Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 января 12:03Распечатать

Авраам Шмулевич. БИБЛЕЙСКИЙ ОТВЕТ НА ПРЕСТУПНЫЙ ПРИКАЗ. Библейская история о продаже братьями Иосифа как основание для отказа от выполнения преступных приказов


"Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет" (Быт, 45:4) [здесь и ниже используется авторский перевод библейских текстов, в том числе имен собственных], – обращается Йосеф (в русской традиции – Иосиф) к своим братьям после того,как открылся им. Иерусалимский Талмуд (Санхедри, 1:1) так комментирует эту фразу: "Рабби Меир сказал: когда говорится в Псалмах "корыстолюбец хвалится, хулит Г-спода" ("у'боцеа бэрэх, ниэц Ха-Шем" (Пс., 10:3; в Синодальном переводе - 9:24)), то имеются в виду братья Йосефа, ведь сказано про них: "И сказал Иегуда братьям своим: что прибыли нам, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?" ("Ма бэца ки нехераг эт ахейну в'кисину эт дамо" (Быт., 37:26))". В обоих стихах, взятых из разных мест Писания, присутствует корень "бэца", который обозначает прибыль, выгоду, богатство, особенно добытые неправедным путем. В псалме, где упоминается "корыстолюбец" на иврите написано "боцеа", а в Бытии, где говорится о "выгоде", "прибыли", на иврите написано "бэца".

Современный исследователь Иерусалимского Талмуда раввин Авраам Ха-Коен Балас, руководитель Института по изучению Иерусалимского Талмуда при "Ешиве Иерихона", в своей книге "Оцрот ха-Иерушалми" спрашивает: "Почему Йосеф возлагает на всех братьев ответственность за это преступление, за свою продажу? Ведь логично было бы сказать, что ответственность должна лежать именно и только на Иегуде (Иуде), руководителе и инициаторе продажи Йосефа". В Священном Писании так описывается эта история: "И сели они есть хлеб, и взглянули, и увидели: вот, караван Ишмаэльтян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы свезти это в Египет. И сказал Иегуда братьям своим: что выгоды ("бэца") нам, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? Пойдем, продадим его Ишмаэльтянам, а рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша. И послушались его братья. И когда проходили мимо люди Мидянские, купцы, они (купцы) вытащили и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа Ишмаэльтянам за двадцать сребреников; а те отвели Йосефа в Египет" (Быт., 37:25-28).

Казалось бы, остальные братья в данном случае бездействовали. Они, конечно, виновны в том, что бросили своего брата в яму, но их никак нельзя обвинить прямо в его продаже, так как в ней они активно не участвовали. На момент предложения Иеугды Йосеф уже был в яме, вытащили его оттуда купцы-мидяне, а братья лишь выслушали предложение продать Йосефа, пассивно присутствовали, но никаких действий к осуществлению преступления не предприняли.

Даже если принять мнение комментаторов, считающих, что именно сами братья вытащили Йосефа из ямы и продали его проходившим купцам – все равно вина Иегуды, казалось бы, должна быть наиболее тяжелой. И действительно, Вавилонский Талмуд выделяет именно Иегуду как наиболее виновного. В трактате Санхедрин (6б), обсуждающем продажу Йосефа, Вавилонский Талмуд утверждает, что "каждый, кто восхваляет Иегуду (за идею продать Йосефа, чтобы тем самым спасти ему жизнь) – кощунствует".

Однако Иерусалимский Талмуд возлагает на всех братьев равную вину за продажу Йосефа. Не только инициатор и исполнитель преступления (Иегуда), но и каждый из тех, кто не предпринял действий для предотвращения преступления, а лишь пассивно присутствовал при нём – виновен не менее, чем тот, кто лично задумал и осуществил продажу.

На этом взгляде Иерусалимского Талмуда, очевидно, основывается и известное в еврейской традиции мнение, что "Десять мучеников" (точнее - "Десять убиенных властями", "Асара харугей малхут") - духовные и политические руководители еврейского народа периода Великого Восстания (Иудейской войны, когда был разрушен Первый Храм) и восстания Бар-Кохбы, зверски замученные римлянами, - были убиты во искупление за грех продажи Йосефа.

Такое объяснение тех событий приводится в Мидраше Мишлей (Толкование на Книгу притч Соломона, 69-70): "Сказал рабби Йехошуа бен Леви: десять мучеников были наказаны именно за грех продажи Йосефа". Более того, далее приводится мнение рабби Авина: "В каждом и каждом поколении этот грех взыскивается с десятерых, и доныне он еще не искуплен".

Однако ведь в самой продаже участвовали лишь девять братьев из двенадцати! Биньямин (Вениамин) был еще маленьким мальчиком и вообще находился дома, он никак не может быть виновен в этом грехе. В число десяти братьев, несущих ответственность за преступление, включается Реувен, хотя во время самой продажи его вообще не было в Шхеме. В тот злополучный день он ушел к отцу в Хеврон. Более того, само Писание свидетельствует (Быт., 37:22), что Реувен намеревался освободить Йосефа, и именно с этой целью предложил посадить его в яму. При обсуждении идеи продажи брата он лишь молча присутствовал, внутренне протестуя, но не выражая открыто своего несогласия. Но, как пишет комментатор Писания Бахья бен Ашер (1250-1340), и этого пассивного присутствия оказалось достаточно для того, чтобы быть замешанным в страшном грехе, вина за который искупается муками каждого поколения!

Иерусалимский Талмуд подчеркивает важную моральную норму: когда руководитель отдает преступный приказ или выступает с преступным предложением – Закон Торы требует от каждого, кого этот приказ касается, активно отказаться от соучастия в преступлении. Преступно не только само соучастие, но и пассивное присутствие при исполнении преступного приказа. В таких ситуациях возможна лишь одна модель поведения - протест во всеуслышание.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования