Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 января 13:48Распечатать

Проф. Алла Бойко. СЛЫШИМ ЗВОН, ДА НЕ ЗНАЕМ, ГДЕ ОН. В Украине горячо обсуждается введение в школьный курс факультатива "Этика веры"


На интернетовских форумах, посвященных проблемам образования в Украине, горячо обсуждается введение в школьных курс факультатива "Этика веры". Поводом послужило обращение нескольких членов Академии Наук Украины и докторов наук к министру просвещения И.Вакарчуку с просьбой о запрещении этой дисциплины в школах.

Аргументация уважаемых господ ученых проста и удивительна: если в школах будут преподавать "Этику веры", то Украина быстро превратится в клерикальное государство, погрузится в мрак средневековья (нашли бы хоть одного историка, который объяснил, что средние века были не хуже и не лучше, чем, например, Новое время или эпоха построения социализма-тоталитаризма в отдельно взятой стране). По их мнению, преподавание "Этики веры" разделит учащихся на "своих и чужих", породит враждебность в обществе, приведет к падению ВВП и техногенным катастрофам, снизит уровень среднего и высшего образования, будет способствовать распространению инфекционных заболеваний, эмиграции атеистов и религиозных диссидентов. Но самое страшное – то, что Украину не примут в Евросоюз. Из-за школьного курса "Этики веры".

Достаточно "страшилок"? По мнению господ "подписантов", вполне.

Да, действительно, по Конституции Украины, Церковь отделена от государства. Но украинское законодательство также предусматривает соблюдение прав верующих всех конфессий, в том числе и право на обучение детей.

Начнем с того, что "Этика веры" предлагается как факультативный курс. То есть, хочешь – посещай его, не хочешь – не посещай. Далее – предполагается, что школьников будут знакомить с основами всех мировых религий, углубляясь в этический аспект. Что в этом плохого? Напротив, если юный христианин будет знать, что джихад – это не синоним террористического акта, как ему объясняют по телевидению или радио, а необходимые ступени нравственного совершенствования каждого мусульманина, то вряд ли сосед по парте, исповедующий ислам, станет для него чужим. И, думаю, не сможет ребенок из атеистической семьи, ознакомившись с историей христианства, преследовать греко-католика за то, что он по воскресеньям идет не в компьютерный клуб, а в храм.

Кроме того, не следует думать, что преподавание в школе математики сделает из всех учеников математиков, биологии – ботаников, а литературы – писателей и поэтов. Дети эпохи постмодернизма получают огромное количество информации, их кругозор формирует такое множество источников, что школьный курс "Этика веры" просто блекнет перед информационными массивами. Поэтому говорить о доминанте религии в сфере образования или о каком-либо серьезном влиянии на формирование сознания школьника просто смешно. Доминирующей тут может быть только семейное воспитание.

А вот с Евросоюзом наши господа ученые лукавят. Или искренне заблуждаются? Ведь для того, чтобы уяснить для себя и для аудитории положение с религиозным обучением в этих странах, достаточно ознакомиться с книгой "Государства и религии в Европейском Союзе" - М., 2009.

В Англии в каждой государственной школе основная учебная программа включает религиозное образование для всех учеников. В Бельгии государственные школы предлагают выбор между изучением одной из признанных религий и изучением нерелигиозной этики. В Дании предмет "изучение религиозных знаний" является обязательным в учебном плане для всех учащихся с 1-го по 10-й класс. В Ирландии среднее образование обеспечивается различными учреждениями, преимущественно религиозными. Но если родители возражают против религиозного образования, то школьники могут не получать его. Религиозное обучение проводится в государственных школах Франции, школы принимают учеников без различий по признаку расы или религии. В Нидерландах, где плюрализм является основным принципом в отношении к религиозной жизни граждан, государственное образование осуществляется с уважением к религии или верованиям каждого. Существуют акты, рекомендующие уделять внимание различным религиозным ценностям и традициям, а также положение о религиозном образовании в государственных школах. В постсоветской Эстонии местом проведения религиозного обучения является государственная школа. Согласно законодательству этой страны, изучение и преподавание религии в общеобразовательных школах является добровольным и неконфессиональным.

Не исключено, что опыт Евросоюза мог бы быть полезным Украине. Если его проанализировать и сделать выводы, а не отвергать огульно и безапелляционно.
Один из "подписантов", доктор технических наук, говорил мне: "Ну посмотри, ведь и в России даже правозащитники выступили против религии в школе". Вот уж действительно, слышим звон, да не знаем, где он. Полемика о введении подобного курса ведется и в РФ, но, насколько позволяет мне знакомство с этой проблемой, обсуждается введение в школьную программу обязательного курса "Основы православной культуры". Безусловно, для многоконфессионального государства, каким является Российская Федерация, отдавать предпочтение одной – пусть и наиболее многочисленной конфессии – несправедливо. А если учесть исторически сложившиеся азиатски-замысловатые связи Православной Церкви с властью, государственными структурами и т.п., то и просто небезопасно.

Но в Украине нет, и в обозримом будущем не может быть главенствующей (государственной?) Церкви. Конкурирующие партии, политические блоки, отдельные политики, олигархи публично посещают различные христианские церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети, помогая им, "чем Бог послал". А непублично просят не столько благословения, сколько поддержки на выборах. И, что греха таить, им ее дают. И "голоса", которые они получают, совсем не те, которые в религиозном экстазе слышат "избранные", а реальные "так!" в избирательных бюллетенях.

Думаю, что публичное письмо нескольких украинских ученых и его обсуждение на интернет-форумах – не классический спор "физиков" и "лириков". Письмо неслучайно появилось перед выборами в президенты Украины.

Запрещение изучения в средних школах "Этики веры" значительно снижает интеллектуальный и нравственный уровень украинской молодежи (для политиков – потенциальных избирателей). Незнание подрастающим поколением философско-моральных основ мировых религий и непонимание роли и места Церквей в государстве непременно приведет к тому, что партии и отдельные политики будут иметь в подчинении "свою" Церковь с прихожанами-электоратом и никто не будет протестовать. Потому что большинство так и не узнает, что такое религия, этика, мораль.

Алла Бойко, доктор филологических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования