Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Семя свободы. Перспективы единоверия в эпоху затянувшегося застоя


Окидывая взглядом путь, пройденный единоверием с 1801 года до нашего времени, невольно приходишь к выводу, что далекое прошлое его (XIX в.) было драматично, более близкое прошлое (ХХ в.) – трагично, настоящее (как, впрочем, и всего старообрядчества) – скромно, если не сказать убого, а вот будущее – туманно. И в этом тумане смутно видятся контуры чего-то грандиозного. Чего-то необыкновенно возвышенного и светлого. Едва ли не всемирного торжества Православия.

Некогда именно единоверие оказалось у истоков одного важного и интересного процесса русской церковной и социальной истории. Имеется в виду эмансипация Церкви. Мрачный период государственного засилья, именуемый "синодальной эпохой", смог, тем не менее, начать дело легализации старого обряда (а в перспективе и всей Старой Веры), чтобы не допустить ухода из Греко-Российской Церкви в староверие (на тогдашнем бюрократическом языке - "совращения в раскол") огромных масс населения. Зажатое драконовскими нормами, полузадушенное единоверие, хотя и рассматривалось синодальными чиновниками и государственными политиками как миссионерский проект, все же таило в себе загадочное семя церковной свободы. И это семя проросло тогда, когда монархия пошатнулась, и в синодальной Греко-Российской Церкви повеяло ветром перемен. Именно единоверцы оказались той живой частью официального православия, которая развернула борьбу за "демократизацию" (при всей условности и неудачности этого термина) церковной жизни. Единоверцы стали выбирать священников и епископов, собирать съезды мирян, на которые с завистью смотрели новообрядцы…

В одном своем выступлении экстравагантный единоверец-философ А.Г. Дугин назвал единоверие "евразийством Православия", а новообрядчество – воротами истииного древлего православного христианства. При всей экзотичности такого взгляда в нем есть главное – предчувствие великой цели.

Нынешнее время тоже открывает перспективу нового вектора церковной жизни. В противоположность стремлению забраться за пазуху государству и сладко прикорнуть в относительном финансовом и прочем благополучии, современное единоверие могло бы стать авангардом иного пути. Пути к православному христианству, стоящему на дистанции от политического истеблишмента и выполняющему роль духовного суждения, поддержки доброго, критика худого, защитителя сирых и убогих. Всего этого государственная Церковь по известным причинам делать не может или не может эффективно.

Уже не первый год высказываемые некоторыми единоверцами мнения о созыве полноправного единоверческого съезда или Собора становятся все более популярными. Единоверие пока неоднородно и обнаружившиеся в последнее время внутренние и внешние противоречия делают созыв такого съезда особенно актуальным. Необходимость созыва единоверческого Собора осознается даже в среде умеренных единоверцев – тех, кто не осознает потенциала старообрядного православия и хочет тихо "бить поклоны в полумраке".

Какие же задачи может решить возможный единоверческий Собор? Прежде всего, это институциональное и идейное оформление единоверческого движения. Сейчас Единоверие представляет собой конгломерат разновеликих приходов и общин, не имеющих ни исповедального единомыслия, ни богослужебного единообразия. Одни почитают только дораскольных святых, другие прибавляют к ним и старообрядческих, а третьи – даже новообрядных. Разные идейные группы единоверцев преследуют самые различные, порой несовместимые цели. Уподобляясь лебедю, раку и щуке, они, того гляди, растащат и без того утлый корабль единоверия. На Соборе единоверцы наконец-то должны определиться с самой моделью современного единоверия.

Возможно, это будет репликат "синодально-миссионерского" единоверия. Здесь найдется место и экспансии в традиционно старообрядческие регионы, и политике "уловления" душ, и принципу кнута и пряника по отношению к старообрядческим деноминациям.

С другой стороны, и об этом сегодня говорят многие, будущий Собор может поддержать иную концепцию единоверия – модель внутреннего миссионерства. В этом случае единоверие должно развиваться в направлении расширения так называемой старообрядной карты Московского патриархата. Старообрядные приходы и монастыри должны появляться в тех местах, где раньше их никогда не было. Вместо "младостарцев", "распутинолюбов" и "царебожников" в Церковь должны прийти ревнители древлего благочестия, люди со строгим литургическим и каноническим сознанием. Учебники воскресных школ, семинарий и духовных академий должны разъяснять и популяризировать старый обряд в православной среде.

Наконец древлеправославные чины должны стать достоянием повседневного служения архипастырей. Только так возможна подлинная "реабилитация" cтарого обряда, в чем состоит одна из задач единоверия.

Не исключено, что современное единоверческое движение не найдет в себе сил на реализацию ни первой, ни второй модели. Тогда его уделом станет поддержание стабильности компактной внутрицерковной резервации. Это самый неудачный, на наш взгляд, сценарий – остаться гетто для любителей русской старины.

Другой архиважной задачей единоверческого съезда должно стать избрание кандидата в епископы. Положение, при котором единоверием фактически заправляет штатный чиновник, платный сотрудник Отдела внешних церковных связей, не представляется вполне нормальным. Только избрание епископа, причем с открытым обсуждением кандидатур и на альтернативной основе, поможет создать легитимную базу для последующего развития старообрядного движения. Продолжение нынешнего состояния неопределенности, как и попытка назначения епископа "сверху", только углубят кризис единоверческого движения, сделают невозможным внутри-единоверческий диалог и подорвут доверие в среде единоверцев к церковному священноначалию.

Вот именно тут может проявиться семя свободы, заложенное в единоверии, – вместо нынешней ригидной системы селекции и назначения епископов через "митрополитбюро" единоверческие (а за ними и все прочие) архиереи станут подлинными выходцами из церковных низов, представителями массы и ходатаями за нее.

Единоверческий Собор может рассмотреть и другие вопросы. Среди них: сосуществование разных древнерусских традиций в лоне единоверия, развитие знаменного пения, взаимодействие Единоверия со старообрядческими Церквями. Интересным вопросом съезда может стать современное криптостарообрядчество, когда некоторые священнослужители или даже целые монастыри РПЦ МП втайне совершают службу по старым книгам, внешне оставаясь новообрядными. Страх репрессий со стороны епархиального начальства, потери храмов и зданий сегодня мешает им легализовать свои устремления.

Важной вехой созыва единоверческого съезда или Собора станет утверждение церковно-канонической практики православной соборности. В съезде должны принять участие не только священнослужители, но и вся полнота старообрядного движения, не исключая и мирян. Это, с одной стороны, лишит критиков Московского патриархата возможности обвинять РПЦ МП в бессоборности, с другой стороны, позволит церковному священноначалию обкатать некоторые практические технологии будущего Поместного собора. А такой собор давно нужен РПЦ МП, и его затягивание и попытки заместить заседаниями архиереев только создают дополнительный разрыв между простыми верующими и владыками-"небожителями". Нынешняя ситуация в РПЦ МП очень сильно похожа на давний застарелый советский застой. При внешнем золочении куполов система без кардинального обновления долго не протянет.

Прорастет ли в Церкви семя свободы, заложенное в единоверии? Ответ скрыт в том самом тумане будущего, который не способен пронизать даже острый глаз прогностика и аналитика. Но, кажется, что если у русского Православия и есть будущее, то оно располагается на этом пути.

Федор Конев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования