Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иудеи всея Руси, соединяйтесь! Есть дело. Главная причина очередной попытки объединения российских еврейских организаций – деловые интересы их спонсоров


Две главные иудейские организации России вновь объединяются. Причем, на этот раз публично и без той "политкорректности", которая сопровождала объединительные процессы ранее. Стала достоянием гласности переписка между двумя иудейскими организациями, заслуживающая того, чтобы о ней поведать широким массам неиудейской аудитории.

Председатель правления ФЕОР Александр Борода направил письмо раввину Пинхасу Гольдшмидту, без указания титулов и позиции последнего, с предложением объединить две иудейские организации (ФЕОР и КЕРООР) в одну, а главных раввинов России, которых ныне два (Берл Лазар и Адольф Шаевич), считать главными раввинами не страны, а вновь создаваемой организации. Озабоченность выразил также президент КЕРООР бизнесмен Аркадий Гайдамак, к которому, согласно цитате из его письма, "обратились председатель правления ФЕОР Александр Борода, а также ряд спонсоров еврейских гуманитарных проектов с предложением обсудить вопрос о сотрудничестве ФЕОР и КЕРООР".

Самым ярким моментом в этом межобщинном памятнике эпистолярного жанра оказалось письмо главного раввина России (по версии КЕРООР) Адольфа Шаевича, в котором он впервые за всю историю взаимоотношений двух иудейских объединений озвучил сугубо религиозные предпосылки разногласий между КЕРООР и ФЕОР. Он также впервые потребовал от ФЕОР публично признать в качестве религиозных авторитетов группу авторитетных раввинов прошлого, и отказаться от попыток считать последнего любавичского ребе Менахема-Мендла Шнеерсона машиахом-мессией.

Конечно, это вопросы слишком принципиальные в религиозном отношении для того, чтобы стать предпосылкой к объединению. Так раввин Манн-Шах, которого требуется признать в качестве религиозного авторитета, утверждал, что нельзя есть пищу и пить вино, приготовленные членами "хасидской секты", и брать в жены женщин из хасидских семей (а именно хасиды, причем довольно радикальные, создали и возглавляют ФЕОР). И вообще "литовское" направление в иудаизме, о котором упоминает в своем послании раввин Шаевич, сложилось как самостоятельное именно в качестве ортодоксальной альтернативы фундаменталистско-реформаторскому хасидизму.

По сравнению с прежними декларациями об объединении двух иудейских общин России, нынешняя наиболее серьезна. Ведь впервые публично оговорены различия религиозного плана между двумя общинами, о которых ранее публично предпочитали молчать. Очевидно, что ныне за объединение выступает сила куда более влиятельная, нежели дискутирующие по богословским вопросам раввины. И имя этой силе - не обобщающий "легион", а вполне конкретное, точнее конкретные.

Это – Аркадий Александрович Гайдамак и Леви Авнерович Леваев. Главное различие между ними в том, что первый из них – президент КЕРООР, а второй – президент Федерации еврейских общин СНГ со всеми вытекающими отсюда для крупных бизнесменов последствиями. Дальше начинается общее. Оба – наши, "бывшие", оба уехали в Израиль в алию 70-х, оба выбились в люди настолько, чтобы совсем не думать о том, у кого занять червонец до следующей зарплаты (состояние Аркадия Гайдамака, по израильским данным, приблизительно 5-6 млрд. долларов, Леваев – "победнее", около 3 млрд.). Оба, судя по информации СМИ, имеют серьезные бизнес-виды на Россию, и вроде бы государство выражает готовность способствовать реализации их проектов. И это означает, что, видимо, на этот раз вопрос о единении КЕРООР и ФЕОР будет рассматриваться как никогда серьезно.

Конечно, с точки зрения советского понимания нравственности, нет-нет да и возникнет вопрос – вот, духовные люди продались олигархам. Минуточку. У иудеев, как и мусульман, нет сакрального института типа Церкви. Они по субботам не в храм ходят, а в синагогу (бейт-а кнессет на иврите – дом собрания), где в индивидуальном порядке общаются со Вс-вышним, ну и, между делом, слушают, конечно, если захотят, толкование раввина-учителя на недельную главу Торы. И какая разница, где и у кого ребе возьмет денег на ремонт крыши синагоги? Главное, чтобы крыша не протекала.

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования