Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
24 августа 14:58Распечатать

Владимир Янов. РОССИЙСКИЕ КАТОЛИКИ - ЗАЛОЖНИКИ ВАТИКАНСКОГО ЭКУМЕНИЗМА? Почему российских католиков стараются не замечать ни в Московском патриархате, ни в Ватикане? Часть первая


"Портал-Credo.Ru" многократно, по самым разным поводам, обращался к теме православно-католических отношений, публикуя мнения и охваченных полемикой участников диалога, и нейтральных наблюдателей, и экспертов-религиоведов. Сегодня мы предоставляем слово журналисту Владимиру Янову, который на протяжении многих лет анализирует проблемы экуменического диалога.

Местное, поместное и вселенское

Разговор о российских католиках и их роли в диалоге РПЦ МП и Римско-Католической Церкви в существенной степени подвержен "давлению" пропорций. Это во всем мире Католическая Церковь позиционирует себя как самая большая и самая влиятельная христианская община, представленная в крупнейших международных организациях; это в Ватикане на аудиенцию к Папе Римскому стремятся попасть короли и президенты; это на Западе, в ряде стран, католики по-прежнему имеют сильные лобби в парламентах и правительствах, а в России…

А что в России? Давайте попробуем разобраться в этом более детально.

Даже тщательный анализ прессы католическое присутствие в российском массовом сознании обнаруживает с трудом. А присутствие это также имеет очевидно "импортное" происхождение: Иоанн Павел II, его поездки, заявления, призывы, здоровье, возможный преемник, "Страсти Христовы" Гибсона, день св. Валентина, "Хэллоуин" или Рождество – в зависимости от времени года.

Где же российские католики? А они, судя по обильно цитируемым в прессе заявлениям православной стороны, скрытно и коварно занимаются так называемым "прозелитизмом", то есть переманиванием "этнических православных" в свою веру. Судя же по собственным заявлениям, российские католики никаким таким активным "свидетельством о вере" не занимаются, сидят тихо, никого не трогают, починяют существовавшие до 1917 года и изрядно обветшавшие костелы. В Межрелигиозном совете России католики не участвуют (хотели бы – да православные не позвали), во влиятельных общественных организациях голоса не имеют, в Думе и правительстве не заседают, на аудиенцию к главе католического епископата никто не торопится, а если и есть нужда – то заинтересованные лица стараются сделать это приватно, без огласки, словно стыдятся на общем православно-патриотическом фоне запятнать себя связями с католиками.

Что же касается количественной стороны дела, то генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский во время круглого стола, стенограмма которого опубликована на интернет-портале "Религия и СМИ" в конце прошлого года, подчеркнул: "Мы не делим наших прихожан на этнических и неэтнических. Это люди, которые говорят по-русски, молятся по-русски, родились в России. Официально мы заявляем, что в России до 600 тысяч католиков".

"Было бы лучше, чтобы вас не было"…

Один из католических священников, который, не выдержав "испытания экуменизмом", вернулся к себе на родину, лет пять назад рассказал мне о разговоре некоего ватиканского монсеньора с прихожанами его общины. Выражая восторги по поводу того, что католики в России пережили эпоху гонений и передали веру своим внукам, монсеньор, в конце сказал: "Как хорошо, что вы есть! Но для успеха экуменического диалога с православными было бы лучше, чтобы вас не было"…

Фактически так и получилось: в экуменическом разговоре этой маргинальной, не составляющей и полпроцента от общего числа населения страны, группы российских латинян как бы нет, ею - по согласию сторон - удалось пренебречь, для экуменического удобства ее просто вынесли "за скобки".

В полном соответствии с такой картиной мира Патриарх многократно заявлял о своей дружбе с отдельными католическими епархиями некоторых стран Западной Европы, ясно указывая, где живут "хорошие католики", с которыми приятно общаться, с другой стороны - столь же многократно осуждал "прозелитизм" российских католиков, с которыми уже много лет никакого диалога не выходит.

И действительно, с точки зрения прагматической, лишенные существенного влияния на политические и экономические процессы латиняне России – это помеха для экуменизма "с чистого листа", когда католическая Италия (Испания, Франция, Польша и т.д.), с одной стороны, и православная Россия (Украина, Белоруссия, Болгария), с другой, развивают "обмен дарами" и всесторонний диалог.

Местные католики чувствуют все издержки такого "дталога" на собственной шкуре. Во время того же круглого стола в "Религии и СМИ" член Папского Совета по делам мирян Алексей Юдин обратил внимание на наличие в православной ментальности "презумпции католического прозелитизма". "Это очень дорогой козырь, который просто так никто не собирается разменивать на какой-то жалкий лепет оправдания со стороны католиков, - подчеркнул Алексей Юдин. - Этот козырь будет прибережен и для будущего".

Так что совсем "выносить за скобки" местных католиков православной стороне не выгодно. А вот "поставить на место", поместить их в строго заданные рамки – очень удобно и тактически, и стратегически.

А что же сами российские латиняне? Пытались ли они подавать голос?

"Мычание ягнят"

До тех пор, пока они чувствовали поддержку и солидарность со стороны Ватикана и единоверцев за рубежом, католики в России вполне адекватно выстраивали свою информационную политику и даже смогли сформировать благожелательное отношение к себе в журналистском сообществе. Да и свои масс-медиа у латинян были два-три года назад вполне на уровне: живая и местами полемическая общероссийская еженедельная газета "Свет Евангелия" (сейчас она превратилась в сухое информационное издание, где публикации мнений и дискуссий крайне редки), две радиостанции – в Москве и Санкт-Петербурге, регулярно обновляемый сайт "Catholic.Ru" (в настоящее время, насколько я могу судить, он находится в состоянии упадка), а также ежедневная лента оперативной информации "Cathnews.Ru" (как мне сказали в Информационном центре ККЕР, этот проект закрыт).

Что же случилось? Почему некогда живые и деятельные католические общины, структуры и масс-медиа в России оказались в состоянии полураспада? Почему конструктивное и убедительное опровержение обвинений в прозелитизме, которое приносило католикам победы в публичной полемике на телевидении и радио, вдруг неожиданно превратилось в невнятное мычание ягнят, все более перерастающее в их полное молчание?

Получить ответ на этот вопрос у главного редактора газеты "Свет Евангелия" Виктора Хруля не удалось. Два-три года назад его суждения были более определенны и конкретны,теперь же он изъясняется уклончиво. "Возможность внутренней критики в значительной степени ослабляется необходимостью противостоять внешнему прессингу, - заявил он на круглом столе, посвященном проблемам российского католичества. - Как только возникает какая-то дискуссия с обсуждением острых внутрицерковных проблем, возникает вопрос о том, "выносить ли сор из избы", и поэтому способность критического мышления в значительной мере притупляется". Католический журналист согласился с тем, что сегодняшнее положение латинян можно охарактеризовать словом "гетто".

Пытаясь анализировать по доступным мне источникам – прессе и частным беседам со знакомыми католиками – различные факторы, которые столь существенным образом могли повлиять на ситуацию, я пришел к выводу, что при небольших колебаниях других переменных, которыми можно пренебречь, радикальным образом изменилась одна. А именно – отношение Ватикана к российским католикам и их иерархии – четырем епископам, кафедры которых находятся в Москве (митрополит Тадеуш Кондрусевич), Саратове (епископ Клеменс Пиккель), Новосибирске (епископ Иосиф Верт) и Иркутске (епископ Кирилл Климович).

Экуменизм любой ценой?

Можно с точностью до месяца определить точку во времени, когда изменение отношения Ватикана к католикам в России стало явным и привело к кадровым перестановкам. Это – октябрь 2002 года, перевод представителя Святого Престола в РФ архиепископа Георга Цура в Вену. Сколько бы католики ни заявляли, что Посол Ватикана в Австрии – пост гораздо более почетный и значимый, практически все обозреватели два года назад сошлись во мнении (а это в католических делах бывает крайне редко), что монсеньора Цура "сняли" за неудачи его миссии.

Однако российские католики склонны считать, напротив, что миссия архиепископа Цура была удачной, поскольку именно при нем Апостольские Администратуры были возведены в ранг епархий, активно строились и ремонтировались храмы, укреплялись церковные структуры. Для внимательного наблюдателя не осталось незамеченным и то обстоятельство, что для распространения русских переводов энциклик, посланий, обращений и других документов Папы и Римской курии появилось особое издание - "Roma locuta".

По моим наблюдениям, монсеньор Цур, видя серьезные препятствия на пути диалога с РПЦ МП, сконцентрировался на внутренних делах поместной католической Церкви и твердо защищал ее интересы как дипломат и как иерарх. По свидетельству одного из его близких соработников, нунций был против дружбы с православными "любой ценой".

Однако выдворение из России одного католического епископа (Ежи Мазура) и четверых священников в 2002 году неожиданно для российских католиков привело к смене ватиканского курса. Вместо защиты своих законных интересов и прав в Ватикане решили капитулировать и смириться с господствующим положением РПЦ МП. Место нунция в Москве занял монсеньор Антонио Меннини, известный своей "экуменической открытостью" и тем, что "привёз" Папу в Болгарию в бытность там послом Ватикана. Ряд его действий позволяет предположить, что это действительно "идеальный проводник" новой ватиканской политики, если таковая существует в виде продуманной стратегии. В 2003 году монсеньор Меннини очень активно участвовал в проекте "Ватикан – Казань – Улан-Батор", готовя визит Иоанна Павла II в Монголию с остановкой в России, он способствовал отложенному на два года февральскому визиту в Москву председателя Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, а через несколько дней в Кремле станет свидетелем вручения Патриарху Алексию II иконы Казанской Божией Матери из Ватиканского собрания.

Складывается впечатление, что неиссякаемая энергия архиепископа Антония Меннини и неистощимые ресурсы Ватикана все-таки преодолеют пока еще крепкое нежелание РПЦ МП "дружить Церквами". Только вот вопрос: когда и какой ценой? Хватит ли монсеньору Меннини времени, чтобы добиться очевидных и несомненных для его начальства в Ватикане успехов на экуменическом фронте? Удастся ли ему повторить "болгарский подвиг" и привезти Папу Римского в Москву?

Поживём – увидим. Независимо от исхода этой миссии ясно одно: российским католикам в рамках "курса Меннини" уготовано незавидное место…

"Pro Russia": вопросы без ответов

Серьезное беспокойство среди католических священников вызвал императивный и безапелляционный возврат к старому документу Папской комиссии "Pro Russia" "Общие принципы и практические нормы для координирования евангелизации и экуменического делания Католической Церкви в России и Содружестве Независимых Государств" (1992 г.). На строгом подчинении католиков требованиям этого документа настаивал во время своего визита в Москву в феврале нынешнего года кардинал Вальтер Каспер.

К моменту визита у российских католических священников накопилось много вопросов относительно экуменического диалога, однако общение кардинала с ними было выстроено в монологичной форме: доклад был произнесен без возможности задавать вопросы и получить разъяснения по конкретным случаям.

Как и в случае с термином "прозелитизм", наблюдается разное понимание этого документа в православной и католической среде. Несмотря на то, что старый документ обязывает буквально "информировать" православных епископов и благочинных о важных католических инициативах в их епархиях и округах, православные склонны требовать от католиков не только "информирования", но и "согласовывания" инициатив с правом вето в случае несогласия.

Даже те католические священники, которые готовы "согласовывать", неоднократно жаловались на то, что православные епископы их просто не принимают, а отправленные письма возвращают обратно нераспечатанными.

Очевидно, что отсутствие ясности не добавляет оптимизма и не повышает мотивацию священников и монашествующих в их служении в России, порождает недовольство политикой Святого Престола в России. Чувствуя себя преданными, часть священников, 85 % из которых – иностранцы, просто собирается вернуться на родину в свои епархии, оставив приходы в России без таинств.

Митрополит Кондрусевич – "persona non grata"?

Глава российского епископата после смены носителя высшей власти в России перестал получать приглашения на сколько-нибудь значимые события, связанные с православно-католическими отношениями. В частности, как сообщило агентство "Благовест-инфо", митрополит не был приглашен на международную церковно-научную конференцию "Православная Византия и латинский Запад", посвященную 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами.

Один из организаторов конференции, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя ситуацию, сообщил "Благовест-инфо", что вход на конференцию был свободным, и в ней могли принять участие все желающие, о чем было объявлено по радио "Радонеж". Кроме того, приглашение на конференцию от имени главы ОВЦС МП митрополита Кирилла было направлено президенту Папского Совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу, который, со своей стороны, попросил участвовать в форуме кардинала Франческо Маркизано и представителя Святого Престола в РФ архиепископа Антонио Меннини.

Да и в феврале митрополит Тадеуш Кондрусевич был фактически изолирован от кардинала Каспера. За шесть дней визита были только встреча и проводы в аэропорту, встреча с епископами, месса в кафедральном соборе и ужин. Все серьезные проблемы, которые непосредственно касались Католической Церкви в России, обсуждались без участия митрополита. Более того, митрополит не был приглашен даже на экскурсионную поездку в Сергиев Посад, на прогулку в Кремль, а также на встречи с мирянами и монашествующими в нунциатуру, хотя все это время архиепископ был в Москве в своей резиденции и был готов участвовать во всех событиях. Не исключено, что подобное отношение к местному епископу будет продемонстрировано и в ходе очередного визита кардинала Каспера в российскую столицу – по случаю передачи Казанской иконы.

В феврале это вызвало удивление многих российских католиков: кардинал приехал по приглашению Конференции епископов России, но почему-то не общается с ее главой. Журналисты из этого даже сделали вывод о том, что скоро митрополит Кондрусевич будет переведен из Москвы в другое место.

И действительно, зачем православным считаться с митрополитом Кондрусевичем, если сами католики его "выносят за скобки"?

Становятся все более очевидными две вещи, которые отличают современное состояние православно-католического диалога в России:

- православные не хотят замечать в митрополите равного собеседника и партнера по переговорам, они до сих пор предпочитают решать все вопросы с Ватиканом и только с ним;

- Святой Престол (или конкретные люди, которые действуют от его имени) принимает это условие и подчиняется ему, стремясь улучшить отношения с православными любой ценой, даже ценой ущемления интересов католиков в России.

В этом контексте довольно часто западные гости Московского патриархата словно стыдятся проинформировать о своем визите в Москву митрополита Кондрусевича. Вряд ли гости могли бы себе такое позволить, прибывая в Париж, Кёльн или Варшаву.

Паблисити: игра в "поддавки"

Информационная среда в России весьма благоприятна для католиков, поскольку движимые интересом читателей к столь экзотическому меньшинству, журналисты относятся к нему с интересом и доброжелательностью.

Но с некоторых пор католики сами стали закрываться от журналистов. Например, несмотря на то, что с самого начала интерес прессы к визиту кардинала Каспера был очень высок, организаторы визита целенаправленно ограничивали общение кардинала с прессой. Была сочтена "нежелательной" планировавшаяся за несколько дней до прилета гостя пресс-конференция митрополита Кондрусевича. В первый же день визита кардинала ждали на крупнейших каналах и радиостанциях России в прямом эфире, однако всем было отказано.

Впоследствии выяснилось, что это Московский патриархат настоятельно попросил "минимизировать" контакты кардинала с журналистами.

С другой стороны, буквально на следующий день после окончания визита кардинала Вальтера Каспера зам. председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, ссылаясь на Патриарха, призвал православных верующих немедленно сообщать в патриархию о всех "враждебных действиях" католиков на местах. По замыслу ОВЦС, собранные таким образом сведения будут использованы для будущих дискуссий с иерархами Католической Церкви.

"Нас упрекают, что мы много пишем о проблемах католиков за рубежом и не замечаем католиков в России, - сказал в беседе за круглым столом, которую мне уже приходилось здесь цитировать, редактор газеты "НГ-Религии" Марк Смирнов. - Мне кажется, что интервью представителя Ватикана в единственной российской газете, посвященной религии, и его рассказ о проблемах РКЦ в России в значительной степени помог бы преодолеть ту самоизоляцию, которая присуща российским католикам сегодня". А между тем, по словам Марка Смирнова, согласия на интервью монсеньора Меннини "НГ-Религии" ждут уже больше года.

Трибунал с продолжением

На мой взгляд, после февральского визита в Россию кардинала Каспера политика игнорирования и информационной изоляции Католической Церкви в России, не только продолжается, но и усугубляется. Ее продуктом в мае стал своеобразный публичный "трибунал" над "прозелитизмом католиков".

В начале мая прошла первая встреча совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих в отношениях между Православной и Католической Церквами. Со стороны православных в нее вошли три священника, все – сотрудники Московского патриархата, дисциплинарно полностью подчиненные Патриарху и митрополиту Кириллу. Со стороны католиков – только один россиянин (о. Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции епископов России), а среди двух иностранцев – о. Юзеф Май из Папского Совета по содействию христианскому единству и мирянин Жан-Франсуа Тири из Бельгии. Как мне стало известно из источника в ОВЦС, на включении о. Юзефа Мая в состав группы ультимативно настаивала православная сторона, а Жан-Франсуа Тири попал туда по категорическому настоянию нунция в России. Католический епископат России лишь утвердил предложенные кандидатуры. Силы в ней явно не равны, а реально защищать интересы российских католиков может только один человек, прямо подчиненный митрополиту. Двое других членов группы будут проводить волю иных субъектов.

Это стало очевидным уже во время первого заседания, когда католики подверглись давлению. Православная сторона отказалась в начале разговора определить понятия "прозелитизм" и "каноническая территория", под которыми католики понимают совсем иное, чем православные. Вместо этого католической стороне был предложен ряд обвинений с требованием признать их как факты "прозелитизма". Кроме того, российских католиков хотели заставить "покаяться" в событиях, которые происходили почти полтора десятилетия назад, в условиях распада СССР, на Украине.

Через несколько дней, выступая перед делегацией Палаты депутатов Парламента Итальянской Республики во главе с председателем палаты П. Казини в своей резиденции в Москве, Патриарх Алексий II заявил, что на заседании совместной рабочей группы католиками "впервые было официально признано наличие проблемы католического прозелитизма на канонической территории Московского патриархата".

После этого стала очевидной и цель создания этой группы, и перспективы ее деятельности для католиков: постоянный трибунал, которые будет раз в полгода или даже чаще публично напоминать нам о том, что католики плохо себя ведут и всегда виноваты перед РПЦ МП.

Выразительные черты суда были заметны в ходе международной церковно-научной конференции "Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами)", которая прошла в конце мая в Паломническом центре Московского патриархата.

В своем приветственном слове Патриарх призвал католиков отказаться от "конфронтации и особенно - прозелитизма". Митрополит Кирилл в своем докладе отметил, что за многие века церковное разделение не уврачевалось, а еще более углубилось: некоторыми оно осознается как деление на "правильных и неправильных христиан, на европейцев и не совсем европейцев". Это явный намёк на деятельность католиков в России.

Оба упомянутых выше события – и встреча совместной рабочей группы, и конференция – проходили в формате осуждения католиков, своеобразного трибунала. Я думаю, что в ближайшие месяцы католикам следует ждать развития событий в этом направлении и привыкать сидеть на "скамье подсудимых".

Казанская икона Божией Матери: опять мимо католиков?

Российские католики надеялись, что возвращение РПЦ МП прямо из Папских покоев иконы Казанской Божией Матери станет шагом к сближению Церквей и налаживанию отношений на местном уровне.

Во время прошлых визитов священников, епископов и кардиналов с дарами к Патриарху Алексию II высокие гости обращали мало внимания на наличие местных католиков и местной иерархии, редко бывали в католических храмах и предпочитали служить мессы в своих покоях в гостинице Московского патриархата. Так было три года назад, когда доминиканцы из Бари привезли в дар РПЦ МП мощи св. Николая, и год назад, когда епископ Палья из Терни привез мощи св. Валентина... Несмотря на просьбы местных латинян, мощи не были выставлены для почитания в католическом кафедральном соборе Москвы ни на минуту, хотя католики столицы не меньше православных хотели бы помолиться о предстательстве св. Николая и св. Валентина.

Журналисты знают, что во время всех визитов Папы в разные страны рядом с ним находится местный ординарий, что подчеркивает единство Вселенской Церкви и поддержку Церкви локальной.

Когда московские католики узнали о возвращении Казанской иконы, то они предложили устроить в кафедральном соборе у иконы в ночь с 27 на 28 августа Всенощное молитвенное бдение, с Мессой, Литанией к Богородице и молитвами Розария, а наутро торжественно проводить икону из католического собора в Кремль.

Однако ответа на свою просьбу католики не получили. Как и не получили приглашения в Успенский собор Кремля. Мои католические друзья почему-то уверены, что туда уж точно будет приглашен митрополит Кондрусевич. Исходя из вышеизложенного, я не готов разделить их оптимизм…

Продолжение следует


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования