Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Гермес Трисмегист. Поймандр. [история религии]


Однажды  размышлял  я  о существах;  мысль  моя  реяла  в высотах,  и  все телесные чувства застыли словно  в  тяжелом сне,  последствии  насыщения, излишеств или  утомления.  Мне почудилось, будто  огромное  существо без определённых очертаний по имени звало меня и говорило мне: Что хочешь  ты услышать или увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать? Я сказал  ему:  Кто же ты? Он отвечал: "Я Пэмандр -  верховный разум.  Я  знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду."  И  я сказал: "хочу быть сведущим в тварях, постигнуть их естество и  познать  Бога".  - "Прими в свой ум всё,  что  ты  хочешь знать,  я научу тебя", сказал он. При этих словах он изменил свой  облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение,  и увидел  я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный  и приятный свет,  чарующий  взоры.  Вслед  затем  опустился, колыхаясь,  страшный ужасающий мрак. Мне привиделось,  будто мрак  превращается в какое-то неведомое естество, влажное  и трепетное, издающее, дымясь, словно огонь, какой-то зловещий шум.  И  раздался оттуда вопль, как будто голос огня. Святое слово снизошло из света в природу, и чистый огонь взметнулся из влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен,  и в тоже  время  деятелен.  И  воздух,  по  лёгкости  своей, последовал за огнём; от земли и воды он поднялся  к  огню  и там  как-будто повис. Земля и вода пребывали в  смешении,  и нельзя было различить землю с водою, и поколеблены были  они дыханием верховного Слова.

И  сказал мне Пэмандр: "Что означает это видение?"  -  "Я научусь  этому" - отвечал я. "Этот свет, - сказал он,  -  Я, разум,  твой  Бог,  предтеча влажной природы,  выходящей  из мрака. Лучезарное Слово, исходящее от разума, сын Божий". "И что  же?"  -  молвил я. - "Узнай: то, что видит и  слышит  в тебе,  есть  Слово  Господне; Разум же -  Бог  Отец.  -  Они неотделимы  один от другого, ибо единство  -  их  жизнь".  - "Благодарю тебя", - отвечал я. - "Постигни же свет и  познай его."

Говоря  так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал  от взора  его; и по знаку его, увидел я в уме моём свет  и  его неисчислимые  могущества,  порождение  бесконечного  мира  и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе. Это постиг я из слов Пэмандра. И  так как я был в обомлении, он прибавил: "Ты созерцаешь в уме своём первичный образ, предтечу безграничного начала". Так  сказал мне Пэмандр. - "Откуда, - возразил я, -  явились стихии  природы?" Он сказал мне: "По воле  Бог  Он  же  взяв Разум (Слово) и видя в нём строй и красоту, построил мир  по этому  образцу,  со  стихиями,  исшедшими  из  него  же, и зачатками  душ.  Разум, Бог мужской и женский.  Он  же  есть жизнь  и  свет,  порождает словами другой творческий  разум, Бога огня  и  дыхания,  который  образовал  в  свой  черёд правителей, в их круги заключил чувственный мир  и  стал  им op`bhr| посредством того, что называется роком.

Слово  или  разум  божий  устремилось  вскоре  от  низших стихий  и  примкнуло  к  творческой мысли,  ибо  они  одного естества.  И  низшие,  неразумные стихии  оставлены  были  в состоянии  простой материи. Творческая мысль, соединённая  с разумом, охватив  круги  и  придав  им  быстрое  вращение, возвратила  создания свои к себе и установила круговорот  от начала  к  концу, как между двумя недоступными гранями,  ибо там,  где  всё  кончается, всё начинается вечно.  И  повелел Разум, да произведёт круговращение низших стихий бессловесных  животных,  лишённых  рассудка,  воздух понёс летучих, вода же плавающих. Земля и вода отделены были  одна от  другой,  ибо так повелел Разум; и земля извела  из  недр своих содержащихся там животных, четвероногих, пресмыкающихся,  зверей  диких и домашних.  Но  Разум,  Отец всех,  он  же есть жизнь и свет, породил человека, подобного себе  самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Красотою воспроизводил  он образ Отца, и Бог возлюбил  воистину  свой собственный  образ  и  вручил ему всех тварей.  Но  человек, размыслив над делом творения, захотел творить в свою очередь и разлучился  с  отцом,  вступая  в  область творчества. Полновластный, он задумал дело сотворения братьев  своих,  и те  полюбили  его,  и  каждый из них  уподоблял  его  своему положению.  Тогда,  зная  своё  естество  и  участвуя  в  их природе,  захотел  преступить он грани  кругов  и  превзойти могущество, что зиждется на огне.

И  этот  властитель  мира  и смертных  существ,  лишённых рассудка,  через  гармонию и мощную  преграду  кругов,  явил низшей  природе  прекрасный образ  Бога.  Пред  этой  дивной красотою,  в  которой все силы семи правлений  сочетались  с подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела  она красоту человека в воде и тень его на земле. И он, заметив в воде отражение  своего  собственного  облика, возгорелся любовью к нему и захотел обладать им. Усилие последовало  за желанием  и  зачата  была форма, лишённая рассудка.  Природа охватила  возлюбленного  своего  и  окутала  его  всего, и соединились они обоюдной любовью. И вот почему, один из всех существ,  живущих  на  земле, человек двойственен,  смертный телом,  в своём естестве же бессмертный; превосходя гармонию мира, он раб своих оков; мужеский и женский, как его Отец, и превышая сон, он под властью сна."

Чарует  меня эта речь, - молвил тогда мой ум.  А  Пэмандр сказал: "Вот тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь  с человеком,  произвела удивительнейшее из чудес. Он  состоял, как я  сказал  тебе,  из  воздуха  и  огня,  подобно  семи начальникам  гармонии; природа не остановилась  и  произвела семь человек, мужчин и женщин, высшего строя, сообразно семи правителям."  "О  Пэмандр, - воскликнул я, - продолжай,  любознание моё усугубляется." - "Умолкни же, - молвил Пэмандр, ибо не кончил я мою речь." - "Молчу", - отвечал я. "Порождение этих  семерых  человек, как сказал я, произошло таким образом: земля явила женское естество,  вода -  произрождающее  начало,  огонь  доставил  жар,  воздух  - дыхание и природа произвела тела человеческого вида. Человек onkswhk от жизни и света душу и разум; душа явилась  к  нему от  жизни, от света же разум. И все части чувственного  мира пребывали  так  до полного развития начал  и  родов.  Теперь выслушай остальное, желаемое тобою услышать. И тогда  период закончился, всемирная связь расторгнута была волею Бога; ибо все  животные,  вначале двуполые, одновременно  с  человеком
разделились и образовались самцы с одной стороны и  самки  с другой. Тотчас же Бог изрёк своё святое слово: возрастайте в произращении и умножайтесь в приумножении, и всё моё  деяние и  творенья  мои;  и  да знает обладающий  разумом,  что  он бессмертен, и что причина смерти есть любовь к  плоти  и  да познает он все существа.

И  при  этих словах Провидение соединило четы, по законам необходимым  и гармоническим, и установило произрождения.  И все существа размножились по родам, а тот, кто познал самого себя, пришёл к совершенному благу; но тот, кто в заблуждении любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим во мраке, из-за  чувств  подвластный условиями смерти." - "Какова  же,  - воскликнул  я,  - великая ошибка невежд, что из-за  неё  они лишаются  бессмертия?" - "Кажется, - ответил он, - не  понял ты  того, что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?" - "Я размышляю, - сказал я, - и вспоминаю, и благодарю  тебя."  - "Если  ты  обдумал, скажи мне, почему пребывающие  в  смерти достойны смерти?" - "Потому что наше тело происходит от  той угрюмой мглы, откуда вышла влажная природа; поэтому и  тело, построенное  в  чувственном мире,  кладезь  смерти."  -  "Ты понял,  - сказал он, - почему тот, кто размышлял над  собою, идёт  к  Богу, как сказано божественным словом?" Я  возразил ему:  "Потому что из жизни и света состоит Отец всех  вещей, от него же родился человек." - "Благие слова, - сказал он, - Бог  и  Отец, от которого родился человек, - свет  и  жизнь. Если же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и состоишь  из  них  -  пойдёшь ты в жизнь."  Таковы  были  слова Пэмандра.  -  Скажи мне ещё, о Разум, как  я  могу  войти  в жизнь",  - сказал я. И ответил мой Бог: "Человек, обладающий разумом,  да  познает  себя самого в бессмертии  сущего."  - "Итак,  не  все люди обладают разумом." - "Благие  слова,  - сказал  он, - подумай, о чём говоришь. Я, разум, присутствую у святых, у добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых. Моё  могущество в помощь им и тотчас познают они все вещи  и призывают  Отца  с  любовью,  и  к  нему  обращают  молитвы, благословения и хвалы, ему подобающие, и прежде даже, нежели покинуть тело своё смерти, ненавидят чувства, деяния которых им  ведомы;  или,  вернее, я, разум, не допускаю  свершиться
деяниям  плоти.  Словно привратник закрываю я  вход  деяниям дурным  и  постыдным,  отвращая  желанья.  Но  что  касается безрассудных, порочных и злых, завистливых и корыстных убийц нечестивых,  я далёк от них и предаю их демону-мстителю,  он же  изливает в чувство их проницающий огонь, толкает их  всё
больше  ко  злу,  чтобы  усугубить  их  кару  и  беспрерывно растравляет  их  страсти ненасытными  желаниями,  пытает  их невидимый враг и живёт в них неугасимое пламя."

"Ты  научил  меня  всему,  чего  я  желал,  о  Разум;  но просвети  меня  ещё в том, как совершается восхождение." Пэмандр  сказал:  "Сначала  тление  материального  тела предаст  его  составные  части превращениям;  видимый  облик становится зримым; (личный) нрав, теряя свою силу, предаётся демону, чувства возвращаются сообразно к своим источникам  и расплываются  в силах (мира). Страсти и желания возвращаются в  неразумную природу; остальное возносится через  гармонию, покидая в первой зоне свойства роста или ущерба, во второй - сноровку зла и уже бессильную хитрость; в третьей - иллюзию, отныне  не  властную над желаниями, в четвёртой -  тщеславие власти, отныне  неудовлетворимое;  в  пятой  -  нечестивую надменность и безрассудное дерзновение; в шестой -  привязанность  к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой - коварную ложь. И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира), он  является  в  восьмую  зону, сохраняя  лишь  свою  личную сущность и поёт с существами гимны в честь Отца. Пребывающие там ликуют с ним, а он, уподобленный им, внемлет мелодичному голосу  сил, которые превосходят восьмую природу и распевают хвалы  Богу.  И  тогда  стройно  возносятся  они  к  Отцу  и примыкают к силам, и, ставши сами силами, рождаются в  Боге. Таково  конечное  благо  для обладающих  знамением  -  стать Богом.  Чего  же  ты  теперь ожидаешь?  Ты  научился  всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя человеческий род."

Сказавши так, Пэмандр  примкнул к силам. А я, благословляя Отца всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул укреплённый  им,  постигнув  природу  вселенной  и великое видение.  И  начал я проповедовать людям красоту  религии  и Знания. О народы, земнородные люди, погружённые в опьянение, дрёму  и  Неведение Бога, стряхните ваши чувственные  оковы, очнитесь от вашего оцепенения.

Они  услышали  и собрались вокруг меня. Я  же  заговорил: "Почему,  о  земнородные люди, предаётесь вы  смерти,  когда дозволено  вам  достигнуть  бессмертия?  Придите в себя, шествующие  в  заблуждении, изнывающие в  неведении,  бегите мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив от тлена." И  одни,  насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие, припадая  к  ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув, стал  руководителем человеческого рода, наставлял  их  моими речами  на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости,  и питаемы  они  были  водою  амброзии (бессмертия);  когда  же настал  вечер,  и  померкли последние  проблески  солнца,  я призвал их к молитве.  И  совершив  евхаристию (дела благочестия), каждый вернулся к себе на ложе. А я начертал в себе повесть  благостыни  Пэмандра  и,  обладая  предметом желаний  моих,  почил  исполненный  радости.  Дремота тела произвела  прояснение  души,  мои  сомкнутые  очи  лицезрели истину, плодотворное  молчание  принесло  в своём лоне всевышнее  благо, наречённые слова были семенами  благ.  Вот благодать,  высказанная  мною от  разума  моего,  т.  е.  от Пэмандра, верховного ума; так через божественное вдохновение овладел я истиной. Вот почему всей душою моею и всеми силами благословляю я божественного Отца: Свят Бог,  Отец  всего  сущего,  свят  Бог,  чья воля совершается  его  могуществом. Свят  Бог,  восхотевший  быть известен  тем,  что принадлежат ему.  Свят  Ты,  создавший бытиё словом твоим; свят ты, чей образ являет природа.  Свят ты,  не сотворённый природою. Свят ты и сильнее всякой мощи.

Свят  ты и превыше всякого величия. Свят ты и превыше всякой хвалы. Прими  чистую,  словесную  жертву  души  и  сердца, возносящегося  к  тебе, о Неизречённый, Неисповедимый,  кого познать  может  одно молчание. Не введи меня в  заблуждение, дай познание нашего естества, дай силу, озари милостью твоею непосвящённых  братьев племени моего, твоих детей.  Верую  в тебя  и  свидетельствую о тебе, шествую в жизни и  свете.  О Отец,  будь благословен; человек, принадлежащий тебе,  волит причаститься святыне твоей, по данной тобою власти.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования