Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В плену собственных стереотипов. Коалиция национально-религиозных партий Израиля накануне выборов в Кнессет решилась на неожиданный шаг...


До выборов в Кнессет (Парламент Государства Израиль – Ред.) 13-го созыва остается чуть меньше месяца. Поэтому израильские партии изо всех сил занимаются пропагандой, агитацией и прочим пиаром, стремясь заполучить хоть немного дополнительных голосов. Естественно, не остаются в стороне и религиозные партии, в том числе - недавно сложившаяся коалиция национально-религиозных партий, решивших идти на выборы единым списком. Причем в погоне за голосами активисты блока решились, в том числе, на достаточно неожиданный шаг.

"Район пабов и ночных клубов, тель-авивская улица Лилиенблюм, принимала 1 марта 2006 г. ночью необычных посетителей. Депутаты Кнессета от национально-религиозного блока Арье Эльдад и Эфи Эйтам, вместе с кандидатом в депутаты Й. Гадом, посетили несколько тель-авивских пабов. В то время как депутаты беседовали за пивом с тель-авивскими полуночниками, активисты партии раздавали фотографии молящихся поселенцев. Надпись под фотографиями гласила: "Вы хотите иметь таких соседей?"

На первый взгляд, логика этой листовки выглядит дико. Национально-религиозный блок выступает, в том числе, как партия, представляющая интересы религиозных поселенцев. Многие лидеры партии сами проживают в Иудее и Самарии... Казалось бы, зачем этим людям позиционировать себя в качестве "нежелательных" соседей?

Однако, если вдуматься, логика в этой акции все-таки присутствует, хотя и весьма своеобразная. Пока существуют поселения, религиозные поселенцы живут там, в нескольких часах езды от домов светских тель-авивцев. Поэтому если жители Тель-Авива не хотят видеть поселенцев своими соседями, им следует голосовать за партию, выступающую за сохранение максимального числа ныне существующих поселений, то есть – за национально-религиозный блок. Еврейская логика!

Hетрудно было догадаться, что подобная пиар-акция вызовет далеко не однозначную реакцию. Так и произошло. К примеру, подавляющее большинство русскоязычных израильтян, обсуждавших депутатское "хождение в народ" на страницах "Живого Журнала", оценило эту выходку как, мягко говоря, не самую умную. Судя по всему, схожего мнения придерживался председатель фракции и первый номер предвыборного списка Бени Элон. Он не согласился с кампанией, вредящей имиджу поселенцев, и отказался принять в ней участие.

Однако нас сейчас интересует не это. Как уже было сказано, сама концепция данной пиар-кампании исходила из предположения, что светские тель-авивцы ненавидят иудаизм и религиозных евреев так сильно, что будут готовы голосовать даже за идеологических противников, лишь бы не видеть рядом молящихся евреев. Однако так ли это на самом деле?

Большинство светских израильтян действительно панически боится появления соседей-ультраортодоксов. И их можно понять. Израильские ультра-ортодоксальные евреи, по большей части, бедны, многодетны и малообразованы. Их жизненный уклад резко отличается от привычного светской публике образа жизни. И самое главное - в местах компактного проживания ультраортодоксам свойственно в агрессивной форме навязывать остальным свои жизненные принципы. Поэтому никого не удивил случай, когда богатый израильтянин, желая после смерти отомстить соседям, завещал свою виллу под хасидскую иешиву.

Однако с представителями национально-религиозного лагеря светские израильтяне служат в армии, учатся в университете, ежедневно встречаются на работе. Никакой угрозы привычному образу жизни они в религиозных сионистах не видят, тем более, что те неоднократно доказали верность принципу: "Живи сам – и дай жить другим". Поэтому неудивительно, что практически во всех городах Израиля светские евреи и "ненавистные им" религиозные сионисты живут бок о бок, на одной улице и в одном доме. В том числе, разумеется - и в пресловутом Тель-Авиве.

К сожалению, автор этих строк никогда не был на улице Лилиенблюм, где религиозные депутаты Кнессета решили пообщаться со светской публикой. Поэтому, увы, не могу сказать, как часто там можно увидеть на улице молящегося еврея. Однако на другой улице модных пабов и магазинов - Дизенгоф - мне приходится бывать достаточно часто. Поэтому смело могу сказать, что вид религиозного еврея никого там не напугает. Хотя бы потому, что на этой улице расположены, как минимум, две синагоги, в которых религиозные евреи трижды в день собираются на молитву. Плюс еще несколько синагог находятся на примыкающих улицах.

Правда, судя по внешнему виду, все эти синагоги были построены очень давно, возможно, даже до обретения Израилем независимости. Однако на ул. Бен Иуда, параллельной улице Дизенгоф, расположен суперсовременный общинный центр, с большой синагогой. В этой синагоге регулярно собираются иудеи на молитву и уроки Торы. В День Независимости в ней устраивают праздничное богослужение, в котором принимают участие самые известные канторы. Большинство жителей окрестных домов - люди, далекие от еврейской религии. И, тем не менее, никаких следов страха или паники среди них не наблюдается.

В двух минутах ходьбы от улицы Дизенгоф находится тель-авивская филармония - "Дворец Культуры". Несколько раз в году там проходят грандиозные гала-концерты еврейской литургической музыки. Большинство слушателей на этих концертах - естественно, люди религиозные. Однако ходит на них и светская публика. А те, кто не ходят, не испытывают никаких отрицательных эмоций по поводу "религиозного мракобесия" в самом сердце Тель-Авива.

Символом молодой тель-авивской богемности считается сегодня улица Шенкин. В самом центре этой улицы, среди модных кафе и магазинчиков расположен центр любавичских хасидов (Бейт-Хабад), в котором, естественно, регулярно проходят и молитвы, и уроки Торы. Не могу сказать, сколько обитателей Шенкина посещает Бейт-Хабад. Однако в паническое бегство присутствие хасидов никого из них явно не обратило.

Подобных примеров можно привести еще много. Однако общая картина, полагаю, понятна и так: ни ненависти к еврейской религии, ни страха в отношении религиозных сионистов жители Тель-Авива не испытывают.

Однако нельзя сказать, что тель-авивская пиар-кампания религиозных политиков не отражает некой объективной реальности. Напротив, она свидетельствует о достаточно серьезных процессах, идущих в одной из израильских общин. Только община эта, на наш взгляд, не светские израильтяне, но, напротив, сами религиозные поселенцы. Ибо не светские израильтяне не хотят жить рядом с религиозными сионистами, а сами религиозные сионисты не желают иметь нерелигиозных соседей.

Чтобы убедиться в этом, достаточно поспрашивать религиозных поселенцев – почему они выбрали местожительством Иудею или Самарию? В ответ, разумеется, прозвучат разные объяснения: патриотизм, религиозная идеология, возможность приобрести относительно дешевое жилье... Однако практически в каждом случае среди мотивов будет что-нибудь типа: "Не хотим, чтобы в субботу под окном музыка играла... чтобы рядом с домом был некошерный ресторан... чтобы дети дружили с детьми из нерелигиозных семей...".

Впрочем, поселенчество – далеко не единственное свидетельство нарастающего стремления национально-религиозной публики Израиля к самоизоляции. Даже внутри "зеленой черты" все больше израильтян переезжает в отдельные религиозные кварталы, в которых нет или почти нет светской публики. Параллельно происходит массовый исход детей "настоящих религиозных" родителей из государственно-религиозных школ, в которых учатся и дети из нерелигиозных семей.

В последнем номере поселенческой газеты "Бе-Шева" опубликовано большое интервью с раввином Хаимом Ратигом, главой сионистской иешивы в Раанане (богатый пригород Тель-Авива). Сам раввин преподает в городской религиозной школе. Однако детей своих он отдал в частную школу "Ноам" – так как, по его словам, не хотел, чтобы у его детей были одноклассники, которые могут пойти на пляж вместе с девочками (при этом сам раввин в свое время учился в нерелигиозной школе. Причем, по его словам, вместе с ним в классе было еще несколько верующих учеников).

Так что происхождение листовки вполне объяснимо. Поселенцы-активисты просто-напросто приписали светским израильтянам свои собственные комплексы и предубеждения. Их собственное нежелание жить вместе с неверующими согражданами превратилось в их головах в нежелание светских израильтян иметь религиозных соседей.

Психологически это вполне объяснимо. Ведь лучшего способа оправдать собственный эскапизм и не придумаешь.

После эвакуации Газы многие религиозные активисты жаловались на полный провал собственных пропагандистских усилий на нерелигиозной улице. В свете сказанного выше, ничего удивительного в этом нет. Сделав ставку на поселенческий изоляционизм, религиозные сионисты во многом утратили адекватное представление о том, что происходит в израильском обществе. А потому сплошь и рядом дискутировали с фантомами, существующими исключительно в их собственном воображении и подсознании.

Жизнь в религиозном гетто, несомненно, имеет много преимуществ, например, можно оградить детей от "нежелательного влияния улицы". Однако за все, как известно, приходится платить. И платой за комфорт религиозного гетто является потеря способности адекватно реагировать на то, что происходит за его стенами.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования