Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Хроники армии. В российских военных частях могут появиться православные "деды"


Нет практически ни одной военной части или же военного учебного заведения в России, где бы ни побывали православные священники. В постсоветский период, ещё при первых демократах, клирики Московской патриархии стали регулярно присутствовать на церемониях принесения присяги молодыми бойцами, благословляли курсантов, кропили святой водой призывников, танки и ракеты, осеняли крестным знамением отправлявшихся в Чечню милиционеров и сотрудников спецподразделений. Церковь присутствует в армии давно – для неё с самого начала были открыты все двери. Безусловно, Православная Церковь не достигла и вряд ли достигнет дореволюционного уровня влияния на армию, да и сами православные понимают, что заставлять юношей и командный состав предъявлять справки о причастии уже неразумно. Сегодняшняя проблема заключается в том, что многообразное участие РПЦ МП в армейской жизни, чрезвычайно поверхностно, а содержание проповеди духовенства непредсказуемо.

Дискуссия вокруг введения института полковых священников или капелланов - свидетельство того, что церковное руководство серьёзно стремится наполнить содержанием существующий диалог Церкви и Министерства обороны РФ. Кому ж захочется постоянно играть карнавально-бутафорскую роль "приглашённого попа"? Однако для того, чтобы перейти от карнавала к чему-то более существенному, необходимо, по крайней мере, заговорить с военнослужащими, а не только окропить их святой водой или причастить целой ротой. В том, что вскоре клирики РПЦ МП получат особый статус для работы в армии, не сомневаются самые высокопоставленные чиновники и иерархи Церкви. Генпрокурор РФ Владимир Устинов высказал уверенность в том, что только сотрудничество с РПЦ МП позволит резко снизить уровень преступности в армии. За достижение порядка в вооружённых силах с помощью проповедей высказался депутат Госдумы РФ Александр Чуев. По его мнению, проповеди батюшек "позволят смягчить сердца новобранцев и офицеров". Наконец начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-полковник Николай Резник 7 февраля объявил о начале эксперимента в одном из соединений или роде войск вооруженных сил РФ, который должен завершиться воссозданием института военного духовенства в России. В настоящее время около двух тысяч священников РПЦ МП окормляет армейские подразделения по всей России. По данным Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата, в ВС РФ необходимо ввести 400 штатных единиц для православного духовенства и около 30 для мусульманского.

Широкую общественность мало интересует тема взаимодействия Церкви и армии, тем более, что православные, судя по телевизионным сюжетам, уже присутствуют в армии. Между тем, введение штатных должностей для священников РПЦ МП способно радикально изменить ситуацию полного безразличия к этой теме со стороны общества. Дело в том, что самые яркие и авторитетные миссионеры смогли (или же смогут) проявить себя и без специального статуса в военных подразделениях. Проповедник не способен просто совершить некий ритуальный жест, не рассказав о Христе и нравственной жизни по вере. Более или менее массовый приход представителей Церкви в армию принесёт новые проблемы как духовно-психологического характера, так и идеологического.

Прежде всего, особенности внутрицерковной жизни в современной Московской патриархии таковы, что они скорее оправдывают дедовщину, чем осуждают её. Даже простые обыватели из различных публикаций в СМИ знают, что в монастырях и духовных семинариях существует подобие дедовщины, иногда такой же, как в армии, а иногда и жестче, чем в средней воинской части. Кроме того, в подразделения ВС РФ чаще всего приходят священники, уже получившие боевую закалку и поменявшие мундир на рясу. Как пишет протоиерей Николай Головачёв, рмейские священники должны не бояться обличать пороки армии, воевать с ними - если надо - через прессу и самое высокое начальство. А появление капелланов из числа бывших офицеров, привыкших к этим порокам, наоборот, приведет к проникновению в Церковь "армейских" ценностей и к срастанию капелланов с армейским начальством" ("Московские новости", № 4 за 2006 год, 03.02.2006). Лучше не скажешь о том, что может произойти, - "неуставные отношения", чудовищная коррупция в армии, с которой не может справиться даже ближайший соратник В. Путина министр обороны Сергей Иванов, использование солдат как рабов - всё это останется на своих местах, если капелланами станут те, кто и сейчас, в основном, занимается окормлением воинских частей.

Идеологическая проблема заключается в том, что священники, которые будут получать деньги из госбюджета, станут проповедовать весь спектр идей, свойственных нынешней РПЦ МП - от христианской любви, милосердия и патриотизма до борьбы с сектантами, формирования образа западного врага в лице Европы и США, отрицания любых демократических принципов и недопущения присутствия священнослужителей иных конфессий в воинских частях. Естественно предположить, что воспитательная работа в армии будет проходить под теми лозунгами, о которых уже давно говорит председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов. К примеру, в интервью "Порталу-Credo.Ru" отец Дмитрий Смирнов отмечал, что солдаты в идеале должны приходить на причастие единым строем, а в армии должны присутствовать только представители православия и ислама, так как это две основные религии в России. Отец Дмитрий Смирнов высказался однозначно против приглашения в воинские части евангельских пасторов. По мнению отца Дмитрия, "протестанты за редким исключением присягу не принимают. Их будет человека 4 на армию - для этого заводить капеллана не представляется возможным". При этом всё же надо признать, что отец Дмитрий признаёт принцип добровольности: "Всегда, конечно, если кто-то не хочет участвовать в молитве, достаточно ему об этом сказать. Никакого насилия невозможно даже помыслить, ибо это убьет всякую возможность христианской миссии в армии". Впрочем, во время многих своих публичных выступлений протоирей Дмитрий Смирнов резко осуждал отказавшуюся от Христа Европу и во избежание полного растления общества предлагал депутатам Госдумы РФ убрать с экранов телевизоров всё, что не соответствует нормам православной нравственности. Пока что полигоном для воплощения идей отца Дмитрия Смирнова является Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, где отцом Дмитрием создан православный факультет. Что будет, когда красочные образы уважаемого в Москве проповедника возьмут на вооружение военные в глубинке, известно одному Богу.

Дискуссия вокруг введения института полковых священников способна заменить даже саму военную реформу. Священники, которые перед принятием священства отслужили и дослужились до полковников или майоров в советской армии, всё равно не потребуют реформирования вооруженных сил или введения альтернативной службы. Перед массой штатных клириков встанет проблема, которая уже поставлена многими миссионерами. По словам руководителя Миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии РПЦ МП священника Виктора Горбача, очень важно, чтобы полковой священник "не воспринимался как заместитель командира по воспитательной работе, как некоторые ошибочно рассматривают наше служение. В этом случае происходит профанация миссионерской работы. Священнослужитель должен показывать человеку в погонах, что в первую очередь он - человек, христианин". Да и проповедь может быть разной - миссионеры из Южно-Сахалинской епархии, например, показали солдатам фильм "Хроники Нарнии", а кто-то будет рассказывать о сатанизме, которым занимается Гарри Поттер в школе Хогвартс.

Роман Лункин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования