Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Неординарный прием для ординария. Почему Московская патриархия считает епископа Йозефа Верта более предпочтительным главой российских католиков, нежели митрополита Кондрусевича?


В принципе, это обычное протокольное событие. Патриарх Алексий II по случаю дня своего тезоименитства принял главу Конференции католических епископов России епископа Йозефа Верта. Такая встреча обеим сторонам, что называется, по штату положена (хотя с митрополитом Кондрусевичем Алексий II в последние годы не встречался даже в "ритуальной" обстановке). Но в нашей "византийской" державе за такими ритуальными акциями принято искать глубинный смысл и значение. И таковые, как правило, находятся. Ведь как правы были в свое время те, кто разглядел в назначении тов. Горбачева М.С. председателем комиссии по организации похорон тов. Черненко К.У. знак глубинных и глобальных перемен. Посему и на встречу в связи с патриаршими именинами следует взглянуть с точки зрения перспектив отношений РПЦ МП и Римско-Католической Церкви (РКЦ) в лице Ватикана и людей, эти отношения персонифицирующих.

Официальная Церковь в России и при царях-батюшках, и при генсеках-дедушках католиков особенно не жаловала. Если не учитывать короткий период "никодимовщины" (1960-е - начало 70-х гг., когда идеологию РПЦ МП во много определял филокатолик митрополит Никодим (Ротов)), то получится, что даже с протестантами официальная Церковь шла на контакт охотнее… А тут вдруг ординарию Преображенской католической епархии в центром в Новосибирске епископу Йозефу Верту слишком настоятельно советуют присутствовать на патриарших именинах, и в ходе торжеств сам Апостольский нунций представляет ординария Патриарху. При этом вне зоны внимания патриархии почему-то остается московский архиепископ-митрополит Тадеуш Кондрусевич, первый в истории постсоветской России иерарх Римской Церкви, человек наиболее авторитетный среди российского католического духовенства, более того - почетный глава епископа Верта, епархия которого входит в митрополию Кондрусевича. На мероприятия в патриархию Кодрусевича не приглашают уже очень давно – с конца 90-х, а с момента восстановления в России римско-католических епархий он является в Свято-Даниловом монастыре "персоной нон грата".

Итак, предположим, что на патриарших именинах имели место неформальные "смотрины" возможного нового католического митрополита для России. Информационное шушуканье вокруг возможной замены Кондрусевича на Верта с вручением обоим красных кардинальских беррет началось около года назад, потом, правда, затихло. И вот снова…

Но чем же так не устраивает Московскую патриархию Тадеуш Кондрусевич и почему ее вдруг устроил Йозеф Верт? Кондручевич и Верт по национальности, соответственно, поляк и немец, но ведь "наши" поляк и немец - один с Беларуси, другой с Поволжья. Кстати, тут надо отметить, что Йозеф Верт – член ордена иезуитов, а слово "иезуит" с начала XVIIвека ни в русском народном, ни в русском церковном обиходе никогда не имело позитивной окраски.

Главная причина такого выбора патриархии видится в том, что архиепископ Кондрусевич – это персонифицированное воплощение понтификата Иоанна Павла II, и не только по национальному признаку. Тадеуш Кондрусевич и его деятельность в России символизировали слом тоталитарной системы, открытость миру, бескомпромиссность и последовательность в действиях. Вспомним, что перед образованием католических апостольских администратур в России, МИД тогдашнего СССР настоятельно рекомендовал Ватикану не создавать их. Откровенно резким и гневным был протест РПЦ МП и против преобразования этих администратур в епархии - государство тогда тоже ворчало.

Теперь времена иные. По сути дела, вводится практика получения агремана РПЦ МП как де факто государственной конфессии на назначение в России католического митрополита. А в 2002 году со Свято-Даниловым монастырем впервые согласовывалась кандидатура нунция, при том, что последний является по должности представителем государства Ватикан перед государственными властями страны пребывания, а вовсе не представителем при Церкви. Правда, в документе комиссии Pro Russia о деятельности католической Церкви в России, говорится о необходимости информировать православную Церковь о всех действиях социальной значимости, предпринимаемых католиками. Но информировать - не значит спрашивать разрешения.

В новые времена, кстати, и католические иерархи высокого уровня, приезжая с визитом в Россию, больше внимания уделяют официальным чиновникам от православия, нежели проблемам единоверцев. Видимо потому, что католики в России составляют абсолютное меньшинство - величину, которой можно и пренебречь.

Принцип компромисса и политической адаптации является традиционным для ватиканской дипломатии. Свои отношения с руководством разных стран мира она выстраивает, руководствуюсь не то что двойными, а бесчисленными "стандартами", приноравливаясь к особенностям политических режимов, вплоть до самых экзотических. Имея собственное теократического государство, Ватикан способен понять иные теократические модели - например, арабские, - да и теократоподобные режимы - например, коммунистические и авторитарные. Свидетельство тому - успешные миссии ватиканских дипломатов во Вьетнаме, Китае и даже Северной Корее. Как это ни парадоксально, но Папскому государству свойственна гораздо большая степень политической терпимости и прагматизма, чем самым развитым западным демократиям. В случае с Россией это приводит к тому, что Ватикан соглашается сотрудничать с нарушающими Конституцию и принципы свободы вероисповедания церковными и государственными властями, вероятно, считая, что "против лома нет приема" и что период нынешней тоталитаризации России скоро закончится, надо "немного пересидеть".

Очевидно, что, несмотря на все декларации самого высокого уровня, раздающиеся из Ватикана, сегодня в наименовании западной Церкви ключевым, как и до II Ватиканского Собора, становится слово "Римская" ("латинская"), а не "Католическая" ("вселенская"). Правда, не вернешь обратно дособорную экклезиологию, и восточное православие – это уже не схизматики, но Церковь-сестра, обладающая такой же полнотой Божественной истины как и католичество. И в силу сложившихся реалий, включающих также и "экуменическую зиму" в отношениях Ватикана и РПЦ МП, неурегулированные моменты, связанные с "прозелетизмом" и унией (кстати, епископ Верт является и ординарием для католиков восточного обряда в России), в Ватикане, видимо, избрали стратегию на развитие сугубо официальных связей с Московским патриархатом, признавая его первенство, в том числе и в решении религиозных вопросов, в России. Ну а чтобы не вызвать раздражения этого самого "господствующего" патриархата, не испортить дух межхристианской любви и не навлечь на бедных российских католиков новые неприятности, - очевидно деятельность католической Церкви в РФ будет сведена к тихому минимуму, к изолированному окормлению своей немногочисленной "этнической" паствы. Патриархию такое положение дел, безусловно, устраивает.

Для официальных иерархий обеих Церквей это, может, и благо – их встречи теперь будут проходить в теплой, дружественной обстановке. Но ведь обе Церкви – это не только иерархи, но также и их паства, простые верные. Но они, их проблемы и мнения, при такой формуле взаимоотношений отойдут на второй план.

Рышард Огиньский, Алексей Малютин,
для "Портала-
Credo.
Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования