Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Лица и намерения скрылись за ХАМАСкой. Визит руководителей ХАМАС в Москву продемонстрировал, что перед нами – радикально националистическая группировка, использующая исламские лозунги


Чего уж точно добился ХАМАС в результате визита руководителей своего политбюро во главе с Халедом Мишаалем в Москву, так это медиа-шума вокруг этого события. Пропагандистская помпа начала активно надуваться более месяца назад, вскоре после того, как хамасовцы победили на парламентских выборах в Палестине, и им было направлено официальное предложение посетить Москву. Об исключительно важном и положительном значении этого события затрубили радикально-исламистские СМИ, в том числе и в России, высказались и некоторые представители официального духовенства, например заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов. Рефреном везде повторялся тезис: "Путин не считает ХАМАС террористами".

Результаты пропагандистской артподготовки автор воочию увидел на пресс-конференции, состоявшейся уже в первый день визита делегации ХАМАС в Москву. К зданию пресс-центра МИД, что на Зубовском бульваре в Москве, подогнали несколько автобусов с ОМОНом, который патрулировал широкое пространство в округе, хотя ничего большего, чем пресс-конференция, здесь не планировалось. На входе был усилен режим безопасности, три раза личность сверяли со списком аккредитованных журналистов, и прогоняли через рамку металлоискателя.

Кого и кто пригласил в Москву? Практика и традиция международных отношений подсказывают, что в данном случае в связи с победой на парламентских выборах движения ХАМАС (кстати де юре победила не эта организация, а избирательный блок, созданный хамасовцами, который по составу шире, чем просто объединение членов "Движения исламского сопротивления") следовало бы пойти двумя путями. Первый - вступить в постоянные рабочие, пусть и конфиденциальные, контакты с новоизбранным руководством автономии силами внешнеполитического аппарата. Второй – пригласить в Москву делегацию, состоящую из новых палестинских парламентариев, возможно, во главе с премьером Исмаилом Ханийя, и обсудить с ними круг проблем, связанный с социально-экономическими реформами в Палестине. Напомним, что именно свалившаяся в глубокую пропасть экономика страны и беспрецедентное лихоимство властей, олицетворяемых движением ФАТХ, стали причиной того, что голоса палестинских избирателей были отданы за ХАМАС. В таком контексте, подобная встреча в Москве была бы более обоснована с точки зрения межгосударственных связей.

Но вместо этого в Москву прибыли "идеологи" из возглавляемого Халедом Мишаалем политбюро, основной задачей которого являются пропагандистские путешествия по миру с рассказами о том, что есть ХАМАС, и сбором средств на его глобальную политическую деятельность, выходящую далеко за рамки решения жгучих социальных проблем. Сидят эти люди на конспиративных квартирах в Аммане и Дамаске и, подчеркнем, не имеют никакого официального статуса в администрации палестинской автономии. И, наверное, то, что делегацию ХАМАС повсюду сопровождает собственная вооруженная охрана, количество которой значительнопревышает численность самой, состоящей из трех человек, делегации, наводит на серьезные вопросы о связи новых гостей России с "вооруженной" деятельностью ХАМАС.

Кстати, г-н Мишааль, отвечая на пресс-конференции на вопрос, кто сейчас определяет внешнюю политику Палестины, сказал, что до последнего времени, согласно существующим соглашениям, отвечал за это направление арафатовский ФАТХ, однако в данный момент в этом вопросе образовалась неопределенность. Этим не преминуло воспользоваться руководство ХАМАС, пустившись в глобальное турне, начавшееся с посещения Москвы. "ХАМАС будет использовать все предоставляющиеся в его деятельности возможности, и, если будет угодно Аллаху, добьется своих целей!"

Кто пригласил? Президент России, как твердят некоторые пропагандисты. Но, согласно международным правилам протокола, эта делегация не его, президентского, и вообще не государственного уровня. Кроме того, пригласить и, в конечном итоге, не принять – это тоже неувязка уж очень серьезная. Мишааль в ходе пресс-конференции, сказав о том, что ХАМАС пригласил Путин, позже скорректировал эту формулировку и стал говорить о приглашении со стороны "российского руководства". А вот цитата из выступления самого Путина 1 февраля (цитата, кстати, взята со второй полосы газеты "Современная Мысль", издаваемой мусульманской Ассоциацией культурно-просветительских объединений "Собрание"): "В отличие от США и западноевропейских государств МИД РФ никогда не признавал ХАМАС в качестве террористической организации". То есть, в отношении ХАМАС есть оценка МИД, а не президента. И это МИД пригласил Мишааля и его коллег в Москву.

Теперь - о чем говорили. Понятно, что не об экономических проблемах – не те люди из палестин приехали. Понятно, что речь шла о вопросах политических, и была эта встреча рабоче-ознакомительной, и уже поэтому неадекватной тому уровню шумихи, которая была поднята вокруг нее. Кроме того, многое заставляет усомниться в гладко-дипломатичных формулировках, озвученных как Халедом Мишаалем, так и главой российского МИДа Лавровым, о гарантиях, что отныне ХАМАС будет стремиться к миру на Ближнем Востоке. Накануне визита в Москву на информированном и связанном с ХАМАС русскоязычном интернет-ресурсе Palestine-info.ru появился материал "Что такое ХАМАС? Общие сведения", из которого следует непризнание государства Израиль и готовность ХАМАС бороться с его существованием за создание палестинского государства от Средиземноморья до Иордана. Но этого мало. В документе также говорится о непризнании всей системы договоренностей, сформировавшей нынешнюю систему мира и безопасности в Палестине, начиная от соглашений в Осло и кончая пресловутой "дорожной картой". А еще авторы материала обвиняют ФАТХ в том, что те узурпировали право представлять весь палестинский народ, поддались давлению сионистов. Палестинская же автономия, существование которой обеспечило легитимизацию ХАМАС, определена как искусственное образование, созданное сионистами. Не поэтапное освобождение оккупированных территорий, а последовательная борьба до победного конца – вот что предлагает ХАМАС. Тут можно вспомнить и о собственно религиозной составляющей, о том, что сторонники ФАТХ – тоже мусульмане, и задаться вопросом: не сеют ли таким образом исламские сопротивленцы из ХАМАС строго порицаемую фитну (раздор) между мусульманами?

В московских выступлениях Халеда Мишааля все это также прозвучало достаточно ясно. Этот политик говорил о приверженности ХАМАС делу мира и справедливости, но вот незаконный, террористический и сионистский Израиль мешает. А потому единственным путем достижения мира может быть только справедливая борьба палестинского народа до победного конца. "Parapacem – parabellum" (Хочешь мира – готовься к войне). Кстати, на московской встрече с журналистами, отвечая на вопрос одного из корреспондентов о том, почему в качестве исполнителей терактов используют детей и подростков, г-н Мишааль уточнил, что, во-первых, не детей и подростков, а юношей и девушек, а, во-вторых, это мера вынужденная для безоружных палестинцев, противостоящих агрессии. Ракеты "Кассам" и иные средства вооруженной борьбы, имеющиеся у палестинских радикалов, предлагается считать чем-то вроде новогодних игрушек-хлопушек.

Почувствовав после успеха на выборах определенное усиление позиций, руководство ХАМАС все более ультимативно озвучивает свои требования. В Москве Мишааль заявил следующее: Израиль должен сначала вернуться кграницам 1967 года, способствовать возвращению палестинских беженцев, ну а ХАМАС тогда подумает об изменении форм и методов своей деятельности. Такой несоразмерный уровень требований и собственных предложений делает дальнейшие переговоры бесперспективными, если вообще возможными.

Кому же выгодно появление этой знойной ближневосточной публики в заснеженной Москве? Конечно, это в первую очередь нужно самому ХАМАС с целью получения материальных и пиар-дивидендов. В России же эта рекламная акция на руку, прежде всего, той части отечественной бюрократии, которая сегодня активно ориентируется на восстановление "державности" и самостоятельности во внешней политике. Эти люди, очевидно вышедшие из темно-серых костюмов пономаревского внешнеполитического отделаЦК КПСС, по-прежнему пытаются подойти к международным делам с той идеологической меркой, которая уже не действует в постокоммунистическом мире. К ним еще нужно прибавить и некоторых представителей отечественной мусульманской общественности и медиа, почему-то полагающих, что всем известная деятельность всем известных радикалов и есть единственно верное выражение справедливых требований мусульманской уммы в защиту своих религиозных и общественных прав.

Сомнительно, чтобы у России был какой-то мандат от "Ближневосточного квартета" на проведение самостоятельных, серьезных и нацеленных на результат действий. Видимо, просто был дан неформальный карт-бланш на ознакомительную встречу, с пониманием того, что на нынешнем этапе никакого практического результата обрести невозможно. А пресловутая "самостоятельность", в нынешнем контексте, означает также и активное муссирование тезиса о России, как части исламского мира, что и происходит в последнее время очень даже активно. Даже в верной и объективной по преимуществу статье в последнем номере "Московских новостей" "Россия в глобальной политике" министр иностранных дел России Сергей Лавров все-таки поместил фразу: "В Европе, где еще не вполне осознали, что стали частью исламского мира...".

Такие страны, как, например, Индия, или тот же богоспасаемый Израиль, несмотря на то, что имеют куда больше геополитических, культурных и этнодемографических оснований считаться частью исламского мира, нежели Россия, и, тем более, запад Европы, не спешат идентифицироваться подобным образом, прежде всего именно в силу модной сегодня в Москве тенденции к международной самостоятельности. Слишком жесткое и публичное привязывание к мусульманской (как и к любой другой, но только определенной цивилизационно-культурной модели) сужает поле для маневра в мире, в котором уже действуют не идеологические, а прагматические подходы, вытекающие из национальных приоритетов и интересов. Кстати, сегодня у Западной Европы, да и у США, трагически "не осознающих" своей "принадлежности" к мусульманскому миру, экономически, да и политически куда более сильные позиции в мусульманском мире, да и на Востоке вообще, чем у "осознавшей" России.

Планируя свой визит в Россию, Халед Мишааль и его товарищи, по своей инициативе попросили, чтобы в его программу вошли встречи с Патриархом Алексием IIи муфтием Равилем Гайнутдином. Очевидно, они понимали, что религиозно-культурный аспект вояжа будет более плодотворным и заметным, нежели политический. Действительно, в ходе субботней встречи в Совете муфтиев России, в ответ на торжественно-банальное заявление Халеда Мишааля о том, что Россия в силу евроазиатского положения должна играть ведущую роль в процессе ближневосточного урегулирования, Гайнутдин указал на необходимость развития "народной дипломатии". Она в российско-палестинских отношениях может сыграть даже большую роль, нежели дипломатия классическая. Это верно - тем более, что именно в ближневосточном конфликте, как ни в каком другом, велика роль религиозной и культурно-духовной составляющих. В известных документах ХАМАС арабо-израильский конфликт четко обозначается как цивилизационный. И учитывая те методы, на которые пытается сделать ставку ХАМАС, в нем очень велик потенциал возможной цивилизационной войны. Поэтому, слава Богу, если альтернативой этому станет народная дипломатия. Но не очень здорово, если плоды этой самой дипломатии проявят себя где-нибудь во всем известных группировках на Северном Кавказе.

Есть поля для совместной работы куда более важные и мирные. Например, участие в создании социально-экономической структуры на основе шариата в Палестине. Или же совместные усилия по организации более широкого доступа мусульман из бывшего СССР к святыням ислама в Бейт-Муккадас (Иерусалиме) и Палестине.

В целом же, ознакомившись с лицами и идеями, находившимися до последнего времени за своеобразной "ХАМАСкой", можно сказать следующее. Вряд ли высказываемую представителями ХАМАС нетерпимость к Израилю, их ультимативный во многом подход, можно обоснованно увязать с основополагающими религиозными принципами ислама - такими как абсолютное стремление к миру, уравновешенному культурно-религиозному балансу и гармонии между людьми различных исповеданий. Да, хамасовцы декларативно заявляют, что ничего не имеют против евреев как религиозной группы, а христиан даже внесли в свой избирательный список. И тут же отказывают в должности вице-спикера парламента христианину, что, несомненно, негативно скажется на поддержании религиозно-политического баланса в палестинском обществе.

Надо иметь мужество признать: в лице ХАМАС мы имеем дело с радикально-националистической арабской палестинской группой, в тактических целях использующей некоторые положения ислама, прежде всего как политической идеологии. Возможно также, что ХАМАС будет склонен к спекуляции на этих принципах в политических целях. И это ничего, кроме чувства выжидательной подозрительности, не вызывает.

Хотя в этом мире все меняется. И причем ни по воле лидеров ХАМАС, ни по воле лидеров сионистских и даже гиперсионистских движений, но по воле Всевышнего Аллаха. И потому даже в нынешней ситуации с ХАМАС есть основания для оптимистического взгляда на будущее.

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования