Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 ноября 17:34Распечатать

Борис Колымагин. О НЕКОТОРЫХ КРИТЕРИЯХ ЭКСТРЕМИЗМА


Проблемы религиозного экстремизма, в частности, радикального ислама не решаются одними способами государственного воздействия. Однако при их рассмотрении у государственных мужей подчас появляется соблазн зайти в сугубо богословские области и установить там государственные правила игры, что может привести к еще большей путанице.

Скажем, известный исламовед, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФАлександр Игнатенко предлагает запретить ваххабитскую деятельность во всех ее проявлениях (1). Однако без четкого правового определения этой деятельности государство рискует начать новую "охоту на ведьм": человека могут посадить только за то, что он придерживается определенных богословских взглядов.

При анализе проблем религиозного экстремизма представляется очень важным учитывать все существенные стороны. В этой связи хотелось бы сказать о том, что экстремизм, с точки зрения религиозного объединения - это одно, с точки зрения общества - другое, с точки зрения государства - третье. Мысль эта не нова. Об этом говорил, к примеру, священник Георгий Кочетков на конференции "Религия и национальные отношения в России: история, современность, перспективы развития", прошедшей в стенах Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) в 2003 г. Но нелишне напомнить об этом снова.

Если внутри какой-либо религиозной организации появляется группа, учение которой сильно отличается от традиционного, то, с точки зрения верующих, такая группа может быть названа "экстремистской". Для любой религиозной организации экстремизм - это то, что далеко, существенно далеко уходит от тех заложенных в жизни и учении духовных и смысловых основ, которые поддерживаются этой организацией.

В качестве примера, можно привести экстремистскую (с религиозной точки зрения) деятельность православных маргиналов, направленную на распространение новой парацерковной мифологии. Эта мифология связана с идеями "масонского заговора" и "соискупительства" императора Николая II (царь принес себя в "жертву" за русский народ), с почитанием старцев как пророков, а не как руководителей на пути ко Христу (младостарчество), с проповедью ложных чудес, видений и пророчеств.

Подобные представления проявляются в сопротивлении введению Индивидуального налогового номера (ИНН) (2) и в кампании за канонизацию царя Ивана Грозного и сибирского "старца" Григория Ефимовича Распутина.

При этом радикалов не страшит перспектива вступить в противоречие с литургическим преданием и русской агиографией (3). Сторонники этих религиозных представлений неоднократно заявляли о своем консерватизме, но в реальности они решительно отошли от духовных основ православия, превратились в экстремистскую (с конфессиональных позиций) группировку.

Экстремизм, с точки зрения общества, связан с нормами общественной морали, как писаной, так и неписаной, что очень важно. В этой связи мне хотелось бы сказать несколько слов о православном экстремизме, выступающем часто в завуалированной форме. Не секрет, что некоторые фундаменталистские организации позиционируют себя как сугубо традиционные - ради нужд "текущего момента". Это относится, к примеру, к обществу "Радонеж". Однако в деятельности "Радонежа" (радиостанция, газета, сайт) мы видим фундаменталистские жесты, которые, с точки зрения общества, могут быть оценены как экстремистские, поскольку расходятся с общественными моральными нормами. Мне приходилось уже писать об этом подробно (4). Здесь же остановимся только на одной стороне вопроса - на проблеме антисемитизма.

Бесспорно, в радийных высказываниях и газетных публикациях "Радонежа" мы не встретим призывов к еврейским погромам. Но "Радонеж" постоянно муссирует еврейскую тему и создает определенный контекст, в котором могут родиться погромные настроения. Делается это таким образом. После эфира какого-нибудь уважаемого священника, до или после разговора, благостным голосом читается антииудейская проповедь святого отца. Например, св. Иоанна Златоуста. При этом абсолютно ничего не говорится ни о ситуации, в которой эта проповедь была произнесена, ни о том, что далеко не всякое высказывание святых отцов является голосом Церкви. Так архаика некритическим способом вбрасывается в православное сознание. И создается определенный фон, мешающий, к слову, миссионерским усилиям самой Русской Православной Церкви.

Еще один прием для создания нужного контекста - подбор в газете блока материалов по конфликтным ситуациям, связанным с евреями. Информация берется из проверенных источников: РИА "Новости", ИТАР-ТАСС и т.п. И к таким новостям ставится "говорящий" редакционный заголовок. Скажем, в №9 за 2004 год на стр. 7 приводится рассказ о драке между ортодоксальным иудеем и армянским епископом. По сообщениям информагенств, драка завязалась после того, когда проходивший мимо религиозной процессии иудейский студент-ортодокс плюнул на крест. В статье израильской газеты "Гааретц" произошедшее с армянским епископом было названо "позором Иерусалима". Казалось бы, негативная реакция израильского общества налицо, и какие тут еще нужны комментарии. "Радонеж" дает комментарий в виде заголовка: "У них такой обычай". И тут же, следом, еще один заголовок: "Не дело еврейской общины - выговаривать Ватикану". Последняя фраза - буквальная цитата слов раввина. Но одно дело, когда критика действий еврейских организаций идет от еврея, другое - когда эти слова повторяют православные фундаменталисты, преследуя совсем другие цели.

И в заключение скажем несколько слов об экстремизме с точки зрения государства. К нему относится все, что ставит себя выше принятого закона. Религиозная организация считается экстремистской, если ее деятельность направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение общественной безопасности, разжигание национальной, расовой и религиозной розни и т.д.

К сожалению, грань между юридически запрещенным и морально осуждаемым в законе об экстремизме проведена недостаточно четко. При большом желании он позволяет даже Русскую Православную Церковь в определенных условиях считать "экстремистской организацией". Действительно, согласно своей социальной доктрине РПЦ МП может призвать население к гражданскому неповиновению (5). И этот призыв, с точки зрения государства, будет считаться явной крамолой. Хотя такая "крамола" связана только с этикой, с определенной этической системой. Все это лишний раз свидетельствует о несовершенстве закона.

Возможно, экстремизм (с точки зрения государства) надо понимать как "политическую практику", как целую систему действий, в которой насилие получает оправдание. Без всяких экивоков на богословие. Здесь я согласен с мнением Александра Морозова(6).

Конечно, все критерии, о которых речь шла выше, не абсолютны, и то несовпадение, которое существует между ними, порождает непростые вопросы. И все-таки, при рассмотрении проблем, связанных с экстремизмом, их нужно учитывать - и исследователям, и политикам.

1. См. А.А. Игнатенко. Ислам и политика. - М., Новиздат, 2004 г.

2. Об истории борьбы против получения ИНН см.: За право жить без ИНН // Международная академия "Информация, связь, управление в технике, природе, обществе". Вестник № 11. - СПб., 2000.

3. В службе святителю Филиппу, митрополиту Московскому (каноне на утрене), царь Иоанн Грозный называется "новым фараоном" и "новым Иродом". В житии свт. Филиппа недвусмысленно говорится о роли царя в смерти святителя.

4. См., например, "Разделаться со всеми" // НГ-Религии. 2000. 23 февраля.

5. В доктрине имеется такая формулировка: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

6. Александр Морозов. "Политическая паранойя". Заметки на полях книги А. Верховского. http://www.religare.ru/print7647.htm


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования