Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 октября 18:35Распечатать

Сергей Николаев. О ТВОРЕНИИ БОЖИЕМ И ТВАРИ. Как ни парадоксально, но кошки в Сергиевом Посаде замучены во вразумление


"О кошках, милосердии и святых местах" - так озаглавлен в ЖЖ один из наиболее аккуратных постингов, реакцией на который стало обсуждение новости о случившемся 27 октября в Сергиевом Посаде. Впрочем, случилась вполне банальная для нас вещь - кто-то взял и приказал ликвидировать проблему, которую создавало ему присутствие кошек в непосредственной близости от Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дотошные интернетчики вышли на связь с местными жителями и выяснили, что на операцию по ликвидации животных было получено, якобы, благословение некоего архимандрита Иеремии. Благословение это, будучи полученным от о. эконома, что подтвердилось самими исполнителями, и стало последним напутствием для трех десятков братьев наших меньших, заживо погребенных в мусорном контейнере.

В форумах ЖЖ обсуждение животрепещущей даже в советские времена темы об отношении к живому шло и продолжает идти в двух основных аспектах. Первый - чисто человеческая реакция на чью-то бездумную жестокость к абсолютно беззащитным перед полноправными гражданами великой России животным. Второй - демонстрация такого "полноправия" не какими-то отморозками, проходящими у нас, как правило, под кодом "скины", а представителями самого что ни на есть зримого оплота духовности - Свято-Троицкой лавры. То есть, образчикоми моральным ориентиром, в направлении которого и намерены увлекать юных россиян сторонники внедрения в систему обязательного школьного образования "Основ православной культуры".

"Поехать можно, завтра воскресенье, - заявляли одни посетители форума уже в ночь с субботы. - Но, как бы ни было поздно. В мешках... Подавят бульдозером и все. Хотели ведь шито-крыто. Как сведения просочились?...""Не в этом суть - сколько спасено, сколько погибло, - говорили уже в воскресенье другие. - Ребятам с форума спасибо, да. Дело-то в другом. Своеобразное у ребят из лавры христианское милосердие, не находите?"

Самое дикое, что правы и те, и другие! Но только вместе взятые. Потому что каждая сторона в отдельности увидела происходящее как бы одним глазом, и лишь совместив обе точки зрения, картину стало возможным увидеть в объеме.

Потому что только в этом случае сообщение об очередной жестокости нашего времени касалось и "человеческого, очень человеческого", и того, в чем иные из нас возносят себя над другими биением в грудь: "Я - русский православный!" Или, наоборот, прячутся под эгидой вульгарной "смиренности", бормоча что-то о немощи и Божием попущении.

Когда события вокруг спасения "заочно отпетых" архимандритом кошек были в самом разгаре, по ассоциации вспомнилась очень показательная ситуация, возникшая когда-то во время одного из ежегодных религиозных фестивалей на Всероссийском выставочном центре. Весьма известный раввин в процессе круглого стола, реагируя на деликатный упрек в том, что религиозные лидеры чаще лишь декларируют мораль, а не подают собственный пример соблюдением ее норм, "припечатал" того, кто это сказал своим авторитетным, как должно было выглядеть, заключением. "Сразу видно, что вы - не религиозный человек, - изрек он. - Потому что, говоря так, вы противопоставляете себя воле Б-га. Все, чему должно свершиться, все равно свершится". Такое отречение от собственной ответственности с плохо завуалированным киванием на то, что "пусть лучше Господь будет виноват", мало чем отличается от ссылок на "немощь" или упомянутое архимандритское "благословение". Равно как лицемерие и фарисейство, упоминаемые в Священных Писаниях иудеев и христиан, не признают границ между конфессиями - или верой и неверием.

Ведь кошки, которым и в самом деле, похоже, было попущено невинно пострадать ради вразумления "имеющих уши", - это только ключ к проблеме, о которую в очередной раз многие россияне стукнулись лбом в "греховной сети" ИНТЕРНЕТ. К проблеме, которую можно сформулировать вопросом: "А насколько же мы - люди?".

Насколько велика разница между администратором лавры, давшим благословение, и мусорщиками, закатавшими мяучущую компанию в контейнеры? Насколько велико отличие о. Иеремии, наверняка причастившегося в то воскресенье в одном их соборов Свято-Троицкой, и водителя мусоровоза, который в выходной, скорее всего, ополовинил положенные поллитра?

Отвечать на такие вопросы за других - дело неблагодарное. Потому что слишком часто правда, сказанная тебе в глаза, воспринимается большинством из нас, как оскорбление. Поэтому, здесь - только вопрос. Ответить на который способны себе лишь мы сами. В одиночку.

Да и то, только в том случае, если честны перед самими собой.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования