Идейно-политический раскол в обществе и среди религиозных деятелей в Беларуси (даже несмотря на то, что там таинственно исчез триумфально "победивший" на выборах президент) и в Украине является очевидным фактом. Между тем, украинская ситуация – это скорее пример постепенного перехода к обычным для Европы предвыборным дискуссиям, а белорусская – знамение потрясений куда более мощных, чем просто разгон пикета оппозиции 24 марта в центре Минска. На фоне бурных процессов, происходящих в странах бывшего СССР, Россия, как кажется, впала в спячку, вернувшись к застойному времени. Но именно поэтому в России есть потенциальные "оранжевые" силы (как в любом обществе, где нет независимых от власти партий, а также системы свободных выборов), но отсутствует сильное и идейно убедительное движение противников "оранжистов". И в Украине и в Беларуси, конечно в разной степени, православие юрисдикции Московского патриархата поддерживает антизападные силы, которые стремятся сохранить традиционное общество с авторитарным, либо полуавторитарным режимом. Представители УПЦ МП (особенно яркий пример в этом отношении - митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, кандидат в депутаты Одесского облсовета) заявляют о том, что только Партия регионов Виктора Януковича сможет сохранить культурное и национальное своеобразие страны, а маргинальный, но очень шумный "Союз православных граждан Украины" в преддверии парламентских выборов призвал украинских верующих остановить тех, кто якобы превращает страну "в плацдарм антиправославных сил". Противостоят сторонникам УПЦ МП как представители Киевского патриархата и другие автокефальные православные, так и лидеры греко-католиков, баптистов и пятидесятников, причём пятидесятники скорее на стороне президента Виктора Ющенко (церковь "Посольство Божие"), а баптисты (например, Александр Турчинов, глава избирательного штаба Юлии Тимошенко) на стороне его демократических оппонентов. В Беларуси расклад религиозно-общественных сил в общем такой же, но без украинского размаха и при отсутствии реальной возможности для церквей участвовать в общественных дискуссиях и свободных выборах, которых пока просто не существует. Однако Белорусская Православная Церковь, входящая в состав РПЦ МП, во главе с митрополитом Филаретом (Вахромеевым), активно поддерживает Александра Лукашенко – накануне выборов главы государства Лукашенко вручил владыке Филарету медаль Героя Белоруссии, а после выборов митрополит отметил, что отдал свой голос на президентских выборах "за мир и согласие", то есть против любых демонстраций и пикетов. "Союз православных граждан" России, олицетворяемый преимущественно Кириллом Фроловым, специалистом по Украине, объявленным в Украине персоной нон грата, сделал специальное заявление 17 марта, в котором Лукашенко объявляется главным защитником православия, а ему противопоставляются "тушинские воры" из СПС, "раскольники" и "прочие изменники России". В отличие от Украины, Александр Лукашенко сам выделяет своих противников среди представителей христианских церквей, называя протестантов проводниками американской идеологии и шпионами. Шпиономания и борьба со "шпионами" принимает в Беларуси самые абсурдные обороты - например, епископа местного Союза христиан веры евангельской Сергея Цвору судят за проведение богослужения в жилом доме, а пастор минской баптистской общины "Заповедь Христа" Георгий Вязовский уже отсидел за то, что молился в своём доме. Таких случаев откровенного давления на протестантов в Беларуси стало особенно много после того, как евангельские лидеры выступили против дискриминационного Закона о религии в 2002 году, не захотев ограничить свою миссию, сведя её до минимума, как в советские годы. В России резкой поляризации мнений по поводу определения дальнейших перспектив развития страны ещё не произошло. Во-первых, это объясняется тем, что у государственной власти в России отсутствует чёткая идеология, то есть, в том числе, у неё нет и жёсткой авторитарной идейной концепции, это власть даже не обладает всеми чертами собственно политической власти (отсюда - илларионовский "корпоративизм"), то есть она незрела и фрагментарна. Во-вторых, официальное православие исходит из того, что Церковь должна ориентироваться на существующую в стране власть и власть предержащих, и эта ориентация может быть совсем не связана с какими-либо ценностями (демократическими или авторитарными), которые исповедуются представителями власти. По этой причине руководство РПЦ МП в своей поддержке Виктора Януковича, Александра Лукашенко или же в выступлениях против "слепого" следования нормам западной демократии в значительной степени повторяет неловкие шаги путинской администрации. Самостоятельная позиция Московской патриархии могла бы быть намного более жёсткой, националистической и антизападной, но парадокс заключается в том, что радикально "правые" православные силы не находят официальной поддержки ни в руководстве РПЦ МП, ни во властных структурах. Они сидят как бы под столом у митрополита Кирилла, или стоят где-то в уголочке прихожей особняка в Чистом переулке. Чиновники и священноначалие не без основания полагают, что в определённый политический момент, когда к власти наконец вполне законным способом в ходе выборов придут русские "оранжисты", когда прекратятся постоянные периоды лихорадки - отхода от демократии и возвращения к ней, "правый" антизападнический национализм дискредитирует путинскую власть и путинскую эпоху в глазах Европы, а Церковь - перед лицом новых функционеров и самого народа. Ставя в пример режим Лукашенко и предлагая имперский вариант развития Великой России, православные патриоты сами делают национальную идею доступной лишь очень узкому кругу людей, превращают ее в маргинальную. Цели русского народа в изложении, к примеру, "Союза православных граждан" заключаются в том, чтобы вновь взвалить на себя ношу империи, "ответственность за другие народы" и огромные географические пространства, не всегда изобилующие нефтью, укрепив в рамках этой империи православную традицию – фундамент империи. В отличие от "оранжистов", таких целей можно достичь только путём конституционного переворота. Ярким примером изоляционистской идеологии является манифест русских консерваторов- "Императивы национального возрождения", подписанный заместителем председателя Государственной Думы России, руководителем фракции "Родина" Сергеем Бабуриным, главным редактором сайта "Правая.Ру" Ильёй Бражниковым, главой Московского отделения "Союза православных граждан" Кириллом Фроловым и др. В манифесте утверждается ключевая роль России в мировой истории, "первенство чести" русского народа перед всеми остальными "братскими" народами бывшего СССР и то, что никакие другие "традиционные" конфессии не могут составить альтернативу православию, так как именно "Православие обеспечивает преемственность различных периодов Российской государственности". Вместо норм европейской демократии, которых формально придерживается и нынешняя российская власть, которые провозглашены в принятой на референдуме Конституции, авторы "Императивов национального возрождения" провозглашают главенство двух "священных принципов" - Народного Блага и Народной Воли. Осуществлять эти принципы можно через "социально-представительное государство с сильной и преемственной Верховной властью". "Власть священна для каждого и всецело ответственна за каждого", - инфантильно-патерналистски заключают авторы манифеста. Это мировоззрение вполне честно, даже до позора честно, отражает взгляды многих "правых" православных, однако такого рода идеи невозможно представить в качестве предмета обсуждения во время открытых политических дебатов ни в России, ни в Украине, ни в Беларуси. Удивительные выводы следуют из анализа российской ситуации. Укрепление вертикали власти приближает Россию к европейскому обществу, так как российская элита в центре и в регионах – и политическая, и интеллектуальная – не желает всё-таки в конечном итоге превращаться в азиатское деспотическое государство, хоть, может быть, и великое. "Оранжистское" движение, идущее снизу и никак не связанное с революционными идеями, будет одной из основ новой власти – демократам хочется, чтобы это произошло как можно скорее, но перелом может наступить и довольно нескоро - между 2010 и 2015 гг. Противники европейского пути развития России, как это ни странно, будут в дни "оранжевого возрождения" России намного менее значимыми и заметными в нашей стране, чем в Украине. Во-первых, имперскому движению не повезло с кадрами - очень многие примкнули к нему из-за банальной конъюнктуры. Во-вторых, имперские идеи не терпят простоя и, не находя воплощения или находя его в уродливых формах, быстро теряют свой блеск.
Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru" |