Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 ноября 18:14Распечатать

Валерий Емельянов. “ВЕДОМЫЙ АЛЛАХОМ ПО ПУТИ ИСТИННОМУ”. Махди и махдизм в исламе


Большинство мировых религий в той или иной форме содержат идею о приходе в конце времен "грядущего пророка", который подготовит людей к Страшному Суду и установит Царство Божие на Земле. В религии ислама эта проблема имеет, однако, свою специфику. Выражением этой специфики стали находящиеся вне Священного Писания мусульман - Корана - предания о грядущем в конце времен приходе мессии-махди. Слово "махди" в смысловом переводе с арабского означает "ведомый Аллахом по истинному пути".

Изначально ислам делал основной упор не на эсхатологию, а на полное и безоговорочное поклонение Богу. Пророчеству же Мухаммада надлежит продолжаться вплоть до Судного дня. Но эсхатологическое начало в исламе все-таки существует, однако оно основывается не на Коране, а на хадисах и других внекоранических преданиях.

Согласно мусульманской традиции, пророк Иса (Иисус Христос), взятый Аллахом на небо живым, и в конце времен спустится на землю, чтобы сразиться с Даджаль-аль-Масихом (Лжемессией, Антихристом). Этот последний, согласно мусульманским преданиям, представляет собой довольно колоритный персонаж. Он - одноглазый великан, на лбу которого написано слово "кяфир" (неверный). Лжемессия должен прийти из земли Хороссан в Восточной Персии, а с ним вместе – тысячи иудеев (кстати, когда в Иране пришел к власти аятолла Хомейни, уроженец Хороссана, многие ортодоксальные сунниты, особенно в Саудовской Аравии, восприняли его чуть ли не как явление Даджаля).

Антихристу удастся прельстить большинство людей, и он захватит весь мир, кроме священных городов Мекки и Медины. Однако пророк Иса убьет Даджаля, после чего на земле возникнет ситуация, когда (согласно достоверному хадису) "cтанет он справедливым правителем, прикажет сломать все кресты (Крест в исламе считается признаком позора. По мусульманскому преданию, Иса (Иисус) избежал позорной казни и взят на небо живым – "Портал–Credo.Ru"), убить всех свиней и установить налог для тех, кто не пребывает в религии единобожия.
Богатства станет так много, что никто не будет принимать его даже как милостыню. И будет один суджуд (молитвенный земной поклон – "Портал–Сredo.Ru") более ценен, чем "этот мир и что есть в нем". Говорится также о том, что Иса будет мусульманином, встанет на молитву-намаз, затем женится, заведет семью, и его дни на Земле продлятся столько, сколько пожелает Аллах, а после смерти он будет погребен по мусульманскому обычаю.

Это предание разделяют и сунниты, и шииты. Правда, у суннитов махдизм более неопределенен и двойственен. Многие считают, что Иисус-Иса и есть Махди. Другие считают, что таковым будет имам из рода пророка, тот его потомок, которого будут звать так же как и основоположника ислама - Мухаммад ибн Абдалла, - и родится он также в священном городе Мекке. Пророк Иса признает его имамом Махди и откажется в пользу последнего от молитвенного руководства мусульманской общиной.

Правда, есть и такие предания, которые гласят, что Махди придет раньше пророка Исы, что после победы Исы над Даджалем он предложит явившемуся с небес пророку руководить общиной, но Иса откажется от этой почетной обязанности, считая, что вся умма состоит из одинаково достойных людей.

Современные суннитские теологи отмечают, что все хадисы о махди имеют весьма слабую степень достоверности, и обращают внимание верующих на то, что махдизм хоть и является составной частью религиозной традиции, но отнюдь не самой важной. Характерно, что идея махдизма в суннизме однозначно второстепенна, а активно присутствует она, прежде всего, в ираноязычном географичечком ареале распространения ислама и близких к нему регионах, например, на Северном Кавказе.

В шиизме абсолютно иная ситуация. Здесь идея махдизма является одной из основополагающих. Шиизм вообще, с точки зрения объекта поклонения, более антропоцентричен, чем суннизм. Двенадцать имамов из рода пророка по линии его дочери Фатимы являются не только источниками высшей богословской мудрости, но и имеют некоторые черты, которые могут быть поняты как сверхъестественная богочеловечность. И махди шиитов персонально определен. Это - двенадцатый имам из цепочки рода Пророка, Мухаммад аль-Мунтазар (ожидаемый), сын, соответственно, одиннадцатого имама Хасана Аскари. Будучи двенадцатилетним мальчиком, он еще в десятом веке таинственным образом исчез, но шииты верят, что он по воле Аллаха был сокрыт и явится в мир в конце времен как имам-махди.

Шиитское предание (не признаваемое суннитами) гласит, что пророк Мухаммад сказал: "Из членов моей семьи Аллах воскресит человека, благодаря которому в мире, где до него господствовали зло и насилие, воцарится мир и спокойствие". Вернувшийся имам возложит руки свои на головы рабов Божиих, и их мысли сольются воедино, они обретут новое зрение, и будут видеть и слышать имама, где бы они ни находились. А мусульманин, находящийся на Востоке, будет видеть своего собрата, находящегося на Западе.

Шиизм пустил корни в индоиранских, а не в арабских землях. Можно где-то даже говорить об отдельной индоиранской традиции ислама. Именно в пределах этого региона развивался шиизм, в том числе в форме его крайних, довольно далеко ушедших от ортодоксального ислама, течений - таких, например, как исмаилизм. В первую очередь, именно в этом культурно-географическом ареале активно продолжала жить идея махдизма, а споры вокруг личности махди и его предшественника часто приводили к образованию неортодоксальных новых сект - таких как ахмадийя в Пакистане, или вера бахаи в Иране.

Наиболее вероятной гипотезой того, почему такая мистическая, эсхатологическая антропоцентричность, частным выражением которой стал принцип махдизма, сформировалась именно в индоиранском культурно-географическом ареале распространения ислама, является влияние зороастризма, своего рода конвергенция религий, что стало одной из характерных черт иранской цивилизации.

Нельзя преуменьшать и значительное влияние зороастризма на всю в целом монотеистическую традицию, идущую от праотца Авраама. Понятие Бога, как высшего трансцендентного блага, понятие трансцендентного зла, обетованного спасителя - все они имеют параллели и в зороастрийской "Авесте". А такие основополагающие понятия, как "рай", "ад", "ангел", "сатана" и т.п. в языках семитических монотеистов имеют так же персидско-зороастрийское происхождение. Уместно отметить и такой факт: согласно хадисам, приход махди также ожидается из Персии, из Хороссана. А именно эти земли и район чуть восточнее можно назвать "ойкуменой Заратуcтры"

Несмотря на то, что час прихода "обетованного" никому из людей неведом, история знает уже несколько приходов махди. Так, махди объявил себя в 910 году исмаилит (представитель направления в шиизме, многими мусульманами, в том числе и шиитами, не признаваемого исламским) Убайдулла, основатель Фатимидского халифата в Египте. То же самое проделал в Северной Африке и Испании в XII cтолетии Мухаммад ибн Тумарт – основатель правящей в испанском халифате династии Альмохадов.

Однако самым крупным всплеском "махдизма" в истории доныне остается махдистское восстание в Судане. Его материальной предпосылкой стала работорговля и, в целом, критическая ситуация в Судане, тогда бывшим англо-египетским совладением. Духовной – наличие такой харизматической личности как Мухаммад ибн Ахмад. Сын мастера по изготовлению лодок, он, по отзывам современников, обладал удивительным личным магнетизмом, пользовался широкой известностью как спиритуалист и факир.

В юности он вступил в суфийский тарикат (орден) Саммания, лидером которого он стал в 1880 году. В 1882 году Мохаммад ибн Ахмад провозгласил себя махди. Тогда же он собрал вокруг себя семитысячную армию "ансаров" (сподвижников), быстро выросшую до 30 000, и начал войну против англичан и египтян. Восстание продолжалось вплоть до 1898 года.

В эти годы в стране состоялся уникальный социальный эксперимент – было создано "государство Махди". Мохаммад Ахмад действовал в русле идеи возвращения к чистоте первоначального ислама, без богословских "придумок", подтверждением чего может послужить сожжение богословских книг, предпринятое махдистским режимом.

"Махди" не считал введенный им порядок всего лишь шариатским общественным устройством, которое человек может принять или отвергнуть, но универсальным вселенским принципом, отказ от которого карается казнью.

"Махди" изменил исповедание основополагающих "столпов веры" путем добавления в исповедальную формулу-шахаду слов "…и Мухаммад Ахмад, Махди Всевышнего и представитель Пророка". Такой основополагающий "столп ислама" как паломничество-хадж в Мекку Мухаммад Ахмад заменил службой в своей армии. Благотворительный платеж-закят стал основным налогом в пользу нового государства. Эти и другие новации "Махди" объяснял наставлениями, которые в мистическом трансе передавались ему непосредственно от Аллаха.

В 80-е годы ХХ столетия Судан вновь стал местом, где возникло "неомахдистское" движение. В 1986 году его лидер Сиддик аль-Махди даже сформировал коалиционное правительство страны. Однако "Махди" XX века оказался слабым лидером, и созданная им система очень быстро развалилась. Между прочим заметим, что часто в разговорах сегодняшние мусульмане говорят, что из всех государств, считающих себя "исламскими", наиболее близок к шариатскому устройству именно Судан.

Такая вот история. Очень актуальная, кстати, сегодня. Махдизм, как и любой мессианизм, выходит на авансцену именно в драматические и переломные моменты истории цивилизации. Исламской в данном случае. А сейчас как раз такое время. И одним из его знаков можно считать то, что в круговерти иракского кризиса появилось такое знаковое явление как "армия Махди". Ее видимый лидер Муктада ас-Садр утверждает, что подлинным командиром его армии является сам имам Махди. Веру в то, что махди пришел, разделяют сегодня многие мусульмане. И как знать, может быть, скоро мы станем свидетелями "явления Махди" в облике конкретной персоны.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования