Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 ноября 18:53Распечатать

Мария Свешникова. «МАТРИЦА: РЕВОЛЮЦИЯ». Когда побеждает сознание, каким должен быть современный Бог?


Сегодня абсолютно ясно, что спорить о том, стоит или нет смотреть "Матрицу", - занятие неблагодарное. Мировая премьера фильма "Матрица: Революция" состоялась одновременно в 18 тысячах кинотеатров в 100 странах, что представители студии "Warner Bros" назвали крупнейшей глобальной презентацией фильма. Уже за первый день проката последняя "Матрица" собрала больше, чем "Властелин колец", заработавший в день выхода на экраны 188 млн. долларов. Заключительная часть трилогии побила рекорд кассовых сборов за уик-энд - 204 млн. долларов. В ажиотаже обсуждения реальности спецэффектов и правильности использования компьютерных программ потонула не менее значимая, религиозная составляющая картины. Настолько удачно заложенная в матричное сознание ее создателями, братьями Вачовски, что еще три года назад фильм получил название "Библия-2000".

Стоит отдать должное братьям-полякам, наконец-то грамотно сделавшим фильм, который обязан прийтись по вкусу совершенно всем. Ради американского потребителя политкорректность доведена до абсурда. Пусть незначительные, но роли, получили все – афроамериканцы, азиаты, индусы, евреи. Одновременно практически все белые актеры назначены на роли отрицательных персонажей. Азиатский зритель должен быть удовлетворен восточными единоборствами и неизменным Киану Ривзом (наконец-то пообещавшим, что даже если будет воплощена 4-я часть "Матрицы", играть в ней он откажется).

К последней части трилогии Вачовски, вспомнив свою восточноевропейскую идентичность, под девизом "Гей, славяне!" воссоздали на широком американском экране патетику и реализм, вполне достойные киноэпопей о Второй Мировой, столь удававшихся нашему кинематографу. Так у тачки с патронами для робото-танков (или робото-автоматов) появляется шестнадцатилетний мальчишка, пытающийся закосить под восемнадцатилетнего. Конечно же, встающий в строй на место погибшего командира. Осознавая свою миссию в борьбе за освобождение мира от машинно-медузного захватчика, девушки, проводив на космический фронт боевых товарищей, идут на завод по изготовлению патронов и позже закрывают собой амбразуры дзотов. Все это, плюс пафос всеобщего объединения перед злом и всенародное ликование после победы, дает основание для утверждения, что "Матрица" - правильное кино.

Правильное, если не замечать воцарения в молодежном сознании нового обожествленного персонажа, напичканного христианским символизмом. Собственно, символизм присутствует с того момента, когда Нео умирает и воскресает в другом качестве, когда его начинают называть Избранным. То есть с первой части. Впрочем, на такие мелочи никто не обращает внимания. Так же как остались незамеченными неправильно озвученное название города Сион (в фильме - Зион), непереведенное имя Тринити (Троица), а позже, ее воскрешение из мертвых, сотворенное Нео. Кстати, скромное имя Нео также говорит само за себя.

К третьей части, не стесненные условностями, Вачовски не отвергают ни одного из приемов христианского киноискусства – цитирования Библии, огненного света, через призму которого видит непостижимое ослепший герой, неверие и предательство тех немногих, кто должен был пойти с Избранным до конца, радуги жизни в финале. Крестное самопожертвование Нео ради мира во всем мире на свалке космической трагедии венчают слова Морфеуса: "Я никогда не верил в Избранного, я верил в Нео". Удержаться от признания исключительности личности нового спасителя не может даже агент Смит, пусть даже делает он это в присущем ему чернушном стиле: "Должен вас поблагодарить, мистер Андерсен, именно на вашем примере я понял, в чем смысл любой жизни".

Что в этом плохого? Тем более, что все, кому не лень, сегодня не заигрывают с мистической частью человеческого мировосприятия. Даже "Терминатор 3" может похвастаться тем, что его герой (повзрослевший мальчик, а не Арни-робот, к счастью) хоть немного, только в начале и в финале картины, но тоже пытается найти свою собственную библейскую правду жизни. Что воспринимается не иначе, как забавное проявление американской попытки пофилософствовать.

Конечно, есть еще такие громко-скандальные фильмы, как "Последнее искушение Христа" Скорсезе. Они примитивны и призваны воздействовать на самые низменные чувства человека. Но в связи со своей недуховной приземленностью, они настолько понятны, что отвращение к ним возникает на том же цинично-первобытном уровне, даже не достигая религиозных мотиваций.

"Матрица" - тонкое проникновение в сознание. Ее божество не вызывает отторжения и раздражения. В "Революции" Нео познает источник своих сил и то, как он может ими пользоваться в реальном мире. Тем более, что все вокруг помогают ему укрепится в мысли, что "сегодня будущее перейдет или в его руки, или в твои. Он - это ты, и полная противоположность тебе". Нео – очень правильный заменитель и воплощение божественного для современного мира. Нео понятен и приятен, особенно для пытающейся найти подтверждение собственной дехристианизации подростковой ментальности. Он - безусловный конгломерат всех качеств, необходимых персонажу, с обожествлением которого может согласиться и принять которого способна сегодняшняя молодежь.

Как может выглядеть тот, кого сегодня смогут принять как бога? Нео совершенно по-земному любит Тринити и также по-человечески чудовищно страдает, когда она погибает. Он все же совершенно смиренен, добр и мудр, склонен к самопожертвованию и непритязателен. Он спокоен, готов всех выслушать, понять и простить. Однако он должен постичь самого себя, поэтому он много времени посвящает размышлению о собственной значимости. Нео не просто спортивен и в хорошей физической форме, он обладает всеми навыками необходимыми совершенному человеку. Он никого не ведет за собой на смерть, оставляя за каждым право на выбор. Он вселяет веру и надежду. В конце концов, он спасает мир.

Но самое главное, его образ не вызывает неприятия, раздражения и отторжения. И уже неясно - братья Вачовски создали нового спасителя или его полную противоположность?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования