить Бога сокрушением сердца, свободным обращением и искренним намерением всегда служить Богу и никогда больше не совершать греха. Тогда он получает в этой встрече от милосердия Божия верную надежду на вечное спасение и прощение своих грехов, и он получает основание всех добродетелей, Веру, Надежду, и Благость и добрую волю осуществлять все добродетели.

Если этот человек подвигается вперед в свете веры и если он имеет в виду все дела Христа, и все Его страдание и все, что Он нам обещал, и все, что Он сделал для нас, и все, что Он сделает до дня суда и в вечности, -- если этот человек исследует все это с полезной для своего спасения целью, неизбежно он встретит Христа, и Христос станет присущ его душе, исполненной признательности, хвалы и достойных деяний любви, за все Его дары и за все, что Он сделал, и за все, что Он сделает в вечности. Тогда вера его укреплена и он испытывает более глубокое и могущественное побуждение ко всем добродетелям. Если он тогда подвигается вперед в делах добродетелей, он должен еще встретить Христа уничтожением себя. Пусть он не ищет себя самого и не задается чуждыми целями, но пусть будет рассудителен в своих делах, пусть во всем имеет в виду Бога и Его хвалу и Его славу, и пусть твердо продолжает так до своей смерти, тогда его разум будет просветлен и благость умножена, и он станет более благочестив и более способен ко всем добродетелям.

Бога надо иметь в виду во всех добрых делах; впрочем, невозможно иметь Его в виду в делах злых. Не надо иметь двух стремлений, то есть искать Бога и, в то же время, что-нибудь другое, но нужно, чтобы всякое иное намерение было подчинено Богу и не было Ему противно, но было бы того же порядка и обращалось бы в помощь и побуждение, которые легче приводят нас к Богу. Таким образом, человек находится на истинном пути.

Надо, также, покоиться на том и в том, о ком помышляют и кого любят, скорее, чем на вестниках, которых Он посылает, то есть Его дарах. Душа, равным образом, пусть покоится в Боге, превыше всех одеяний и всех даров, какие могут послать Его вестники.

Вестники души суть: намерение, любовь и желание. Они приносят Богу все добрые дела и все добродетели. Превыше всего этого душа будет покоиться в своем возлюбленном, превыше всякой множественности. Вот образ и вид, по которы мы будем встречать Христа во всей нашей жизни, во всех наших добродетелях, правым намерением, чтобы мы могли встретить Его в час нашей смерти в свете славы.

Этот вид или этот образ, как вы его узнали, называется деятельною жизнью; он необходим всем людям, или, по крайней мере, не следует, чтобы они жили противно какой-либо добродетели, хотя бы они и не обладали всеми добродетелями на той ступени совершенства, какую я указал. Ибо жить противно добродетелям -- значит жить в грехе, ибо Христос говорит: "Кто не со Мной, тот против Меня", кто не смиренен -- горд, кто горд -- не смиренен и не принадлежит Богу. И это так со всеми грехами и добродетелями. Необходимо всегда или обладать добродетелью и быть в состоянии благодати, или же обладать противоположным ей и быть в грехе. Пусть всякий человек испытает себя и живет, как здесь указано.


Глава XXVI
Как желают узнать жениха в Его природе

Человек, который так живет, в этом совершенстве, как оно здесь указано, и который всю свою жизнь и все свои дела относит к чести и славе Бога, и который ищет и любит Бога поверх всякой вещи, часто в своем желании побуждается видеть, узнать и познать Христа, этого жениха, который сделался человеком из любви к нему, трудился в любви до смерти, отогнал от него грех и врага, дал ему свою благодать и дал самого себя, оставил ему свои таинства, обещал свое царство и обещал самого себя в вечную награду, и обещал ему, наконец, необходимое для его тела, внутренние утешения и сладости, и бесчисленные дары, сообразно всем родам потребностей. Когда человек размышляет обо всем этом, он чрезвычайно бывает побужден к тому, чтобы видеть Христа, своего жениха, и познать, что Он есть в себе самом. Хотя бы Он и знал Его в Его делах, это кажется ему недостаточным. Тогда он сделает, как сделал мытарь Закхей, пожелавший видеть, кто был Иисус Христос. Он зайдет вперед всей толпы, то есть множества тварей, ибо они делают нас настолько ничтожными и малыми по росту, что мы не можем не видеть Бога. И он поднимется на дерево веры, которое растет сверху вниз, ибо его корни в божестве. Это дерево имеет двенадцать ветвей, это суть двенадцать членов символа. Нижние ветви говорят о человечности Бога и о чертах, касающихся спасения нашего тела и нашей души. Верхняя часть дерева говорит о божественности, о троичности божественных, о троичности божественных лиц и об единстве божественной природы. Человек будет держаться на единстве у вершины дерева, ибо там должен пройти Иисус со всеми своими дарами.

Сюда приходит Иисус, и Он видит человека и говорит ему в свете веры, что Он безмерен и непостижим, неприступен и бездонен по своей божественности, и что Он превосходит всякий сотворенный свет и всякое ограниченное постижение. Это высшее знание, приобретаемое в деятельной жизни, узнать так, в свте веры, что Бог непостижим и непознаваем. В этом свете Христос говорит желанию человека: "Сойди скорей, ибо подлежит Мне сегодня быть в твоем доме". Это быстрое нисхождение, куда призывает Бог, есть не что иное, как нисхождение желанием и любовью в бездну божественности, которой никакое разумение не может достигнуть в сотворенном свете. Но где разумение остается вовне, там выступают любовь и желание. Душа, преклоняясь таким образом перед Богом, намерением любви, превыше всего, что она понимает, покоится и пребывает в Боге и Бог пребывает в ней. Затем, поднимаясь желаниемнад множественностью тварей, над действием чувств, над светом природы, Она встречает Христа в свете веры, и она просветлена, и она узнает, что Бог непознаваем и непостижим. Наконец, склоняясь своими желаниями к этому непостижимому Богу, она встречает Христа и переполняется Его дарами; и, любя и покоясь превыше всех даров, превыше самой себя и превыше всех тварей, она обитает в Боге и Бог в ней. Вот каким образом вы встретите Христа на вершине деятельной жизни, если основанием вы имеете праведность, благость и смирение; и если вы построили на них дом, то есть добродетели, которые указаны здесь, и если вы встретили Христа верою и намерение любви, то вы обитаете в Боге и Бог обитает в вас, и вы обладаете деятельной жизнью. И это первый род жизни, о котором мы хотели говорить.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования