Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Старообрядческий еп. Антоний (Паромов). Беседа старообрядца с миссионером господствующей церкви. (продолжение) [древлеправославие]


Миссионер: Относительно безпоповцев вы сказали верно но ведь и ваше-то общество не в лучшем положении находилось около 220 лет. Христос сказал в Евангелии:

созижду Церковь мою и врата адова не одолеют ей

Если же у вас не было епископов, то, следовательно, не было полноты церкви. А раз церковь ваша не имела полноты, то, значит, она была от врат адовых одоленною. Затем, Христос дал обетование апостолам, что Он будет пребывать с ними до скончания века:

Се азъ съ вами есмь во вся дни до скончания века сказал Он. Если же у вас не было епископов, то не с кем было и Христу пребывать. И в книге "О Вере", на 59 листе прямо говорится, что Христос Им (т.е. епископам) спребывати до скончания века обетование сотвори, следовательно, и это обетование Божие не пребывало с вами.

Старообрядец: Вы в первом вашем доказательстве смешали и церковь, и епископов вместе. Это неправильно. Там сказано: "врата адова не одолеют Церковь", а не епископов. Это разница. А затем нужно знать, что такое "врата адова".

В Благовестнике говорится: "врата адова... гонители и еретики" (русск. пер., стр. 286).

То же читаем и в Макарьевской Четии Минеи, август месяц, в слове Козмы презвитера на еретики: "Еже суть еретическая учения, тобо воистине врата адова", (вып. Озерск.,ч. 1, стр. 28).

Ясно, что врата адова — еретики и их учение. Кто станет проповедовать еретическое учение, тот — еретик и, следовательно, одолен вратами ада. Кто же во время Никона стали еретиками? Несомненно, он, Никон, и все епископы, сообщники его; они-то, следовательно, и оказались одоленными от врат адовых. А мы, или вернее, предки наши, как были до Никона православными, такими же остались и после его, такими же остаемся мы и доселе, не содержим никаких ересей. Доказано, что первое ваше свидетельство нас оправдывает, а не обвиняет. Теперь—второе. Могло ли с нами пребывать обетование Божие: "се аз с вами есмь..- до скончания века". Обетование это условное. В беседах апостольских св. Иоанн Златоуст на это пишет: "Се азъ съ вами есмь во вся дни даже до скончания века. Но сие бывает, егда мы хощем, не бо всячески будет с нами, егда себе далече творим" (стр. 2358).

Эти же слова Христа взяты в основание и в книге "О вере". Но ведь там не говорится, что епископы до скончания века неизменны будуг в православии, а сказано лишь, что Христос обещался пребывать с ними. Но пребывание это, по св. Златоусту, не будет с епископами, если они "далече себе от Него творят".

Миссионер: Тогда с кем же Христос будет пребывать, если епископы будут недостойны этого. Значит, обетование Христово бессильно. Но это недопустимо...

Старообрядец: Обетование—не бессильно, а условно.

"сие бывает, егда мы хощем".

Вы сказали, что если епископы будут недостойны обетования, то Христу и пребывать не с кем. Неправда. Слушайте, что говорит об этом св. Златоуст: "Не с ними (не с апостолами) только будет находиться, говорит Он (Христос), но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли "пребывать до скончания века; но Он говорит ко в сем верным, как бы к одному телу" (Бесед. на Матф., т. 7, стр. 884, последн. издание).

То же самое говорится и в Благовестнике на евангел. Матфея. Итак, обетование это было в силе и тогда, когда епископы были в ереси. Оно существовало с благочестивыми священниками и православными христианами.

Миссионер: Я могу много прочитать доказательств, что без епископа нет церкви, что без епископа мы "ниже христиане". Как же вы-то 180 лет были без епископа?

Старообрядец: 180 лет мы были без православного епископа потому, что они все были еретики. Мы епископов не отвергаем, если только они православны; а если уклоняются в заблуждение или ереси, то прекращаем с ними общение в вере до тех пор, когда они раскаются в своих заблуждениях и станут опять православными. В этом случае мы поступаем на основании учения Христа Спасителя:
Слушая вас, Менге слушает и отметаяся вас, Мене отметается (Лук.10; 6).

Это относится к православным епископам. А вот и другое повеление Христа о лжеучителях:
Внемлите же отъ лживых пророкъ, иже приходятъ къ вамъ въ одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы и хищницы. Отъ плод ихъ познаете ихъ (Матф. 7, 15 и 16).

По этим меркам мы действовали и действуем в отношении пастырей церковных. Никто не вправе нам сказать после этого, что мы поступаем в этом случае неправильно.

Миссионер: Это справедливо, что подчиняться нужно только пастырям православным, но не еретикам.

Старообрядец: Благодарен вам за правду. В чем же теперь дело?

Миссионер: Дело вот в чем: невозможно допустить, что бы все епископы вселенной сразу уклонились в ересь.

Старообрядец: А на каком основании Писания вы это сказали? Где написано, что все епископы вселенной не могут уклониться в ересь? Такой вопрос я ставлю потому, что свв. отцы строго запрещают о чем-либо учить, не имея на то основания в Писании: "Должны есмы во всех, ихже глаголем и творим, имети показание от Божественных Писаний, да не человеческими помышлениями прельщаеми, спаднем правого пути и впаднем в пропасть погибели —говорит нам препод. Никон Черныя горы (сл. 52, Л. 442).

Миссионер: Таких свидетельств я привел бы много, но ограничусь несколькими—главными. Св. Киприан Карфагенский пишет: "Господь Наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление Своей церкви, говорит Петру в Евангелии: Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, "и дам ти ключи царствия небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, "будет связано на небесехъ; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесехъ (Мф. 16, 18, 19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление церкви, так что церковь поставляется на епископах... церков заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере" (т. 1, письмо 17, стр. 64).

В другом месте он же пишет: "Церковь не отступит от Христа, а ее составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ — в Церкви и Церковь — в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви" (ч. 1, стр. 307). Не ясно ли, что вы не в церкви, потому что были 180 лет не с епископом.

Старообрядец: Я вас просил прочитать в Писании: где сказано, что все епископы не могут впасть в ересь, а вы мне читаете совсем другое. Читаете: "церковь поставляется на епископах", "церковь заключается в епископе, клире и всех верных". Это дело совершенно другое. Я с этим вполне согласен, что епископы— подпора церкви, по только православные епископы, а уклонившиеся в ересь не могут быть подпорой Церкви. Согласен и с тем, что церковь состоит во всех верных: как мирянах, так и в епископе и клире. Но ведь такое доказательство прочитают вам и католики, и армяне. Они скажут, что и у лих церковь поставляется на епископах. Но можете ли вы признать, что они составляют Церковь. Христову и пребывает в ней?

Миссионер: Нет, так признать католиков и армян нельзя.

Старообрядец: Почему же, ведь у них епископы всегда имелись и имеются?

Миссионер:Да что об них говорить, они еретики.

Старообрядец: Следовательно, Церковь Христова познается, главным образом, не по епископам, а по правому исповеданию веры. Если же, по вашему, должно познавать Христову Церковь по епископам только, то вы должны признать л католическую церковь Христовою. Но вы уже сказали, что это невозможно. Св. Киприан вовсе не говорит того, что вы хотите у него найти. Точно также и другое место у св. Киприана не содержит той мысли, какую вы навязываете ему, наоборот, это второе место только поясняет первое. Здесь говорится "епископ — в церкви и церковь — в епископе. Значит, в том только епископе церковь, который сам — в церкви. Итак, я прошу вас прочитать в Писании: где сказано, что все епископы не могут уклониться в заблуждение?

(Продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования