Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Старообрядческий еп. Антоний (Паромов). Беседа старообрядца с миссионером господствующей церкви. (продолжение) [древлеправославие]


Миссионер: Блаж. Иероним об этом вот что пишет: "Клянусь Церкви Моей, которую для себя Я искупил Своею кровию, что Я более пе буду гневаться на помилованных Мною, и милость Моя не переменится ни иа какой строгий укор. Ибо скорее горы и "холмы поколеблются, нежели Мое определение изменится... Милость же "Моя, говорит, состоит в том, чтобы завет мира, примиривший со Мною мир, был сохраняем не по заслуге тех, которым дан, но "по Моему милосердию" (ч. IX, стр. 11).

В другом месте он же:"Хотя Церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быт разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, т. е. Церкви, а Его обетование ест закон природы" (ч. 13, стр. 168).

Вот видите, Бог поклялся Церкви, что Он не пошлет более гнева на нее, а как же ваша-то церковь была 180 лет во гневе Божием. И в другом месте сказано, что хотя гонения и до конца мира будут колебать Церковь Христову, однако же она не будет разрушена, потому что таково об ней обетование Божие, которое ест закон природы. А ваша церковь, после Павла Коломенскаго оставшись без епископов, оказалась разрушенной. Поэтому и видно, что у вас церковь не Христова. Кроме того, я напоминаю сказанное св. Киприяном: "кто не с епископом, тот и не в церкви". А у вас епископов-то 180 лет не было.

Старообрядец: Слушайте же, любезный, вы обещались прочитать, что все епископы не могут уклониться в ересь. Сказано ли это в прочитанных вами местах? Удивительно, я спрашиваю одно, а вы отвечаете другое, или вернее, вовсе ничего не отвечаете.

Миссионер: Разве не слышите вы: "кто не с епископом, тот и не в церкви". А вы с епископом были? Отвечайте.

Старообрядец: Епископы все были в ереси, поэтому мы оставались временно без православного епископа.

Миссионер: Это все равно: что без православного епископа, что просто вы были "не с епископом, и если так, то вы были и "не в церкви".

Старообрядец: Скажите мне, католики "с епископом"?

Миссионер:С епископом.

Старообрядец: Значит, они в церкви?

Миссионер:Нет, не в церкви.

Старообрядец: Как же так: "без епископа—не в церкви" и с епископом—не в церкви"?

Миссионер: Я уже сказал, что католики хотя и с епископом, но они еретики, поэтому они и не в церкви.

Старообрядец: То-то вот и есть... и с епископом — да еретики. В таком же именно смысле изложены и у св. Киприана приведенные вами слова. Он писал это Флоренцию Пупиану, который по неосновательным причинам отделился от него, как православного епископа, и поэтому был не с епископом. А наши предки и мы разве от православных отступали епископов? Конечно, нет. Мы отступали от еретических епископов. Но за это и сам св. Киприан похваляет. Он клиру и народу испанскому пишет: "Итак, "возлюбленнеейшие братъя, похваляя и одобряя благочестивую заботливость вашу о непорочности и вере вашей, мы, "сколько можем, увещеваем вас этим нашим письмом: не входите в святотатственное общение с нечестивыми, запятнавшими себя священниками, но с благочестным страхом храните непорочную и чистую твердость вашей "веры" (ч. I, письмо 56, стр. 321).

Одним словом, св. Киприан, поскольку завещавает почитать православных пастырей и покоряться им, постольку же и бегать от пастырей "нечестивых". Наши предки так и поступили. Пока был благочестивый епископ Павел Коломенский жив, они его почитали и покорялись ему, а когда его сожгли за правую веру и болыпе не осталось таких, как он, епископов-православных, тогда они остались пребывать только с благочестивыми священниками. Скажу еще: когда Никон был православен, то и его почитали и покорялись ему, а как совратился он с пути правой веры и святоцерковного благочестия, так и наши предки отвратились, и мы отвращаемся от него.

Что же касается приведенных вами двух мест из творений блаженного Иеронима, то они справедливы и основательны и мы их таковыми и признаем. В первом из них говорится о потопе, что Бог более на землю потопа наводить не будет и что в этом отношении Его милость не переменится. В этом Он и клянется Своей Церкви. Это свидетельство вы вовсе не к делу прочитали. Второе же—вполне согласно с нашею верою. Из него только рождается новый вопрос, который я и поставлю на ваше решение. Прочитавши это свидетельство, вы заключили, что если после Павла, епископа Коломенскаго, не осталось у нас православных епископов, то и Церковь наша оказалась разрушенной и преодоленной.

Миссионер:Да, это верно, я так и понимаю.

Старообрядец: Но ведь в тексте блаженного Иеронима этого не сказано, что если епископы уклонятся в ересь, то церковь разрушается. Это ваше личное понятие. Поэтому, напоминая вам о словах преподобного Никона Черныя Горы, что мы не должны умствовать без Писания, я и обращаюсь к вам с новым вопросом: где в священном Писании сказано, что если епископы уклонятся в ересь, то церковь считается от врат адовых одоленною и разрушенною?

Миссионер: Этого в Писании нет, потому что не может случиться, чтобы все епископы уклонились в ересь.

Старообрядец: А об этом где написано: что не могут все епископы уклониться в ересь?

Миссионер: Я прочитаю вам из книги блаженного Симеона Фессалоникийскаго следующее:

Без архиерейства ниже жертвенник будет, ниже хиротонии, ниже мvро святое, ниже крещение, ниже убо християне (книга I, гл. 77). Затем читаю из книги Захария Копыстенского, которого книга "О вере" называет поборником благочестия:

А же Церпковь Христова без епископов бытии не может и негды не бывала (Палинодия, ч. 2, раздел 8, артикул 1). Затем читаю из посланий св. Игнатия Богоносца к Траллианом: Епископ Бога Отца всех образ есть: презвитеры же яко сонм Божий, и союз апостолов Христовых. Без них Церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных.

К Филадельфянам он же пишет: "Елицы бо Христовы суть, сии со епископом суть, елицы же уклоняются онего… сии… не земледелие Христово суть, но семя вражие".

Эти доказательства ясны, как Божий день, и прямо служат обличением вашей церкви, потому что она не имела у себя епископа. Разъяснять тут нечего,- и без того очень понятно. Потрудитесь-ка вот оправдаться против этих свидетельств.

Старообрядец: И в этих свидетельствах не сказано, что все епископы не могут уклониться в ересь. А об этом-то именно я и спрашиваю вас. Однако, рассмотрим эти свидетельства. Симеон Селунский писал это по особым уважительным причинам. В то время чрез протест Иоанна Гуса против злоупотреблений римского папы в западных странах стало возрождаться отвержение в церковной иерархии епископской степени, поэтому блаженный Симеон и писал, что отвергать епископов, — будет делом, влекущим к гибельным для христиан последствиям. Но в то же время блаженный Симеон писал о папе римском, что если он "не есть преемник верою святым оным, то ниже есть преемник престола и не токмо не апостольский и не первый, ниже отец: но и противник и губитель и апостолом будет ратник" (кн. его, гл. 23).

Значит, блаженный Симеон, доказывая важность епископства, вместе с тем предостерегает, что следоватъ необходимо только православным епископам. Такое учение и мы приемлем, т. е. признаем важность и необходимость епископского чина и в то же время рассматриваем: если епископ православный — следуем за пим, а если ие православный — бежим, как "противпика, губителя и апостолом ратника". Теперь — о Захарии Копыстенском: необходимо знать, что и Захарий писал против главенства рямского папы. Он говорил: "бо ставити отдельного в Церкви Христовой епископа – есть або ниших епископов в Цкркви не мети", то есть признавать одного верховнейшего в Церкви Христовой епископа будет значить, что уже других епископов не иметь в ней, и "а же Церковь Христова без епископов быти и неможет и негды не бывала, заставляет повшехному епископови отступников вне Церкви Христовы быти.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования