Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Европейское лицо российского ислама. Мусульманско-европейский семинар в Казани: тюркская часть российской уммы прорубила окно в Европу


Двухдневный международный семинар "Диалог толерантность и образование: совместные действия Совета Европы (СЕ) и религиозных сообществ" открылся сегодня в Казани. Давно столица Татарстана, вынужденного три года назад исключить из своей Конституции статью о государственном суверенитете и международной правообъектности страны, не видела мероприятий, связанных с религией, на столь высоком европейском уровне. Идея проведения форума, только из скромности названного "семинаром", была высказана ранее комиссаром СЕ по правам человека Альваро Хиль-Роблесом во время его встречи с председателем Совета муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином в Москве. При этом, как утверждается, именно европейская сторона высказала пожелание, чтобы принимающей семинар организацией стал Совет муфтиев России (читай – муфтий Гайнутдин), а местом его проведения – тысячелетняя Казань.

Как и любое подобное мероприятие, казанский семинар, конечно, не будет иметь скорых практических последствий. Однако даже его протокольная сторона делает эту двухдневную встречу в казанской ратуше знаковым событием. Вопрос, наверное, только в том, знаком чего, знаком каких процессов можно считать встречу с Европой на высоких берегах реки Казанки.

Сегодня в двух сегментах российской исламской уммы ситуация более или менее ясна. Мусульмане Кавказа "варятся в соку" собственной региональной специфики, а "русские мусульмане" энергично ищут культурную нишу. На этом фоне наиболее "пассионарной" выглядит и наиболее значимая часть российской уммы, которую условно можно обозначить как татарскую или татаро-башкирскую.

Если раньше внутренняя тюрко-мусульманская интрига сводилась к обмену "любезностями" между муфтиями Гайнутдином и Таджуддином со взаимными обвинениями друг друга в "ваххабизме", то теперь неустройства, правда, пока что потенциальные, наметились и внутри "гайнутдиновского" лагеря. В прошлом году "свою игру" затеял Нижегородский муфтият. Начав с принципа "единства российских мусульман", он сегодня продолжил ее с акцентом на единство науки и религии и проповедь современного "либерального" понимания ислама. Но на этом поле у нижегородских мишарей есть серьезный конкурент – Татарстан, где президент Шаймиев уже давно и активно, через своего политического советника Рафаиля Хакимова, пытается сделать этот самый "либеральный" или, как его принято сейчас называть, "евроислам" доминирующей религиозно-политической идеологией - во всяком случае, обязательной для духовенства республики. Тем более считалось, что и муфтий республики Гусман-хазрат Исхаков человек Шаймиева, а, значит, и проводник "евроислама".

Только вот в последнее время Гусман-хазрат стал все активнее говорить о ереси… "евроислама". Его вероятный преемник, неформально поддерживаемый властями имам-хатыб главной казанской мечети "Кул-Шариф" Равиль Юнусов, еще один идеолог "евроислама", даже не выставил на прошедших несколько дней назад выборах муфтия Татарстана свою кандидатуру. Получилась патовая ситуация: новой мусульманской идеологии, заявленной властями, вроде бы как не приемлет духовенство республики, которое должно быть инструментом реализации этой идеологии.

И тут на помощь пришло то решение, которое предлагал именно Совет муфтиев России. Эта организация, уже давно обретшая политический и экономический вес среди мусульман в масштабе всей страны, до сих пор не продемонстрировала верующим свое понимание ислама не только как религиозного, но и как общественного явления. А это обстоятельство очень важно в деле завоевания авторитета в глазах широких слоев правоверных.

Итак, выразителем популярных и, что важно, перспективных идей "евроислама" cтановится Совет муфтиев России – московский по месторасположению штаб-квартиры, татарский – по основной массе верующих и общероссийский – по сфере влияния. Казань, конечно, тоже столица, но… только духовная, протокольная, место встреч и духовных диалогов.

И такое положение удовлетворяет очень многих. Это ведь не фантомное "евразийство" cтак до конца и не данным ответом на вопрос: "Кто же мы – Европа или Азия? Куда мы стремимся – на христианский Запад или мусульманский Восток?" В нынешнем раскладе все ясно. Мы – Европа. А то, что у нас более 20 миллионов мусульман, так большинство из них проживали на российских просторах издревле – татары, башкиры и другие тюрко-мусульмане, у которых очевидно в последнее время сформировалась, либо активно формируется, "европейская" самоидентификация. Неустойчивое "евразийское" стояние в двух лодках Запада и Востока, кажется, кончается. Многонациональная и многоконфессиональная Россия неумолимо движется в сторону Европы.

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования