Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

[Андрей и Симеон Деонисьевичи Мышецкие]. Поморские ответы (вопрос шестой) [древлеправославие]


Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита

Вопрос 6:

Есть ли триперстное сложение в крестном знамении древнее предание церковное или новое? Православно оно или ересь, что вы думаете о нем?

Ответ:

То сложение в крестном знамении есть древнее, которое древняя православная Церковь показывает на древних святых всецерковных образах, и то, которое видно из древних обычаев: в старописанных и старопечатных древнецерковных книгах.

Но это как раз двуперстное сложение, которое уже выше в пятом ответе мы доказали от множества древнецерковных свидетельств. А троеперстное сложение не было в древнецерковном обычае, не вычитывается из древнецерковных книг, не показуется священными древнеписанными иконами. Посему оно не есть древнее предание церковное. Да, в новопечатных книгах говорится, что это сложение – древнее, но эти их свидетельства для нас сомнительны, а потому нас не убеждают, что мы и покажем в девятом ответе. Новое предание тем уже явно, что началось недавно и именно как новое. Именно как новое оно печатается в новых книгах, как новое изображается оно на иконах. Но таково троеперстное сложение, а также сложение пальцев на благословение в виде Х и С и прочих букв, ибо они приняли начало в России от Никона патриарха. И с тех новейших времен и в московских книгах печатается, и на иконах живописуется. От тех времен россияне принуждаются к триперстному сложению. А поскольку это все – новое дело и началось в России, это есть не древнее, а новое предание.

На вопрос же, считаем ли мы его православным или еретическим, отвечаем: выносить суд по поводу этого вашего троеперстного сложения не дерзаем, как самые малые. Поскольку оно не предано нам от древней Церкви, мы не можем принять его. Божие слово говорит: "Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои". Но поскольку Ты обязываешь нас этим и прочими вопросами, что мы думаем о вашем троеперстном сложении, необходимо здесь нам показать, почему же мы отвращаемя и не принимаем как этого вашего троеперстного сложения, так и благословения с сложением пальцев в буквы Х и С и I и С. Вот это мы вкратце здесь и покажем.

Первое: Древлеправославная Церковь оставила нам предание: изображать крестное знамение двумя перстами, и показывает во многих свидетельствах (которые мы изложили в пятом ответе), что это есть Христово благословение и апостольское от святых Отцов предание. А кроме того, запрещает проклятием: кто так крестится, того по этой причине лишить [церковного общения]. По сей причине мы и опасаемся принять нового – да не лишимся Христова апостольского и святых Отцов знамения и не попадем под древнецерковные клятвы и запрещения.

Второе: Мы отклоняем оба эти нововводные сложения по следующей причине: с этим сложением от Никона и прочих ему последующих были на на древнецерковно преданное знаменование двумя перстами наложены нововводные тяжкие клятвы и запрещения. По этой причине мы, будучи богобоязненными [чадами] древней Православной Церкви, не можем подпасть под подобные тяжкие проклятия.

Древняя православная Церквоь повелевает в старописанных и старопечатных книгах  исповедовать тремя пальцами таинство Святой Единосущной Троицы, а двумя, сложенными вместе, указательным и средним, которыми мы собственно и крестимся, сошедшиеся во Христе две природы – Божество и Человечество. А по новопечатным книгам Никон и его последователи отвергли с порицанием это православное исповедание в сложении перстов. Они отвергли оба прежде исповедуемые таинства, и святой Троицы, и Боговоплощения (смотрения).

И вот они в крестном знамении отказались изображать на себе сошедшиеся во Христе две природы и установили новое знаменование троичным изображением тремя перстами крестного страдания Христа. По этой причине мы сомневаемся в нововводном этом сложении, ибо они отвергли и пременили великое и таинственное. Ведь и древняя православная Церковь возбраняет [подобные] перемены и отвержения своими апостольскими и соборными запрещениями.

Большой Катихисис, укрепляя, ограждает от тех, кто учит креститься не по древнецерковному:

Первое: от тех, кто не образует тремя перстами Святой Троицы;

Второе: от тех, кто не исповедует двумя перстами две природы во Христе Сыне Божием – Божество и Человечество.

По сим вышеупомянутым причинам, поскольку мы храним Христово благословение и апостольское, и святых Отец предание древней православной Церкви, и опасаемся древних церковных положенных на не знаменующихся двумя перстами запрещений и не хотим подпасть под тяжелые проклятия на нарушителей, боимся согласиться с тягчайшими новоумышленными порицаниями.

Поэтому мы остаемся при святоотеческом двуперстном знамении и не можем принять новоизобретенного троеперстного и херословного (т.е. "именословного") сложения.

(продолжение следует)

(с) пересказ с ц.-сл. яз. "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования