Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 октября 16:46Распечатать

Климент Фатимский. ЛИЧНОСТЬ ПЕРВОГО ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКЗАРХА СВЯЩЕН-
НОИСПОВЕДНИКА ЛЕОНИДА ФЕДОРОВА (1879-1935)


"Вся моя жизнь была построена на двух элементах: на любви к Церкви, к которой я присоединился, и на любви к Родине, которую я обожаю… С того времени, как я присоединился к Католической Церкви, единственной задачей моей сделалось приблизить мою Родину к той Церкви, которую я считаю истинной…" - экзарх Леонид Федоров [1]

Вступление

Мысль о возможности согласования католического вероучения с православным миропониманием принадлежит великому русскому мыслителю Владимиру Соловьеву[2]. Свои взгляды он достаточно четко выразил во время общения с известным лидером славянского возрождения XIX в. епископом Штроссмайером[3]. Практическое, жизненное применение этого учения мы видим в деятельности экзарха отца Леонида Федорова и его последователей.

Реальный опыт подлинного церковного единства Востока и Запада реализован в жизни Поместных Католических Церквей восточной традиции, к семье которых принадлежит и Российская Католическая Церковь, имеющая на сегодняшний день статус Апостольского Экзархата, как гласит официальный документ Святого Престола: "Esarcato Apostolico per i catholici di rito bizantino in Mosca: Russia"[4]. Отец Леонид явился исполнителем того замысла, который действовал по благодати Святого Духа через Слугу Божьего митрополита Андрея Шептицкого[5] для будущего возрождения России и можно сказать больше – для всей Восточной Европы, наследницы Первоучителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Возрождения, предсказанного в 1917 г. в Фатимском явлении Пресвятой Богородицы, призыв о котором дошел до России. Трудиться над этим возрождением предстоит нам.

Приступая к настоящему обзору жизни и деятельности первого экзарха Российской Католической Церкви византийского обряда Леонида Федорова, необходимо сказать, что имя его не достаточно известно, если не более того – широким массам его соотечественников, неизвестно вообще. Причина, этого заключается в том информационном вакууме, в тотальном лоббировании интересов единственной конфессии, предстоятель, которой любит подкреплять свои красочные выступления в СМИ ссылкой на авторитет "многомиллионной" паствы. Мы христиане знаем: "Свет и во тьме светит" (Иоан. 1: 5). Господь возвращает имена своих угодников для назидания и спасения, "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их взирая на подвиг их" (Евр. 3: 17).

Итак, что имеет на сегодняшний день, россиянин, желающий глубже узнать историю становления Экзархата и жизненный путь экзарха.

Печатных трудов на эту тему - не так уж и много. Среди них, на первом месте, следует указать, ставшую библиографической редкостью, книгу диакона Василия фон Бурмана[6] ЧСВ "Леонид Федоров", изданную в серии научных и литературных публикаций "Судион" в Риме в 1966 г. Затем идет, исторический труд князя П. М. Волконского "Экзарх Леонид Федоров", доступен он в публикации, вышедшей в 1993г., в № 48-м журнала "Логос", издававшегося Брюссельской редакцией "Жизнь с Богом". Далее идет книга, к счастью доступная современному читателю в России, благодаря помощи наших итальянских братьев из Сериато (Милан, Италия), в авторстве нашего современника, историка церкви А.В. Юдина "Леонид Федоров". Напечатана она в Москве, издательством "Христианская Россия" в 2002г. Имеется итальянский перевод этой книги. Это основной фонд, которым пользовался автор настоящей работы при подготовке, данного материала.

Надеемся, что исследовательский интерес будет расширяться и в ближайшем будущем история нашего Экзархата обогатится новым научным материалом, как зарубежного происхождения, включая Рим и Львов, так и отечественными архивными находками[7].

Жизненный путь

"Дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1. 29.)

Священник и мученик, о. Леонид Федоров был рожден в русской православной семье 4.11.1879г. в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге. До 1902 г. он учился в Петербургской Духовной Академии, затем уехал за границу, т.к. сердце его стремилось к принятию полноты общения с наследником Апостола Петра. Быть русским и католиком, в то время в России не позволялось. В Риме Федоров принял католичество, продолжил учебу в Ананьи, Риме и Швейцарии. Знакомство с митрополитом Андреем Шептицким оказало огромное влияние на его последующее духовное развитие. 25 марта 1911 года он был рукоположен в греко-католические священники болгарским епископом Михаилом (Мировым) в Константинополе. В 1913 году стал монахом-студитом в Боснии. Характерны мысли по этому поводу о. Леонида: "Монашество: оно начинает представляться мне средством для достижения цели в нашей святой борьбе за попранные права, и осуществления миссии на Востоке"[8]. После возвращения в царскую Россию, в связи с началом первой мировой войны, Федоров был выслан в Сибирь, в Тобольск, как неблагонадежный элемент (католик). В 1917г. был освобожден и назначен главой Русской Греко-Католической Церкви с титулом Экзарха. В 1923г. вновь заключен в тюрьму на 10 лет, теперь уже большевиками. С 1926 по 1929 гг. он исполнял свое служение в лагере на Соловках, а затем – оказался в ссылке в Пинеге, Котласе и Вятке. Отец Леонид умер, как мученик за веру и единство Церкви 7 марта 1935 г.[9]

Канонический статус

"За несколько часов было достигнуто то, чего столетиями не удавалось оформить царскому правительству" - о Петроградском Соборе 1917 г. – кн. П.М. Волконский [10]

Полномочия митрополита Андрея Шептицкого над Россией, дарованные Папой Пием X, приглашение в столицу, всех русских священников католиков, а также участие в работе представителей латинской иерархии и клира, позволили открыть Первый Собор Российской Католической Церкви 28 мая 1917 г. в Петрограде.

Было установлено: учредить Экзархат и назначить экзарха, которым стал протопресвитер Леонид Федоров. Соборный акт был скреплен подписями всех присутствующих, прозвучала присяга восточного духовенства Папе и своему возглавителю – экзарху. Таким образом, как пишет кн. П. Волконский: "Русские католики были, наконец, официально, канонично и открыто организованы и выделены в особую группу со своей канонической иерархией, временно подчиненной митрополиту Шептицкому, а потом, после утверждения Папой, непосредственно Римскому Престолу" [11].

Официальное папское утверждение Экзархата состоялось в Риме в 1921 г. Так 24 февраля Папа Бенедикт XV [12]подтвердил полномочия данные митрополиту Андрею своим предшественником Папой Пием X и 1 марта утвердил Леонида Федорова экзархом.

Последнее официальное упоминание в государственной документации Ватикана имени Федорова приходится на 02.02.1930 г., где Папа Пий XI упоминает: "… нашего представителя для католиков восточного обряда экзарха Леонида Федорова…"[13].

Петроградский Собор 1917г.

Собор, как форма выражения принципа поместности церкви, т.е. осознанной внутренней зрелости и глубины, имел следующие основные направления в своей работе:

1. Принятие конституционных положений правового, канонического статуса.

Собор определил в области церковно-государственных отношений следующее:

"25. Считаем для нас в настоящее время необходимым полную независимость Церкви от государства.

26. Однако, считаем нужным легализацию общим явочным порядком"[14].

По вопросам, связанным с организацией собственной внутрицерковной дисциплинарной жизни оговаривалось:

"13. Мы придерживаемся восточного канонического права, выраженного в правилах св. Апостолов, вселенских и поместных соборов, св. Отцов, настолько, насколько оно во всей Восточной Церкви, при современных условиях, является обязательным и выполнимым.

14. Дисциплинарные каноны и правила западной католической Церкви, установленные после 7-го Вселенского Собора, как на Вселенских, так и на поместных соборах, а также и особенными декретами, буллами и бреве Римских Архиереев, по принципу католической Церкви, не признаются для нас обязательными.

15. Дисциплинарные постановления Римского архиерея и Вселенских Соборов обязательны для нас только в том случае, когда в этих постановлениях ясно указано, что они обязывают Восточную Церковь и вводят в ней новый закон

22. Экзарх может пользоваться поместным законодательством русской, греческой и других воссоединенных и не воссоединенных церквей, как западного, так и восточного обряда, а также законодательством латинской Церкви для временного разрешения недоуменных вопросов ежедневной практики"[15].

2. Богослужебно-литургические вопросы

" Nec plus, nec minus, nec altiter" – Папа Пий X

Дисциплина церковного устава (Типикон), совершение таинств, сохранение традиций в обрядовой и церковно бытовой жизни нашли отражение в принятии следующих соборных постановлений, приведем лишь некоторые из них:

"2. Признавая Верховного Архиерея верховным законодателем всех церквей и руководителем христианской жизни, принимаем все его указания и советы и все рекомендованные им культы, строго сохраняя в их богослужебной форме греко-восточный обряд, согласно его же указаниям.

3. Не принимаем никакой богослужебной формы латинского обряда…

27. По предписанию Апостольского Римского Престола употребляем тот обряд, который существует в настоящее время в России, не допуская никаких изменений.

28. Избегая всякого произвола, мы обязаны стремиться к полному однообразию в служебной практике.

29. Можем соблюдать безразлично древне-русскую или новую форму нашего обряда, не смешивая однако одной формы с другой.

54. Священники должны приучать народ к сознательному и деятельному участию в богослужении и по возможности заводить всеобщее пение"[16].

Комментируя соборные определения по этому вопросу, историк пишет: "С первых же шагов русскому католическому духовенству надо было русским людям ясно показать… в корне пресечь всякие латинизаторские попытки: греко-российский обряд должен оставаться неприкосновенным во всей своей чистоте"[17].

3. Дисциплинарные нормы в отношении поведения клира

Вопросы пастырского богословия и внешней дисциплины, многие из которых не утратили актуальности, в качестве примера, здесь:

"43. В сношениях с паствой священник должен руководствоваться духовной пастырской любовью.

44. Работа пастырей над верными должна быть всегда соединена с духом молитвы и с созерцательной жизнью. Мы никогда не должны забывать, что весь успех апостольского дела зависит от Божией благодати и нашей святости. Священник, забывший эту истину, приносит скорее вред, нежели пользу.

46. … Священник должен стараться благоговейным и строго литургическим богослужением, соединенным с евангельской простотой, учить верных благочестию.

56. Отличительный признак во внешнем поведении духовного лица – его скромность, благоразумие. Поэтому духовенству должны быть чужды все светские манеры и замашки, привычки и обычаи.

59. Разрешается посещать научные и популярные собрания.., а также серьезные концерты с музыкой и пением"[18].

Иерархическое положение экзарха

"ut exarcha fiat episcopus" - из письма митрополита Андрея Шептицкого к экзарху[19]

Пункт № 16 "Постановления Епархиального Собора Греко-католической Церкви", Петроград, 29-31 мая 1917г. гласит: "Для управления русской католической Церковью восточного обряда временно назначается экзарх в сане протопресвитера, которому подчиняются все епархии в пределах Государства Российского за исключением епархий Малой и Белой Руси в их этнографических границах"[20].

Далее, пункт № 17: "Экзарх, по принадлежащему ему праву, имеет на всей вышеозначенной территории епископскую власть", и следующий пункт № 18: "Экзарх имеет право пользоваться теми привилегиями, которые Апостольский Римский Престол предоставляет епископам на трехлетние и пятилетние сроки"[21].

По свидетельству историка: "Митрополит хотел сейчас же посвятить о. Леонида в епископы с подчинением его непосредственно Риму и тем самым закончить намеченную еще Пием X программу, но уступил личной просьбе экзарха повременить"[22].

Продолжение разговора о необходимости епископского посвящения и собственное мнение по этому вопросу о. Леонида, находим в письмах, из переписки 1922-1923гг. между ним и владыкой Андреем: "Вы пишете (да станет экзарх епископом)… Я помню, что обещал Вам не отказываться от епископства, когда это будет необходимо… Я не принадлежу, как Вы знаете, к тем лицемерно скромным субъектам, которые, заявив с воплем и рыданием о своем недостоинстве, потом смиренно подставляют под омофор "выи своя"… принять на себя такую громадную ответственность, т.е. быть первым восточным епископом в России – это свыше моих сил…"[23].

Официального письменного подтверждения о принятии экзархом епископской хиротонии нет. Однако, позволю выдвинуть предположение о том, что такое рукоположение было. Косвенным свидетельством этого может служить известное фото, опубликованное в книге диакона Василия, на котором экзарх запечатлен в полном архиерейском облачении, в саккосе, омофоре и с панагией[24].

Здесь уместно будет провести следующий анализ: Мысли самого Леонида Федорова о предстоящем ответственном епископском служении, совершенно отметают всякую возможность предположения о честолюбии отца Леонида и о том, что он мог просто одеть все это облачение так для фарса, для фотографирования. Это абсурд.

Его хиротония, безусловно, была совершена, учитывая время и обстоятельства, в тайне. Будущие открытия, надеюсь, подтвердят, это мое предположение.

Административная деятельность

Экзарх, как администратор, вынужден был применять свои силы в разных направлениях деятельности:

• Отношения со светским миром

С мирской властью, к прискорбию, контакты строились на принципе, который остался в наследство от имперского периода, где католики были представителями чуждой идеологии. Новая власть сформулировала старый тезис по-своему: "Раз вы католик, значит и контрреволюционер"[25]. Коммунистическое правление, наступившее в России с 1917 г. поставило Церковь в неприемлемые условия. Начались "ограбления церквей, непомерные налоги, запрещение преподавать Закон Божий и катехизис детям моложе восемнадцати лет, требования подписывать обязательства, запрещенные Римом, и т.д., - все это постоянно вызывало столкновения и недовольство советского "начальства"[26]. Сенсационные фраза отца Экзарха, произнесенная им на суде передавалась людьми из уст в уста, независимо от конфессиональной принадлежности: "Хотя мы и подчиняемся советской власти вполне искренно, но смотрим на нее, как на наказание Божие за грехи наши"[27].

• Отношения с латинским клиром

Еще большая проблема открылась в отношении собратий из латинского клира, которые будучи представителями самостоятельной иерархической структуры, не всегда проявляли такт и уважение, понимание глубинных вопросов, закваски будущего развития Вселенскости в российском тесте. Традиционное высокомерие латинян – вот главное препятствие на пути церковного единства. Диалог – достоинство равных сторон. "Только те, кто становятся католиками восточного обряда, - пишет экзарх, - являются "настоящим семенем" будущего единения. Они совершают тяжкий подвиг под градом насмешек и укоризн как со стороны православных, так и со стороны своих братьев латинян; но, мало-помалу, самим своим существованием они открывают русским людям глаза на вселенский дух католической Церкви"[28].

К сожалению, нельзя скрыть те горькие факты непонимания и столкновения, в которых экзарх отстаивал силой своего административного положения и данного Апостольской столицей авторитета права. Права - попираемые вопреки, провозглашенной энциклики Папы Льва XIII "Достоинство Восточной Церкви"[29]. Федоров указывал "на обрядовые несогласия в Церкви и на несправедливое отношение римских латиноманов к восточным"[30]. В одном из писем экзарха, читаем: "Россия не Конго и Замбези, не Китай и Япония, куда нужно идти и проповедовать с крестом в руке, а страна с очень древней, в плоть и кровь вошедшей христианской культурой, в сущности своей вполне католической и искаженной только по форме и по своему применению на практике"[31].

Здесь уместно будет привести комментарий современного историка церкви: "По большому счету русские католики должны были защищать свою собственную оригинальную идею, родившуюся непосредственно в русской религиозной среде, той среде, которая искала выхода из кризисного состояния Русской Церкви на путях возвращения ее в лоно вселенского христианства"[32].

• Собственные вопросы внутренней жизни

Помимо руководства существовавшими структурами, отец экзарх старался развивать жизненные силы церковного организма. Непосредственно под его руководством в Петрограде был организован женский орден "Святого Семейства", а также "Община сестер Святого Духа". Он был вдохновителем и организатором "Общества Иоанна Златоуста".

• Дисциплина подведомственного клира

Несомненный такт и при том, административную волю, пришлось проявить экзарху в отношении подведомственного клира, когда этого требовали обстоятельства. Проблема этого заключалась в том, что о. Леонид приняв ответственное служение был моложе некоторых ветеранов русского католичества, которые не всегда готовы были соблюдать послушание.

• Социальные вопросы

На ниве общественного служения, в т.н. диаконии, деятельность о. Федорова широко проявилась во время российского послереволюционного голодомора в 1918, 1919 и 1922гг. Его гуманитарные инициативы, направленные на спасение соотечественников от истощения и смерти находили понимание и поддержу у Римских Первосвятителей. Папа Бенедикт XV и Папа Пий XI присылали помощь в Россию. К этому времени относится сотрудничество в делах милосердия отца Леонида с американским священником главой миссии помощи голодающим отцом Уэлшем.

Задача сближения с православным духовенством

"Не осветивши российскую тьму настоящим пониманием католичества, нечего и думать о крупных успехах" - экзарх Леонид Федоров[33].

Первостепенной задачей своей миссии, экзарх считал установление доброго диалога с отделенными братьями. Историк пишет: "Сам Федоров, по большому счету, безусловно, ощущал себя частью Русской Церкви"[34]. Будучи плоть от плоти своего народа, он стремился к плодотворному труду на пользу Родине и братьям, укоренным в традиционных формах, в формах векового богопочитания, в которые Святой Дух отлил и заключил все богатство Церковного Предания. "Главной целью мы считаем распространение и популяризацию самой идеи Унии, распространение здравых идей о католичестве и сближение с православным духовенством"[35], - писал отец Леонид в письме своему соотечественнику и собрату отцу иеромонаху Александру Евреинову[36]. Протопресвитер Федоров заложил основы подлинного экуменизма, он показал какой должна быть модель межцерковного диалога.

К сожалению, эта модель покрыта пылью истории и прихвачена ржавчиной недобросовестности профессиональных экуменистов, но она не забыта. "В крупных городах России, главным образом в Петрограде и Москве, на приглашение восточных католиков с радостью откликнулись православные. Организовывались съезды, читались рефераты, устраивались беседы, даже диспуты, в которых, с благословения патриарха Тихона, принимали участие представители православного духовенства"[37], - читаем в воспоминаниях участника тех событий. "Экзарх – прекрасный оратор, проповедник, апологет… - выступал всюду с докладами, всегда насыщенными примиряющим элементом. Его всегда слушали с неослабным вниманием и православные и католики… Православные благодарили его за объективное изложение…"[38].

Результатом соборного разума, благодаря провидческому дару митрополита Андрея Шептицкого и творческим участием лучших умов и чистейших душ российских искателей вселенской полноты, в Петрограде в мае 1917г на первом епархиальном соборе нашей церкви заложен фундамент, начата работа. Результат, итог, полное значение этой работы, всю глубину и ценность заложенного потенциала откроет будущность. "Голос русской религиозной мысли мог звучать свободно. Духовно освобожденные русские люди – католики и православные – могли беспрепятственно встречаться, и что особенно дорого, - в чисто русской обстановке, на русской земле, под руководством и водительством своих русских католических священников и в дружном сотрудничестве с представителями духовенства православного"[39].

Патриотизм

"Слова "Уния", "униаты" прямо претили религиозному и патриотическому чувству русского человека" – кн. П.М. Волконский[40]

Важная и актуальная тема – любовь к Родине и любовь к Церкви. - Как сочетается это? - Какой пример дает нам российским католикам начала XXI в., жизненный пример нашего экзарха Леонида Федорова?

Интерес к Вселенской вере, для самого Федорова, оказался сопряжен с жестокой необходимостью покинуть Родину в 1902 г. Однако, дальновидный митрополит Андрей Шептицкий ежегодно посылал о. Леонида в поездки по России, для поддержания связей с соотечественниками византийскими католиками. "Три обширных и полных интереса доклада о. Леонида свидетельствуют о том, насколько добросовестно он относился к этим поручениям"[41], - пишет кн. П.М. Волконский.

Последующее служение, к которому его подготовил Великий митрополит Андрей, воочию показало истинность и правильность пути, будущность и перспективу для русских людей в Лоне Католической Церкви. Слова самого Федорова: "Католическая Церковь была для меня не только источником познаваемой вечной истины, но и стала для меня новой силоамской купелью, из которой я вышел совершенно обновленный… Здесь я горячо полюбил не только вообще народ, но и, в частности, наш русский народ, и сделать что-нибудь для бедного, смиренного русского народа-аскета стало необходимой потребностью"[42].

В письме о. Александру Евреинову, будущему русскому католическому епископу, отец Федоров пишет: "Мы должны внушить к себе доверие путем весьма долгого и терпеливого сожительства с православными, предметно показывая им, что мы не ополячились, не облатинились, но что мы были русскими, остаемся русскими и будем ими, что наши религиозно-бытовые традиции, неразрывно связанные с нашей историей, нам гарантированы св. Церковью настолько, что даже и думать нельзя об их уничтожении"[43]. Наследие экзарха Леонида Федорова, - залог истинного экуменизма, паритетного межцерковного диалога, направленного на исполнение евангельского определения: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Иоан. 10:16).

Подвиг во имя веры

"Не стало великого исповедника веры, замечательного иерарха и горячего русского патриота" – кн. П.М. Волконский о экзархе Леониде Федорове[44]

Отец экзарх писал митрополиту Андрею в марте 1923г. "Я убежден, что если прольется кровь, и притом в возможно большем количестве, это будет самый лучший fundamentum Ecclesiae russicae catholicae"[45].

Ныне Российская Католическая Церковь имеет на небесах своих сугубых помощников. "В лице блаженного о. Леонида Федорова Католическая Церковь в России обрела своего первого прославленного мученика XX века"[46], - пишет нынешний латинский митрополит в Москве Фаддей Кондрусевич.

Позвольте, в этой связи акцентировать внимание на вопросе почитания угодников Божиих, прославленных в лике святых, основываясь на российские церковные традиции. На практике существует два вида канонизации, а именно:

1. Святые угодники Божии, которым объявлено общецерковное почитание

2. Святые подвижники благочестия и веры, прославленные в ранге местночтимых.

Имевшая место беатификация, провозглашенная Святейшим Отцом Папой Иоанном Павлом II во Львове, 27 июня 2001 г., когда он объявил экзарха Леонида Федорова блаженным соответствует как раз той практике, которая в российском аналоге установлена для почитания в лике местночтимых святых. Сам же термин "блаженный", принятый в латинской западноевропейской церковной традиции имеет несколько иное значение в церковно-славянском языке, восточноевропейской, в целом византийской церковной культуре. "Блаженными" у нас называют конкретных подвижников благочестия, это особый вид духовного подвига и конкретный ранг святых, усваиваемый церковью своим подвижникам[47].

В таком контексте угождение Богу и жизненный подвиг экзарха Леонида никак не соответствует культурно-историческому пониманию слова "блаженный", он не был юродивым, а прославился именно, как иерарх, пастырь Церкви Христовой. Его ранг и положение в иерархической системе прилично именовать, по-славянски: "Святитель". Жизненный подвиг свидетельствует о исповедничестве, перенесении гонений, терпении скорби, нужды и страдании Христа ради.

Таким образом, при церковном, молитвенном и богослужебном почитании, для экзарха Леонида Федорова необходимо усваивать ранг "священноисповедника".

Все вышесказанное об особенностях почитания в среде верующего народа и устранении возможных недоразумений с этим связанных, как в среде верных католиков византийского обряда в России, так и со стороны наших братьев из отделенных церковных общин, должно приниматься во внимание.

Заключение

Позвольте привести собственные слова экзарха, о том, как он жил: "Вашему покорнейшему слуге, экзарху российскому, протопресвитеру и протонатарию апостольскому приходилось в 1918-19гг. голодать до того, что тряслись руки и колени, и приходится до сих пор рубить и колоть дрова, ломать на дрова дома и заборы, быть молотобойцем в кузнице, возить тачки с поклажей и мусором, разрабатывать огороды и дежурить на них по ночам… Только милостью Божией могу я объяснить себе, что еще не умер или не приведен в полную негодность…

По непреложным законам грешной человеческой психологии нищий – всегда нечто презренное и пренебрегаемое, а в нашем лице пренебрегается таким образом вся Восточная Церковь…"[48].

Какой комментарий, по моему мнению, приложим к приведенной цитате:

Во-первых, - слова эти в назидание нам и напоминание того пути, который мы выбрали, ибо мало, что изменилось с тех пор, и современное состояние нашего Экзархата, как раз таково.

Во-вторых, – эти слова прямо адресованы нашим кровным братьям из отделенных церковных общин. Для тех, кто решится придти к Вселенской полноте, что его ждет: "Доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его" (Матф. 11: 12).

В-третьих, – эти слова нелишне напомнить православной иерархии, которая занята подсчетом папских "арсеналов" и "дивизий", стоящих за Збручем, готовых вести "агрессию Ватикана на Восток". Если даст таких воинов Господь нашему Экзархату, то есть чему бояться "печальникам", кивающим на сильных мира сего. Нелишне, думаю, привести здесь слова историка церкви А.В. Юдина, который пишет в своей книге, посвященной о. Леониду: "Деятельность русских католиков восточного обряда в корне подрывала эту идеологическую схему, присущую бюрократическому православию и вульгарному националистическому сознанию, на самом деле часто совершенно безразличному к истинам христианства"[49].

И последнее, - ответ теоретикам и стратегам: мы знаем, что латинские епископы заключили святого Мефодия в темницу; мы знаем, что к гробу митрополита Андрея Шептицкого не пришел проститься ни один латинский епископ во Львове; мы знаем, что наш первый экзарх голодал, копал огороды и пилил дрова; мы знаем, что третий наш экзарх епископ Андрей Катков сидел на улице Вечного города и помогал, приютившей его русской эмигрантке, продавать картины для римских туристов.

Нас русских католиков византийского обряда привлекли не блага западной цивилизации, а вечные догматы хранимые Римом. Из этого один вывод, евангельские слова: "В Бога богатейте" (См.: Лук. 12: 21). И еще: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13: 35), - вот в чем успех Вселенской Церкви и католической веры.

Позвольте закончить, настоящие размышления, посвященные жизни и деятельности первого Всероссийского восточно-католического экзарха, словами Святейшего Отца Папы Иоанна Павла II: "Экуменизм святых, мучеников убеждает, может быть, больше любого другого"[50].

1. Волконский П.М., кн. Экзарх Леонид Федоров. - // Логос. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1993, № 48. - С. 10.

2. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900гг.), религиозный философ, поэт, публицист.

3. Штроссмайер, хорват, в молодости участвовал в хорватском национальном движении, приведшем к возрождению хорватского народа. В 1850г. довольно молодым стал епископом Дьяковаро-Боснийским и Фамским, его отличала прекрасно организованная работа по епархии, где имелась Дьяковская семинария, много писал в епархиальном издании. Считал себя преемником по Сремской кафедре, от святого Мефодия бывшего архиепископом Паннонско-Сремским. При каждом удобном случае старался напомнить о святых братьях просветителях Кирилле и Мефодие Штроссмайер буквально пробил у Курии культ Кирилла и Мефодия, до этого к ним в Риме не очень-то благоволили. В 1863г. устроил празднование 1000-летия их прибытия в Паннонско-Сремский край и ввел ежегодное им празднование 5 июля. Он же повлиял на Папу Льва XIII в издании энциклики прославления Кирилла и Мефодия. Подчеркивал особое значение славянского языка в богослужении, чем в определенной мере предвозвестил задолго до II Ватиканского Собора решения о национальных языках. Епископ не упускал случая засвидетельствовать свои славянские симпатии к России. В последней он видел идеализм и самопожертвование, которые объяснялись, по его мнению, глубокой внутренней религиозностью народа. Умер 8 апреля 1905г.

4. Annuario Pontificio. – Citta del Vaticano, 1996. – р. 1146.

5. Андрей (Шептицкий) (1865-1944гг.), граф, с 1892г. священник, с 1899г. епископ Станиславский, с 1901г. митрополит Галицкий, архиепископ Львовский, в 1914г. арестован и выслан в Россию, в 1917г. в Петрограде организовал Синод Российской

Греко-Католической Церкви, поставил первым Экзархом о. Леонида Федорова.

6. Бурман, Василий фон., род. в 1891г. в Варшаве в семье префекта полиции из балтийских немцев. Служил у Деникина и Врангеля, в чине полковника эмигрировал в 1921г. в Хорватию с семьей. Во вторую мировую войну вошел в Русский охранный корпус, жена убита титовскими партизанами, в 1945 г. стал католиком в аббатстве Ниедеральтайх, через несколько лет уехал во Францию, перевел "Историю одной души" Терезы из Лизье, "О чистой и совершенной отдаче себя Богу". В 1955г. еп. Павел Мелетьев возвел его в сан диакона. В 1956-60гг. написал биографию экзарха Леонида Федорова, издана в Риме И. Слипым под псевдонимом, в 1960г. уехал в США, перевел эту биографию на английский язык, умер в аббатстве Lisle под Детройтом.

7. Князь П.М. Волконский обозначает возможные направления поиска: переписка Л. Федорова с матерью, митр. Андреем Шептицким, др. церковными деятелями; служебная документация из сношений с Римом, конгрегациями, орденами и т.д.; недоступными и непереведенными на русский язык остаются богословские труды опубликованные в Праге в "SlavorumLitteraetheologicae" и в Гротта-Феррата в "Romael`Oriente", а также доклады на Велеградских съездах 1907-1911гг.

8. Волконский П. Ук. Соч. - С. 16-17.

9. См.: http://vselenstvo.narod.ru/index/news/blessed.htm

10. Волконский П. Ук. соч. - С. 22.

11. Там же. - С. 20-21.

12. Бенедикт XV (Джакомо делла Кьеза), понтификат 1914-1922гг.

13. Послание Папы Пия XI к кардиналу Пампили, 02.02.1930г. – Цит. По кн.: Волконский П. Ук. Соч. - С. 22.

14. Цит. По: Василий, диакон ЧСВ. Леонид Федоров. – Рим, 1966. – с. 325.

15. Цит. Там же. – с. 324.

16. Цит. Там же. – с. 326-327.

17. Волконский П. Ук. Соч. - С. 23-24.

18. Цит. По: Василий, д. Ук. Соч. – с. 324-328.

19. Цит. По: Волконский П. Ук. соч. - С. 30.

20. Цит. По: Василий, д. Ук. Соч. – с. 324.

21. Цит. По: Там же. – с. 324-325.

22. Волконский П. Ук. Соч. - С. 21.

23. Цит. По: Там же. - С. 30-33.

24. См. оборот фото вклейки в кн.: Василий, д. Ук. Соч. – между сс. 312-313.

25. Волконский П. Ук. соч. - С. 35.

26. Там же. - С. 35.

27. Цит. По: Там же. - С. 37.

28. Там же. - С. 28.

29. См.: "OrientaliumdignitasEcclesiarum".

30. Волконский П. Ук. соч. - С. 16.

31. Письмо экзарха Леонида Федорова к о. Александру Евреинову, Петроград, 18. .1920г. - // Логос. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1993, № 48. - С. 50.

32. Юдин А.В. Леонид Федоров. – М.: Христианская Россия, 2002. – с. 100.

33. Из письма экзарха Леонида Федорова к о. А. Евреинову, 18.7.21г. – Цит. по: Волконский П. Ук. Соч. - С. 24.

34. Юдин А.В. Леонид Федоров. – М.: Христианская Россия, 2002. – с. 112.

35. Из письма экзарха Леонида Федорова к о. А. Евреинову, 18.7.21г. – Цит. по: Волконский П. Ук. Соч. - С. 24.

36. Александр (Евреинов), род. в 1877г. в аристократической русской семье в Санкт-Петербурге, карьеру начал на дипломатической работе секретарем Российского посольства в Константинополе, затем переведен в Рим. В 1905г. перешел в католичество, учился в духовной семинарии во Франции, с 1913г. священник, в 1925г. будучи иеромонахом, отслужил первую литургию Иоанна Златоуста в крипте церкви Марии Магдалины в Париже, положив начало созданию русского католического прихода. В 1928г. возведен в сан архимандрита назначен настоятелем прихода Св. Троицы в Париже. Благодаря стараниям Евреинова приход стал одним из крупнейших в эмиграции, с 1934г. приобретено новое здание (rueFrancoiseGerard, 39). С 1936г. епископ, с 1947г. архиепископ, в 1947-1959гг. возглавлял Отдел иностранной прессы при Государственном секретариате.

37. Волконский П. Ук. Соч. - С. 25.

38. Там же.

39. Там же. - С. 23.

40. Там же.

41. Там же. - С. 18.

42. Там же. - С. 16.

43. Письмо экзарха Леонида Федорова к о. Александру Евреинову, Петроград, 18. 7.1920г. - С. 45-46.

44. Волконский П. Ук. Соч. - С. 10.

45. Цит. По: Там же. - С. 36.

46. Кондрусевич Т., митр. Предисловие в кн.: Юдин А.В. Леонид Федоров. – М.: Христианская Россия, 2002. – с. 3.

47. Пример: Ксения блаженная в Санкт-Петербурге, Василий блаженный Московский, блаженная Матрона Московская, Симон блаженный Юрьевецкий и т.д.

48. Письмо экзарха Леонида Федорова, от 22.04.1922г. – Цит. По: Волконский П. Ук. Соч. - С. 29.

49. Юдин А. Ук. Соч. – с. 120.

50. Tertio millennio adveniente, 37. – Цит. По: Предисловие в кн.: Юдин А. Ук. Соч. – с. 3. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования