Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 мая 19:00Распечатать

Борис Колымагин. «ПАПА С НАМИ». Визит Папы Павла VI в Святую Землю 50 лет назад глазами архимандрита Ювеналия (Пояркова), тогдашнего главы РДМ РПЦ МП


Отношения РПЦ МП с католиками в послевоенное время выстраивались непросто. Церковная политика следовала в фарватере политики советского государства, которое видело в Ватикане заклятого врага. В ЖМП регулярно появлялись статьи, клеймящие лицемерную римскую курию. И вслед за иерархами многие приходские батюшки, находясь в тренде, усердно клеймили западных еретиков.

Но постепенно, в 1950-е годы все стало меняться, и церковная дипломатия Москвы и Ватикана нашла немало точек соприкосновения и взаимных интересов.

Активное взаимодействие двух конфессий в делах международных способствовало увеличению православно-католических связей в Палестине. Достаточно интенсивными они становятся во времена понтификата Папы Иоанна XXIII, занимавшего Римский престол в 1958-63 годах и воспетого в знаменитой диссертации митрополита Никодима (Ротова).

Иоанн XXIII — инициатор Второго Ватиканского собора, главного события в истории современной Римско-католической церкви, Папа-реформатор, много сделавший для обновления своей церкви и сближения христианских конфессий.

В разговоре с главой Русской духовной миссии архимандритом Ювеналием (Поярковым) (ныне – митрополит Крутицкий и Коменский РПЦ МП) известный в Израиле католический священник Даниэль Руфайзин назвал Иоанна XXIIIПапой-пастырем, обратив внимание собеседника на его простоту. Сегодня Иоанн XXIII причислен католиками к лику святых. И это произошло во многом благодаря тому, что традиционная формула папского достоинства – "Servus servorum" ("Слуга Твоих слуг") – стала в середине ХХ в. реальностью.

Дело Папы-реформатора продолжил Павел VI, сумевший довести Второй Ватиканский собор до логического конца. Его тоже уважают в католическом мире. Прославленный недавно польский Папа Войтыла самим выбором своего имени - Иоанн-Павел II - утвердил свою преемственность двум предшественникам-реформаторам. По словам о. Даниэля Руфайзина, это "гибкий Папа", "Папа-дипломат" (1).

В Палестине представителям РПЦ МП довелось встретиться с Павлом VI во время его паломнической поездки. Произошло это в начале января 1964 года. В своем отчете начальник РДМ арх. Ювеналий (Поярков) сообщаетнекоторые подробности паломнической поездки римского первосвященника.

Папа прилетел на самолете в Амман, но все церковные представители встречали его не в Иордании, а в Израиле, у Дамасских ворот. Ювеналий был включен в состав делегации Иерусалимской патриархии. "Только главы Иерусалимской церкви не было на этой встрече, все остальные главы христианских церквей, представленные в Иерусалиме, прибыли к Дамасским воротам, - повествует он. - Когда машина с папой приближалась к месту официальной встречи, многотысячная восторженная толпа арабов кинулась туда, и долго полиция дубинками пролагала путь к Дамасским воротам; духовенство, дипломаты – все оказались в толпе и далеко от того места, где ехал папа" (2).

Израильская полиция предприняла строгие меры безопасности: "Израиль серьезно опасался, что с Иорданской стороны может быть подослан убийца папы. Тем более у всех еще свежи были впечатления от смерти президента Кеннеди. Многие газеты писали: "Две тысячи лет христиане не могут нам простить убийство Иисуса Христа. Если же на нашей земле убьют папу, то это тоже не будет нам прощено не менее двух тысяч лет" (3).

"Дорога, ведущая в Назарет, была за сутки до приезда папы закрыта, - продолжает свой рассказ Ювеналий. – Христиане из окрестных селений, желавшие прибыть в Назарет заранее и на улице встретить папу, могли быть пропущены только лишь по письменному разрешению православного архиепископа" (4). Надо сказать, что появление в кадре топ-менеджера Иерусалимской патриархии неслучайно: православный иерарх традиционно выступал еще со времен Османской империи как глава христианского меньшинства, к словам которого власти прислушивались.

Папа остался недоволен деятельностью секьюрити: "Хотя был идеальный порядок, но полиция не допускала даже малейшего контакта с народом" (5).

"Ни один представитель католиков в Святой земле не участвовал во всей программе паломничества, - сообщает далее Ювеналий, - а был только в одном из пунктов остановки или в Назарете, или на Фаворе, или в Тиверии, или на Сионе" (6).

Среди сотрудников РДМ, видевших Папу, оказался диакон Павел Корчагин. Вот что он пишет: "При подъеме на гору Сион по всей дороге стояли полицейские и почти через каждые 10-15 минут проверяли паспорта и данные полицией справки о том, что можно участвовать во встрече папы. Когда папа прибыл в храм, то он сразу спустился к месту Успения Божией Матери. После чего перед народом он сказал слово. Когда же он уже уходил из храма, то настоятель монастыря сказал ему, что здесь есть представитель Русской церкви. Тогда он остановился и ему показали в мою сторону. Он с улыбкой и довольным видом подошел ко мне и крепко обнял, после чего подарил медаль, выпущенную специально к его паломничеству в Святую землю" (7).

Программа того визита понтифика, кроме поклонения святыням, включала множество официальных встреч. Ювеналий упоминает некоторые из них. Говорит, например, так: "В Мегиддо папа встретился с пятью членами израильского правительства и пятью послами, и речь свою держал перед трибуной, на которой расположились 200 журналистов" (8). Или так: "В этот же день состоялась встреча папы с армянским патриархом и с епископами Англиканской, Сирийской, Яковитской и Эфиопской церквей" (9).

Встреча с предстоятелем официальной православной поместной Церкви, Патриархом Иерусалимским Венедиктом, оказалась под вопросом. Официального извещения Ватикана о визите Папы Иерусалимской Церкви не последовало. Было лишь письмо ко всем главам Церквей: православному, католическому, армянскому. "Венедикта это сильно задело. Венедикт был вынужден плыть по течению, ориентироваться по ходу дела, - замечает с улыбкой Ювеналий. - До последнего дня с утра до поздней ночи заседал Синод Иерусалимской Церкви, где велись жаркие обсуждения. Вопрос стоял так: входить в какой-либо контакт с папой во время его приезда или уклониться. Единственными экуменистами были лишь два архиепископа" (10).

И все-таки встреча состоялась: "По прибытии папы в резиденцию Апостольского представительства ему нанес визит патриарх Венедикт. Через полчаса папа нанес ответный визит патриарху Венедикту в его резиденции на Малой Галилее" (11). Все приличия были соблюдены.

Обмен любезностями оказался прелюдией к главному событию. В январе 1964 года в Иерусалиме встретились два христианских лидера – Папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор. В городе, где Христос был распят и воскрес, они обняли друг друга.

Афинагор прилетел в Святую Землю 5 января. И арх. Ювеналий встречал его на аэродроме. К слову, среди встречающих был и король Иордании Хусейн. Приезд Афинагора не создал большой медийной волны, все было скромно. Можно даже сказать, по-домашнему. Никаких восторженных толп на пути следования Патриарха, никаких телекамер и фотоаппаратов.

Ювеналию удалось попасть на прием к Афинагору, который дипломатично заметил: "Я ничего не предпринимаю, не посоветовавшись с патриархом Алексием" (12).

Афинагор побывал в храме Гроба Господня, в Вифлееме и других местах, но главная цель его приезда была, конечно, связана с главой Римско-католической церкви. Сам Афинагор признался, что ему было совсем не просто принять решение. Во время общения с армянским патриархом он сказал: "Почти все патриархи были против моей встречи с папой, но я хочу мира и дружбы, к тому же я Вселенский патриарх" (13).

Во время встречи Папы с Афинагором предстоятели прочитали 17-ю главу Евангелия от Иоанна и молитву Господню. Они читали вместе первосвященническую молитву Иисуса Христа, перемежая стих по-гречески и по-латыни (Ин. 17, 1—26), вместе благословляли собравшийся народ и, наконец, обменялись целованием мира.

Вспоминая об этой встрече, Патриарх Афинагор говорил: "После стольких веков мы вновь стояли рядом со слезами на глазах, одни перед одним Богом, одним и тем же Христом, одной и той же Девой Марией, одними и теми же мучениками в неизъяснимом взаимном доверии. Это была встреча двух братьев. Папа — человек большого сердца, почти скорбной доброй воли. Он внушает глубокую симпатию".

7 декабря 1965 года, то есть менее чем через два года, в Риме и Стамбуле состоялась "отмена клятв" (анафематствований), взаимно наложенных друг на друга Римской Церковью и Константинопольским Патриархатом в 1054 году…

ПРИМЕЧАНИЯ:

1). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 514, л. 83

2). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 10

3). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 5

4). Там же.

5). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 6

6). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 7

7). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 595, л. 28

8). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 6

9). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 13

10). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 8

11). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 11

12). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 18

13). ГАРФ. Ф. 6991, оп. 2, № 554, л. 20

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования