Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Вредный праздник чересчур здоровых людей. Стоит ли спорить о том, насколько день св. Валентина соответствует современной православной субкультуре?


В странный немножко, но по-своему добрый праздник - "День св. Валентина" - традиционно появляется много разного рода комментариев. На особую активность комментаторов, олицетворяющих разные религиозные традиции, провоцирует само название этого еще не вполне прижившегося в России праздника. По форме, это название вполне религиозно, хотя большинство православных и даже некоторые католические знатоки церковного календаря утверждают, что в их списках такого святого не значится. Особую пикантность комментариям придает то обстоятельство, что праздник с религиозным названием вроде бы посвящен явлениям, отождествляемым многими с "первородным грехом". В результате возникает забавная "дионисийская" коллизия: раз праздник, вроде бы, религиозный (см. название), но посвящен практически "свободной любви", значит "День св. Валентина" - единственный в году день, когда Церковь (ну пусть, там, католическая) благословляет эту самую любовь, и ей можно предаваться безо всякого зазрения совести.

Как правило, наиболее резко реагирует на "День св. Валентина" целибатный диакон-профессор Андрей Кураев. В нынешнем году этот весьма искушенный в дискуссиях, умный и грамотный церковный деятель не позволил себе опуститься до простого неприятия праздника. "Вот уже десять лет, как в середине февраля в церковной периодике и в приходских проповедях появляется особая тема: тема предостережения от празднования Дня святого Валентина, - говорит он. – Не наш, мол, праздник... Странно: сам праздник назван не Днем стахановца и не Днем леса. Он носит церковное название и напоминает о христианском святом - а церковь призывает его не праздновать...". Казалось бы, все логично.

Ан, нет. Потому что далее он призывает разобраться с формальным поводом к празднику. Был ли св. Валентин "наш"? Православный ли он? А вдруг католический? Хотя и умиротворяет тем, что в эпоху до "кафо-католического" конфликта, когда и жил св. Валентин, все святые были общими.

Но и эти, и остальные - вполне уместные-изыскания о. Кураева интересны с точки зрения христианской историографии. А, вот, что касается этики восприятия определенной даты, как праздника, вряд ли. "Вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, не зависящий ни от каких источниковедческих штудий", – говорит диакон Андрей. И размышляет о том, "переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли – святому Иоанну Крестителю" или от кражи - св. Власию? Между прочим, замечание в своей ироничности верно. Но далее – некоторый конфуз: "Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем-то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль?"

В советские времена еще приходилось слышать такую "молитву": "Господи, помоги мне врезать замок, который никто никогда на сломает..." - так молился на глазах автора один очень славный и верующий протестант. Но одно дело наивная молитва, и совсем другое – этот странный праздник. Праздник, который объединяет в чем-то похожем (пусть иногда и только по названию) на главнейшее христианское чувство и чумазых пацанов с московского Арбата, и напыщенных павлинов из творческого бомонда.

Отсюда естественный вопрос: это что, плохо? Это хуже, чем Рождественские чтения, многие ораторы которых взывали к самым низменным чувствам растерянных православных? Или предлагаемый РПЦ МП День молодежи, формально приуроченный к отмечаемому на следующий день, 15 февраля, празднику Сретения Господня, а фактически (и эта фарисейская двусмысленность прочитывается всеми церковными людьми) - все к тому же "дионисийскому" торжеству св. Валентина, может всерьез конкурировать с "праздником всех влюбленных"?

Впрочем, этой неудачной попыткой "воцерковить языческий праздник" не ограничиваются поиски православными места для влюбленных в церковном календаре. С официальных церковных кафедр чаще всего звучит предложение сделать "престольным праздником" влюбленных день памяти муромской княжеской четы - святых Петра и Февронии - явивших образ идеальной христианской семьи и принявших в старости монашество. Неофициально, церковная молодежь предлагает совместить праздник студенчества - день св. Татианы - с праздником православных женихов и невест. В каком-то смысле это более логично - ведь большинство виновников торжества - студенты. Однако не проще ли было бы, как говорилось в одном очень хорошем детском мультике, "просто улыбнуться" - принять "День св. Валентина" таким, каков он есть, и постараться сказать о Христе на там фоне, каков задан этим праздником? Ведь в его названии все-таки есть ключевое слово - "святость"...

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования