Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 марта 17:07Распечатать

Михаил Попов. СУДНЫЕ ДНИ ИЛИ ГОРЕ УМУ. Государство на страже православия: история с последним преследованием "богородичников" в Липецке


Самоубийство школьницы, черные лебеди, стремглав летящие с высотного здания, "сектанты", массовое недомогание школьников и "Скорая помощь", – круто заваренная мешанина из зловещих образов, новомодных страшилок и недоказанных обвинений, выплеснутая через СМИ на просторы России и даже за рубеж, дала возможность заинтересованным лицам неплохо подзаработать на страхах обывателей. Широко освещавшийся в прессе и на телевидении недавний инцидент в Липецке, где огульно обвиняли представителей Православной Церкви Божией Матери Державная (шире известной как "Богородичный центр"), верящих так, как подсказывает им сердце, – невольно выявил интереснейшие тенденции в общественной жизни современной России.

Это, в частности, появившаяся вследствие краха судебной системы привычка публично обвинять людей в преступлении до решения суда. Любопытно, что две силовые структуры, прокуратура и УФСБ Липецка, почти одновременно дали прямо противоположные заключения о произошедшем! Прокуратура признала полную невиновность "богородичников" в самоубийстве школьницы, а пресс-служба ФСБ твердит свое – честь мундира...

Группа подростков, в течение пятнадцати минут бродившая по выставке, рассказывающей о годах ГУЛАГа, вдруг решила, что ее, групповые, религиозные чувства оказались "оскорблены", о чем, правда, сами подростки на момент "происшествия" и не догадывались! Путались в показаниях на суде (плохо заучили внеклассный урок конфессиональной вражды, кем-то преподнесенной после экскурсии?), зато заучено и неколебимо исповедали себя православно-верующими, "знающими каноны". И что с того, если, как выяснилось, ни один из них даже приблизительно не знаком с Евангелием? Достаточно редкого хождения в храм ("как все русские люди") и "Детской Библии", затерявшейся где-то дома. Достаточно слушаться своей классной руководительницы Ольги Золотаревой, речь о которой ниже.

А как быть с наводящими вопросами и.о. мирового судьи Нефедовой к свидетелям обвинения, с занесением в протокол подсказанных ею же формулировок? А как быть со специалистом, привлеченным судом, кандидатом педагогических наук, по совместительству секретарем липецкого Экспертного Совета религиоведов? Ученая дама, приятная во всех отношениях, неосмотрительно проговорилась, что упомянутая в заключении Совета книга "Православие святых и инквизиторов", "богородичное" исследование взаимоотношений Церкви и государства, вовсе не рассматривалась ею, поскольку "она слишком толстая" (!), – что не помешало Совету в пятидневный срок вынести авторитетное заключение о "богородичном неохристианстве", поразительно напоминающее опусы российских "сектоборцев" и прямо противоположное по содержанию Заключению религиоведческой Экспертной Комиссии Министерства юстиции Российской Федерации.

Характерно привлечение "в качестве свидетеля" священника РПЦ МП Диагенова, местного миссионера и неутомимого борца с инаковерующими, вообще не присутствовавшего в обсуждаемый момент на выставке, зато с чужих слов авторитетно обвинявшего устроителей в оскорблении православных чувств. Его лично, например, оскорбила фотография чуда плачущего кровавыми слезами вифлеемского Богомладенца, - "не по канону" плачет! Признал, правда, посрамленный предъявленным ему изображением плачущей кровью Казанской иконы Божией Матери с Богомладенцем, что "не специалист" по чудесам, что, мол, он лично "специалист по сектам". Но не дрогнуло сердце священника, не раскаялся в институциональной ненависти к католическим братьям…

Все это, вкупе с заслуживающим отдельного разговора постановлением суда, поразительным определением об оскорблении религиозных чувств православных школьников, не отличающих Ветхий Завет от Нового, словно перенесло присутствующих в мир Достоевского, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Гоголя... Право, любителям истории и русской литературы стоило бы побывать в эти незабываемые февральские дни 2007 года в стенах Левобережного суда г. Липецка, чтобы насладиться (или ужаснуться) созерцанием воскресших персонажей, памятных еще со школьных времен. По иронии судьбы, одним из главных действующих лиц сего воскрешения, – из тех, кто оказался на авансцене происходящего (про режиссеров действа пока умолчим, памятуя советы тех же великих классиков), – оказалась учитель литературы Золотарева, заслуженный педагог. Мудрый наставник молодежи в эпоху СССР долгие годы преподавала в зарубежных консульствах, о чем не преминула сообщить на судебном заседании. Для незнакомых с той эпохой нелишне напомнить, что без неусыпного надзора КГБ в иностранных посольствах вряд ли кто-то мог работать и что-то могло произойти…

Рождение симфонии: школа и Церковь – две главы черного орла?

Во времена царской империи Православная Церковь имела статус господствующей, вмешивалась во все и вся, вплоть до надзора за политическими преступниками. Чуть было не отправился в монастырскую тюрьму на Соловки граф-вольнодумец Лев Толстой, поныне отлученный от Церкви. Но отвернулись россияне от некогда навязанных государством пастырей и не спешат сегодня в объятия "табачных митрополитов" да "водочных попов". Не спешат превращаться в "недостойных послушников", угодливо покорных чернорясным.

Известно, что множество революционеров, люто ненавидевших Церковь и духовенство, вышло именно из семей священников, воспитанников бурсы, описанной Помяловским. Авторитаризм, жадность и лицемерие "профессиональных православных" вызвали лишь протест и презрение к ним юных душ. Но история действительно ничему не учит.

У клерикалов есть масса сочувствующих, которые сами-то в Бога не верят, в церкви бывают раз в год, но почему-то поверили в другое. Мол, если молодые люди будут носить крестики, все четко по команде креститься и ходить строем "к обедне", то в обществе чудесным образом станет меньше хулиганов, наркоманов, самоубийц, пьяниц – и вообще разольется полное "благорастворение воздухов".

Конечно, к вере как таковой это все отношения иметь не будет. Но ведь власть имущим она особо и не нужна. Нужна внешняя покорность. То, что в итоге все получится, только наоборот, и священнослужителям станут плевать вслед, а недоверие к "батюшкам" проникнет в широкие массы и станет сродни массовому недоверию к номенклатуре – это клерикалов пока не беспокоит. Они считают, что "государство защитит", ибо привыкли полагаться на "родное государство. (Ср.: Алексей Рощин. Попы атакуют! Опубл. на сайте "Политком.ру", 06.09.2006).

Липецкий суд над представителями Православной Церкви Божией Матери Державная, исповедующих "православие богородичной ветви", – явил миру очередную попытку воскресить теорию Третьего Рима. Но все не так просто. По мнению Алексея Рощина, научного сотрудника РАН, "оправославливание" школы имеет далеко идущие цели: "Нетрудно видеть, в какую сторону толкают Россию новоявленные "православные фундаменталисты": из России хотят сделать для начала Иран, закрепив в Законе некий особый статус "православных аятолл", а потом уже через систему православных медресе (в которые - чего мелочиться? - собираются превратить вообще все государственные школы) ковать кадры талибанских "отроков Варфоломеев". (Алексей Рощин. Союз Фундаменталистов против светского государства. Опубл. на сайте "Политком.ру", 14.09.2006).

Авторитарным владыкам, как светским, так и церковным, неприятны думающие, не позволяющие собой манипулировать, зрелые граждане, мужественно-совестливые, толерантные к ближним. Не в этом ли причина взаимного притяжения двух ветвей власти – духовной и светской, симфонических орлиных голов с разинутыми клювами? Империи рухнули, но имперские вии, восставшие из прихрамовых погостов, поныне слепо мечутся по храмам и кабинетам, отыскивая жертв. До тех пор, пока не рассветет.

"Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь что человеческое, а не что Божие", – грозное предостережение всем тем, кто пожелал совместить кесаря и Христа, Бога и мамону.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования