Вопрос о карикатурах на пророка Мухаммада привел уже к разгрому посольств, убийствам священников, причем далеко не в самых ортодоксальных мусульманских странах. Любопытно, что эти скандальные карикатуры появились еще в прошлом сентябре в датской частной газете. Скандал же разразился сегодня, когда эти карикатуры вдруг одной волной прошлись по СМИ стран Европы, и, что беспрецедентно, мусульманских стран. В России дело пока ограничивается многочисленными круглыми столами, предназначенными, видимо, для СМИ и отличающимися, хоть и многословной, но правильной постановкой различных аспектов проблемы, с весьма пессимистическим прогнозам. Вот, например, в программе "Времена" 5 февраля один из участников встречи, вице-президент Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский, напомнил, что карикатуры эти появились еще 10 октября. Одной этой фразы было достаточно, чтобы не только высоколобым экспертам, но и простым обывателям пришлось задуматься, что в контексте ядерной программы Ирана и победа ХАМАСа в Палестине, "карикатурный" скандал очень опасен. Но строить предположения о том, кому и зачем надо разжечь межрелигиозную войну, да еще с ядерной начинкой, мы не будем. Проанализируем причины и следствия широкомасштабной даже не истерии, а истерики - атмосферы весьма неблагоприятной для начала и ведения военных действий. Логичной вся эта ситуация видится тогда, когда знаешь, что развязыванию любого конфликта (горячего, холодного, или просто комнатной температуры) обязательно предшествует нагнетание психических страстей, вырывающееся наружу. И для того, чтобы эти страсти превратить в разрушительную силу, вовсе не надо (как наверняка кое-кому думается в эти дни) засылать по редакциям злодеев-шпионов с характерной внешностью, с тем, чтобы провокационно поставить этот материал в газету. Скорее всего, обострение ситуации вокруг "исламского фактора" на Ближнем Востоке, вызвало реакцию у хорошо информированных и сильно эмоциональных руководителей СМИ. И началось… А в исламском мире эти злополучные карикатуры перепечатали светские СМИ в странах, хоть и с мусульманским большинством населения, но ориентированных на Запад и секулярную политическую модель – в Египте, Иордании, Сирии, Малайзии… Но все дело в том, что запрет на изображение Пророка – это то, что наиболее резко влияет на религиозные эмоции мусульман. Прибавим сюда особенности восточного менталитета – и получим известный результат, когда карикатура на пророка стала спичкой в заранее качественно подготовленной бочке со сложной и взрывоопасной смесью. Коран, оказавшийся в американском унитазе в конце прошлого года, был, конечно, очень острой проблемой, но ее удалось "спустить на тормозах" – все-таки очень мало кто был этому свидетелем, а тут, как говорится, при все честнóм народе... Если говорить о последствиях событий этих дней и, прежде всего, для иных стран, кроме Ближнего Востока, то здесь надо учитывать, что мусульманская умма крайне инертна в собственной оценке религиозных и политических коллизий, целиком полагаясь на единичных своих продвинутых представителей. Эти же "продвинутые" не упустят того, чтобы представить массе свои, безусловно, боевые "джихадистские" идеи как идеи религиозные, исламские. И в данном контексте это ляжет на благоприятную почву. В России, возможно, мы получим рост влияния неформальных лидеров уммы на фоне падения влияния так называемого "официального духовенства". Дело в том, что дипломатия последних в этом остром случае не проходит. Мусульманские массы жаждут чего-то по-большевистски решительного. А большевиков, особенно национал-большевиков, среди новообращенных мусульман хватает. Эта решительность может воплотиться в пропагандистскую кампанию или пикеты возле посольств (мягкий вариант), антиеврейские выпады, если с подачи вышеупомянутых "продвинутых" выяснится, как часто бывало, что все это дело рук МОССАД и сионистов. Возможно столкновение православных и мусульманских радикал-клерикалов – это в случае, если "православные граждане" опять отметятся какой-нибудь антимусульманской декларацией. Нам могут возразить, что раньше ничего подобного не было, но и текущий политический момент беспрецедентно остр. А что на Западе? Здесь может произойти всплеск бытовых фобий с обеих сторон. Если раньше вопросы взаимной неприязни касались только религиозно активной части, как мусульманского, так и коренного сообществ Запада, от которой обыватели старались сторониться, то теперь все произойдет в форме глубокого эмоционального срыва. Европейский обыватель, что называется, "всеми фибрами" почувствует реальную и жестокую угрозу со стороны ислама своим фундаментальным ценностям, а мусульманский европейский обыватель, оскорбленный в самой своей святой святых - в своей вере, которую он сохранил в ином духовном окружении, личной по определению. По-видимому, одна сторона повторит сожжение автотранспорта, но уже с ярко выраженной религиозной мотивацией, а другая также демонстративно потребует этно-социального очищения европейских сообществ от исламских радикалов. Вопрос о приеме Турции в ЕС будет решаться в зависимости от того, что станет преобладать в обществе внутри Турции и в европейской диаспоре – радикальная исламизация, или курс на глубокую "европеизацию". В-общем, не война, конечно, но приготовления… Хотя можно вспомнить незатейливую и оптимистическую солдатскую поговорку: "Война – ерунда! Главное – маневры!"
Валерий Емельянов, "Портал-Credo.Ru" |