Чего уж точно добился ХАМАС в результате визита руководителей своего политбюро во главе с Халедом Мишаалем в Москву, так это медиа-шума вокруг этого события. Пропагандистская помпа начала активно надуваться более месяца назад, вскоре после того, как хамасовцы победили на парламентских выборах в Палестине, и им было направлено официальное предложение посетить Москву. Об исключительно важном и положительном значении этого события затрубили радикально-исламистские СМИ, в том числе и в России, высказались и некоторые представители официального духовенства, например заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов. Рефреном везде повторялся тезис: "Путин не считает ХАМАС террористами". Результаты пропагандистской артподготовки автор воочию увидел на пресс-конференции, состоявшейся уже в первый день визита делегации ХАМАС в Москву. К зданию пресс-центра МИД, что на Зубовском бульваре в Москве, подогнали несколько автобусов с ОМОНом, который патрулировал широкое пространство в округе, хотя ничего большего, чем пресс-конференция, здесь не планировалось. На входе был усилен режим безопасности, три раза личность сверяли со списком аккредитованных журналистов, и прогоняли через рамку металлоискателя. Кого и кто пригласил в Москву? Практика и традиция международных отношений подсказывают, что в данном случае в связи с победой на парламентских выборах движения ХАМАС (кстати де юре победила не эта организация, а избирательный блок, созданный хамасовцами, который по составу шире, чем просто объединение членов "Движения исламского сопротивления") следовало бы пойти двумя путями. Первый - вступить в постоянные рабочие, пусть и конфиденциальные, контакты с новоизбранным руководством автономии силами внешнеполитического аппарата. Второй – пригласить в Москву делегацию, состоящую из новых палестинских парламентариев, возможно, во главе с премьером Исмаилом Ханийя, и обсудить с ними круг проблем, связанный с социально-экономическими реформами в Палестине. Напомним, что именно свалившаяся в глубокую пропасть экономика страны и беспрецедентное лихоимство властей, олицетворяемых движением ФАТХ, стали причиной того, что голоса палестинских избирателей были отданы за ХАМАС. В таком контексте, подобная встреча в Москве была бы более обоснована с точки зрения межгосударственных связей. Но вместо этого в Москву прибыли "идеологи" из возглавляемого Халедом Мишаалем политбюро, основной задачей которого являются пропагандистские путешествия по миру с рассказами о том, что есть ХАМАС, и сбором средств на его глобальную политическую деятельность, выходящую далеко за рамки решения жгучих социальных проблем. Сидят эти люди на конспиративных квартирах в Аммане и Дамаске и, подчеркнем, не имеют никакого официального статуса в администрации палестинской автономии. И, наверное, то, что делегацию ХАМАС повсюду сопровождает собственная вооруженная охрана, количество которой значительнопревышает численность самой, состоящей из трех человек, делегации, наводит на серьезные вопросы о связи новых гостей России с "вооруженной" деятельностью ХАМАС. Кстати, г-н Мишааль, отвечая на пресс-конференции на вопрос, кто сейчас определяет внешнюю политику Палестины, сказал, что до последнего времени, согласно существующим соглашениям, отвечал за это направление арафатовский ФАТХ, однако в данный момент в этом вопросе образовалась неопределенность. Этим не преминуло воспользоваться руководство ХАМАС, пустившись в глобальное турне, начавшееся с посещения Москвы. "ХАМАС будет использовать все предоставляющиеся в его деятельности возможности, и, если будет угодно Аллаху, добьется своих целей!" Кто пригласил? Президент России, как твердят некоторые пропагандисты. Но, согласно международным правилам протокола, эта делегация не его, президентского, и вообще не государственного уровня. Кроме того, пригласить и, в конечном итоге, не принять – это тоже неувязка уж очень серьезная. Мишааль в ходе пресс-конференции, сказав о том, что ХАМАС пригласил Путин, позже скорректировал эту формулировку и стал говорить о приглашении со стороны "российского руководства". А вот цитата из выступления самого Путина 1 февраля (цитата, кстати, взята со второй полосы газеты "Современная Мысль", издаваемой мусульманской Ассоциацией культурно-просветительских объединений "Собрание"): "В отличие от США и западноевропейских государств МИД РФ никогда не признавал ХАМАС в качестве террористической организации". То есть, в отношении ХАМАС есть оценка МИД, а не президента. И это МИД пригласил Мишааля и его коллег в Москву. Теперь - о чем говорили. Понятно, что не об экономических проблемах – не те люди из палестин приехали. Понятно, что речь шла о вопросах политических, и была эта встреча рабоче-ознакомительной, и уже поэтому неадекватной тому уровню шумихи, которая была поднята вокруг нее. Кроме того, многое заставляет усомниться в гладко-дипломатичных формулировках, озвученных как Халедом Мишаалем, так и главой российского МИДа Лавровым, о гарантиях, что отныне ХАМАС будет стремиться к миру на Ближнем Востоке. Накануне визита в Москву на информированном и связанном с ХАМАС русскоязычном интернет-ресурсе Palestine-info.ru появился материал "Что такое ХАМАС? Общие сведения", из которого следует непризнание государства Израиль и готовность ХАМАС бороться с его существованием за создание палестинского государства от Средиземноморья до Иордана. Но этого мало. В документе также говорится о непризнании всей системы договоренностей, сформировавшей нынешнюю систему мира и безопасности в Палестине, начиная от соглашений в Осло и кончая пресловутой "дорожной картой". А еще авторы материала обвиняют ФАТХ в том, что те узурпировали право представлять весь палестинский народ, поддались давлению сионистов. Палестинская же автономия, существование которой обеспечило легитимизацию ХАМАС, определена как искусственное образование, созданное сионистами. Не поэтапное освобождение оккупированных территорий, а последовательная борьба до победного конца – вот что предлагает ХАМАС. Тут можно вспомнить и о собственно религиозной составляющей, о том, что сторонники ФАТХ – тоже мусульмане, и задаться вопросом: не сеют ли таким образом исламские сопротивленцы из ХАМАС строго порицаемую фитну (раздор) между мусульманами? В московских выступлениях Халеда Мишааля все это также прозвучало достаточно ясно. Этот политик говорил о приверженности ХАМАС делу мира и справедливости, но вот незаконный, террористический и сионистский Израиль мешает. А потому единственным путем достижения мира может быть только справедливая борьба палестинского народа до победного конца. "Parapacem – parabellum" (Хочешь мира – готовься к войне). Кстати, на московской встрече с журналистами, отвечая на вопрос одного из корреспондентов о том, почему в качестве исполнителей терактов используют детей и подростков, г-н Мишааль уточнил, что, во-первых, не детей и подростков, а юношей и девушек, а, во-вторых, это мера вынужденная для безоружных палестинцев, противостоящих агрессии. Ракеты "Кассам" и иные средства вооруженной борьбы, имеющиеся у палестинских радикалов, предлагается считать чем-то вроде новогодних игрушек-хлопушек. Почувствовав после успеха на выборах определенное усиление позиций, руководство ХАМАС все более ультимативно озвучивает свои требования. В Москве Мишааль заявил следующее: Израиль должен сначала вернуться кграницам 1967 года, способствовать возвращению палестинских беженцев, ну а ХАМАС тогда подумает об изменении форм и методов своей деятельности. Такой несоразмерный уровень требований и собственных предложений делает дальнейшие переговоры бесперспективными, если вообще возможными. Кому же выгодно появление этой знойной ближневосточной публики в заснеженной Москве? Конечно, это в первую очередь нужно самому ХАМАС с целью получения материальных и пиар-дивидендов. В России же эта рекламная акция на руку, прежде всего, той части отечественной бюрократии, которая сегодня активно ориентируется на восстановление "державности" и самостоятельности во внешней политике. Эти люди, очевидно вышедшие из темно-серых костюмов пономаревского внешнеполитического отделаЦК КПСС, по-прежнему пытаются подойти к международным делам с той идеологической меркой, которая уже не действует в постокоммунистическом мире. К ним еще нужно прибавить и некоторых представителей отечественной мусульманской общественности и медиа, почему-то полагающих, что всем известная деятельность всем известных радикалов и есть единственно верное выражение справедливых требований мусульманской уммы в защиту своих религиозных и общественных прав. Сомнительно, чтобы у России был какой-то мандат от "Ближневосточного квартета" на проведение самостоятельных, серьезных и нацеленных на результат действий. Видимо, просто был дан неформальный карт-бланш на ознакомительную встречу, с пониманием того, что на нынешнем этапе никакого практического результата обрести невозможно. А пресловутая "самостоятельность", в нынешнем контексте, означает также и активное муссирование тезиса о России, как части исламского мира, что и происходит в последнее время очень даже активно. Даже в верной и объективной по преимуществу статье в последнем номере "Московских новостей" "Россия в глобальной политике" министр иностранных дел России Сергей Лавров все-таки поместил фразу: "В Европе, где еще не вполне осознали, что стали частью исламского мира...". Такие страны, как, например, Индия, или тот же богоспасаемый Израиль, несмотря на то, что имеют куда больше геополитических, культурных и этнодемографических оснований считаться частью исламского мира, нежели Россия, и, тем более, запад Европы, не спешат идентифицироваться подобным образом, прежде всего именно в силу модной сегодня в Москве тенденции к международной самостоятельности. Слишком жесткое и публичное привязывание к мусульманской (как и к любой другой, но только определенной цивилизационно-культурной модели) сужает поле для маневра в мире, в котором уже действуют не идеологические, а прагматические подходы, вытекающие из национальных приоритетов и интересов. Кстати, сегодня у Западной Европы, да и у США, трагически "не осознающих" своей "принадлежности" к мусульманскому миру, экономически, да и политически куда более сильные позиции в мусульманском мире, да и на Востоке вообще, чем у "осознавшей" России. Планируя свой визит в Россию, Халед Мишааль и его товарищи, по своей инициативе попросили, чтобы в его программу вошли встречи с Патриархом Алексием IIи муфтием Равилем Гайнутдином. Очевидно, они понимали, что религиозно-культурный аспект вояжа будет более плодотворным и заметным, нежели политический. Действительно, в ходе субботней встречи в Совете муфтиев России, в ответ на торжественно-банальное заявление Халеда Мишааля о том, что Россия в силу евроазиатского положения должна играть ведущую роль в процессе ближневосточного урегулирования, Гайнутдин указал на необходимость развития "народной дипломатии". Она в российско-палестинских отношениях может сыграть даже большую роль, нежели дипломатия классическая. Это верно - тем более, что именно в ближневосточном конфликте, как ни в каком другом, велика роль религиозной и культурно-духовной составляющих. В известных документах ХАМАС арабо-израильский конфликт четко обозначается как цивилизационный. И учитывая те методы, на которые пытается сделать ставку ХАМАС, в нем очень велик потенциал возможной цивилизационной войны. Поэтому, слава Богу, если альтернативой этому станет народная дипломатия. Но не очень здорово, если плоды этой самой дипломатии проявят себя где-нибудь во всем известных группировках на Северном Кавказе. Есть поля для совместной работы куда более важные и мирные. Например, участие в создании социально-экономической структуры на основе шариата в Палестине. Или же совместные усилия по организации более широкого доступа мусульман из бывшего СССР к святыням ислама в Бейт-Муккадас (Иерусалиме) и Палестине. В целом же, ознакомившись с лицами и идеями, находившимися до последнего времени за своеобразной "ХАМАСкой", можно сказать следующее. Вряд ли высказываемую представителями ХАМАС нетерпимость к Израилю, их ультимативный во многом подход, можно обоснованно увязать с основополагающими религиозными принципами ислама - такими как абсолютное стремление к миру, уравновешенному культурно-религиозному балансу и гармонии между людьми различных исповеданий. Да, хамасовцы декларативно заявляют, что ничего не имеют против евреев как религиозной группы, а христиан даже внесли в свой избирательный список. И тут же отказывают в должности вице-спикера парламента христианину, что, несомненно, негативно скажется на поддержании религиозно-политического баланса в палестинском обществе. Надо иметь мужество признать: в лице ХАМАС мы имеем дело с радикально-националистической арабской палестинской группой, в тактических целях использующей некоторые положения ислама, прежде всего как политической идеологии. Возможно также, что ХАМАС будет склонен к спекуляции на этих принципах в политических целях. И это ничего, кроме чувства выжидательной подозрительности, не вызывает. Хотя в этом мире все меняется. И причем ни по воле лидеров ХАМАС, ни по воле лидеров сионистских и даже гиперсионистских движений, но по воле Всевышнего Аллаха. И потому даже в нынешней ситуации с ХАМАС есть основания для оптимистического взгляда на будущее. Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |