Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Старообрядческий еп. Антоний (Паромов). Беседа старообрядца с миссионером господствующей церкви. (продолжение) [древлеправославие]


[Старообрядец:] То есть Церковь Христова не может быть без многих епископов, это доказывается тем, что она еще никогда не бывала без многих епископов

А потому и вышло у него заключение, что верховнейший епископ отступников униат есть вне Церкви Христовой. Другими словами, Захарий Копыстенский проводит ту мысль, что в Церкви Христовой епископы всегда пребывали в любви и братстве, и никто из них, кроме римских пап-отступников, не считал себя высшим над другими епископами и не требовал себе от других епископов безусловного повиновения и подчинения в том виде и смысле, как это делают римские папы, которые беззаконно считают себя одних только наместниками Христа.

Вот мысль в этом его изречении. Но что все епископы не могут уклониться в ересь, здесь об этом даже и намека нет. Приводя это свидетельство Захария Копыстенского, вы поспешили вперед оговориться, что книга "О вере" называет его поборником благочестия. Очевидно, вы рассчитывали, что, так как авторитет Копыстенского в глазах старообрядцев имеет малое значение, то и свидетельство из его книги заслуживает значения не больше, чем сам Захарий. Вы в этом, пожалуй, правы. Но если так, то и книга "О вере" не прибавила ему авторитета, как не прибавила она для вас, никониан, авторитета двуперстному сложению, о котором она учит и которое вашей церковью было отвергнуто, осуждено, как ересь, и кощунственно поругано злохульными порицаниями. Теперь о св. Игнатии Богоносце.

В его время — во втором веке — появились еретики, которые совершенно отвергали всю иерархию. Об этом история нам передает следующее: "Игнатий убеждает тральцев (в послании к ним) чтить епископа, как самого Исуса Христа, чин священнический—как сонм апостольский, а диаконов — как служителей церкви. "Настойчивость, с какою святитель антиохийский (Игнатий) делает эти убеждения, служит доказательством, что еретики старались внушить верующим, будто законное служение апостолов не перешло к управляющим тогда церковью (иерархам)" (Церк. ист., Владим. Гете, т. I, стр. 382).

Мы, старообрядцы, такого лжеучения не содержали и не содержим. Если же не имели епископа, то потому, что епископы отпали от православия, которым запрещает следовать тот же св. Игнатий, говоря:

"Всяк человек, силу разсуждения от Бога приявый, мучен будет, аще не искусному пастырю последует и ложное учение, яко истинное приемлется" (посл. к Ефес.).

"Аще кто ни отступит, — (говорит он в другом месте,) от лжесловесного проповедателя в геену осужден будет: неподобает бо ниот благочестивыхотступати, ниже со злочестивыми сообщиатися (посл. к Филадельфян.).

Значит, одинаково виновны, как неповинующиеся православным епископам, так и повинующиеся еретичествующим. А так как мы отвергаем только еретичествующих епископов, а православным повинуемся, то ясно, что учение св. Игнатия Богоносца нас не осуждает, а оправдывает.

Миссионер: Вот я вам прочитаю еще доказательства, которые прямо обвиняют вас в том, что вы не имели епископа. Афанасий Великий в письме к Драконтию пишет:"Что учредил Господь чрез апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает... Если бы все имели ту же мысль, какую имеют ныне твои советники, то как сделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять церкви" (ч. I, стр. 394—395). Какого еще надо вам доказательства? Решительно сказано, что без епископа и христианином быть нельзя и даже самой церкви стоять невозможно. А ваша церковь каким-то образок стояла 180 лет без епископов, с одними беглыми попами, которые действовали у вас без воли епископсков — самовольно. По словам же св. Иринея Лионского: — "надлежит следовать презвитерам в церкви тем, которые, как я сказал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, имеет в подозрении, или как еретиков и лжесвидетелей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия" (кн. 4, гл. 26). Вот какому суду подлежат беглые ваши попы за самовольные поступки в вашем обществе. Кроме того, они прокляты по VI правилу Гангрского собора:

"Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и нерадя о церкви, церковная творити хощет, несущу с ними презвитеру,по воли епископа да будет проклят".

Видите, как ясно: презвитеры должны быть по воле епископа, а у вас с воли какого ешскопа они действовали? Отвечайте.

Старообрядец: И здесь вы не указали, что все епископы не могут уклониться в ересь. Рассмотрим ваши свидетельства. Св. Афанасий приведенные вами слова писал Драконтию по той причине, что Драконтий, будучи избран в епископы, отказывался принять этот сан, считая себя недостойным. Поэтому св. Афанасий, убеждая его, говорит, что если все также сделают, как ты (Драконтий), т. е. откажутся от принятия епископского сана, то нельзя быть человеку и христианином. Это понятно. Потому-то избираемые в епископы и не должны без особых уважителъных причин отказываться от принятия епископского сана. Апостол Павел к Тимофею пишет:

"Аще кто епископства хощет, добра дела желает" (1 Тимоф. 3,1).

Отсюда видно, что можно даже желать епископства. И мы, старообрядцы, вовсе не потому были без православного епископа, что никто из нас не хотел принять епископский сан, а потому, что епископы уклонились в ересь. От таких же епископов, которые уклонились в ересь, завещавает удаляться тот же св. Афанасий Великий. Вот что он пишет на евангельские слова:

Аще око твое десное соблджняет тя, изми е и верзи от себе

"Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у "себя соблажняющве око, но не чувствеиное (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное; так, например, если епископ или презвитер, как очи церкви живут худо и соблажняют народ, то надлежит их извергить, ибо лучше без них собиратися в молитвенный дом, нежели с ними, как со Анною и Каиафою, ввергнуться в геену огненную" (кн. его 4, стр. 479).

Здесь Афанасий повелевает удаляться от соблазнителей пастырей, несмотря на то, что хотя бы до некоторого времени православным пришлось оставаться вовсе без них. И в другом месте он же пишет на слова псалмопевца: "не постыдятся во время люто" (пс. 36, ст. 19): "во времена гонений, при оскудении учителей (истинных), сам Господь Духом Своим Святым препитает верующих в Него" (гл. 4, стр. 146).

Миссионер: В последнем свидетельстве св. Афанасий говорит только "об оскудении пастырей", а не о прекращении, т. е. их будет во время гонений меньше.

Старообрядец: Да. Но и у нас ведь только было "оскудение", а не прекращение пастырей, потому что священники ведь тоже пастыри, а таковые у нас не прекращались. При том нужно помнить, что уклонение епископов в ересь не означает совершенное прекращение их существования, потому что и уклонившийся в ересь епископ не перестает быть епископом, и принадлежащее ему по сану право рукоположения, есть действительное и неподлежащее повторению в Церкви Христовой. Об этом мы поговорим после более подробно, а теперь я продолжу рассматривать другие ваши свидетельства, указанные вами в последней вашей речи. Прочитали вы слова св. Иринея Лионского о том, каким презвитерам нужно следовать. Мы так и делаем, — как завещал св. Ириней. Он говорил, что следовать нужно таким презвитерам, которые имеют апостольское преемство рукоположения вместе с преемством веры. Для того, чтобы нам лучше уяснить это, я спрошу вас: вы признаете на еретиках 2-го и 3-го чина преемственное апостольское рукоположение, или нет?

Миссионер:Признаем.

Старообрядец: А преемство апостольской веры признаете?

Миссионер:Нет.

Старообрядец: Правильно. И мы также действуем. В течении 180 лет мы на епископах признавали только одло преемственное рукоположение, а преемства правой веры они в целости не имели, на священниках же, которые в это время были православными, мы признавали вместе с преемством рукоположения и преемство веры. И от первоначального преемства, — как говорит св. Ириней, — мы не уклонялись и не уклоняемся. О преемстве св. Григорий Богослов в похвальном слове св. Афанасию Великому говорит: "Возводится он на престол Марка (евапгелиста) преемником его первоседательства, а не менее и благочесгия, ибо хотя далек от него в первом, однакоже близок в последнем [благочестии]. А в том собственно и надобно поставлять преемство. Ибо единомыслие (в вере) делает единопрестольными, разномысли же — разнопрестольными, и одно преемство бывает только по имени, а другое — в самой вещи" (Твор. его, ч. II, стр. 182).

Миссионер: "Мы, — по словам св. Иринея Лионскаго,—можем перечислит епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас". (книг. его 3, стр. 222) а вы, старообрядцы, этого не можете сделать, потому что у вас был перерыв преемства епископов на 180 лет.

Старообрядец: Я уже вам доказал, что преемство имеет два вида: одно — в правой вере, а другое—в рукоположении. И вот первое-то преемство сохранилось не у вас, никониан, а у нас, старообрядцев, приемлющих христопреданное священство во всей полноте его; я вы с Никона доселе не можете указать за своими епископами преемства чистоты веры, а мы эту чистоту веры содержим непрерывно от свв. апостолов до настоящих дней. Второе же преемство,—преемство рукоположения, действительным признается, — как я уже сказал, — и у еретиков 2-го и 3-го чина, а потому это преемство может быть непрерывным, независимо от чистоты веры епископов. Св. Ириней в указанном вами месте говорит о своем времени, что он может от апостолов до его дней перечислить епископов, но каких? ("которые,—говорит он,—ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики ) бредят". (Ирин., там же).

Так что вы совершенно напрасно это место приводили. А теперь я продолжу рассматривать и последнее приведенное вами 6-е правило Гангрского собора. Это правило к нам тоже нисколько не относится. Оно написано против еретиков евстафиан, которые, уклонившись в ересь, стали собираться на церковные собрания отдельно от православных епископов. Мы же отделились не от православных епископов, а от еретических. Очень ясно. Еще о преемстве. Ваши епископы имеют на себе преемство рукоположения, нисходящее от свв. апостолов, но это нисколько не значит, что они православны и что могут, в полном смысле слова, считать себя преемниками апостольскими. К преемству вапшх епископов есть очень подходящее оледующее изречение святого Афанасия Великого (Твор., ч. 3, стр. 121):

"Кто не осудит легкомыслия Акакия и Евдоксия (епископов), которые из усердия и расположения к арианам жертвуют честию отцов своих (бывших на первом вселенском соборе), или какое обеспечение тому, что сделано ими, если нарушается сделанное отцами? Или почему именуют их отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их?"- Это свидетельство слишком подходяще к Никону и иже с ним, а также и ко всем вашим епископам-еретикам, потому что и они, считая себя преемниками апостольскими, в то же время предали проклятию апостольское предание — двуперстное сложение и тех, кто употребляет его, отлучил от св. Троицы и предали анафеме (см. "Историю м. Макария, т. XII, стр. 191 и деян. соб. 1667 г.).

Отрицая за вашими епископами чистоту преемства веры, я в то же время докажу вам, что и в течении 180 лет у нас, старообрядцев, апостольское преемство рукоположения не прекращалось, ибо преемственное рукоположение имеют на себе и священники, которые были у нас непрерывно. Вот и доказательства:

(продолжение следует) 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования