В странный немножко, но по-своему добрый праздник - "День св. Валентина" - традиционно появляется много разного рода комментариев. На особую активность комментаторов, олицетворяющих разные религиозные традиции, провоцирует само название этого еще не вполне прижившегося в России праздника. По форме, это название вполне религиозно, хотя большинство православных и даже некоторые католические знатоки церковного календаря утверждают, что в их списках такого святого не значится. Особую пикантность комментариям придает то обстоятельство, что праздник с религиозным названием вроде бы посвящен явлениям, отождествляемым многими с "первородным грехом". В результате возникает забавная "дионисийская" коллизия: раз праздник, вроде бы, религиозный (см. название), но посвящен практически "свободной любви", значит "День св. Валентина" - единственный в году день, когда Церковь (ну пусть, там, католическая) благословляет эту самую любовь, и ей можно предаваться безо всякого зазрения совести. Как правило, наиболее резко реагирует на "День св. Валентина" целибатный диакон-профессор Андрей Кураев. В нынешнем году этот весьма искушенный в дискуссиях, умный и грамотный церковный деятель не позволил себе опуститься до простого неприятия праздника. "Вот уже десять лет, как в середине февраля в церковной периодике и в приходских проповедях появляется особая тема: тема предостережения от празднования Дня святого Валентина, - говорит он. – Не наш, мол, праздник... Странно: сам праздник назван не Днем стахановца и не Днем леса. Он носит церковное название и напоминает о христианском святом - а церковь призывает его не праздновать...". Казалось бы, все логично. Ан, нет. Потому что далее он призывает разобраться с формальным поводом к празднику. Был ли св. Валентин "наш"? Православный ли он? А вдруг католический? Хотя и умиротворяет тем, что в эпоху до "кафо-католического" конфликта, когда и жил св. Валентин, все святые были общими. Но и эти, и остальные - вполне уместные-изыскания о. Кураева интересны с точки зрения христианской историографии. А, вот, что касается этики восприятия определенной даты, как праздника, вряд ли. "Вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, не зависящий ни от каких источниковедческих штудий", – говорит диакон Андрей. И размышляет о том, "переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли – святому Иоанну Крестителю" или от кражи - св. Власию? Между прочим, замечание в своей ироничности верно. Но далее – некоторый конфуз: "Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем-то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль?" В советские времена еще приходилось слышать такую "молитву": "Господи, помоги мне врезать замок, который никто никогда на сломает..." - так молился на глазах автора один очень славный и верующий протестант. Но одно дело наивная молитва, и совсем другое – этот странный праздник. Праздник, который объединяет в чем-то похожем (пусть иногда и только по названию) на главнейшее христианское чувство и чумазых пацанов с московского Арбата, и напыщенных павлинов из творческого бомонда. Отсюда естественный вопрос: это что, плохо? Это хуже, чем Рождественские чтения, многие ораторы которых взывали к самым низменным чувствам растерянных православных? Или предлагаемый РПЦ МП День молодежи, формально приуроченный к отмечаемому на следующий день, 15 февраля, празднику Сретения Господня, а фактически (и эта фарисейская двусмысленность прочитывается всеми церковными людьми) - все к тому же "дионисийскому" торжеству св. Валентина, может всерьез конкурировать с "праздником всех влюбленных"? Впрочем, этой неудачной попыткой "воцерковить языческий праздник" не ограничиваются поиски православными места для влюбленных в церковном календаре. С официальных церковных кафедр чаще всего звучит предложение сделать "престольным праздником" влюбленных день памяти муромской княжеской четы - святых Петра и Февронии - явивших образ идеальной христианской семьи и принявших в старости монашество. Неофициально, церковная молодежь предлагает совместить праздник студенчества - день св. Татианы - с праздником православных женихов и невест. В каком-то смысле это более логично - ведь большинство виновников торжества - студенты. Однако не проще ли было бы, как говорилось в одном очень хорошем детском мультике, "просто улыбнуться" - принять "День св. Валентина" таким, каков он есть, и постараться сказать о Христе на там фоне, каков задан этим праздником? Ведь в его названии все-таки есть ключевое слово - "святость"... Михаил Ситников, для "Портала–Credo.Ru". |