Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Клерикальный шантаж? Рождественские чтения предлагают выбирать: либо "православная страна", либо европейская свобода


Никто не спорит с тем, что православие является основной религиозной и культурной силой в российском обществе. Роль Церкви огромна, Московская патриархия действительно влияет на сознание миллионов людей, которые могут даже не верить толком в Иисуса Христа. Именно это значительное общественное влияние заставляет подвергать тщательному анализу и критике слова православных архиереев. Вместе с ними граждане России будут строить наше общество и государство в дальнейшем, независимо от того, кем являются эти граждане - верующими или нет, православными, буддистами или же мусульманами. Выступления главных идеологов РПЦ МП на XIVМеждународных Рождественских чтениях - хороший повод для того, чтобы попытаться понять, насколько Церковь открыта по отношению к гражданскому обществу.

Само руководство РПЦ МП постоянно апеллирует ко всему обществу, а не к какой-то узкой группе "истинно верующих" людей. Как заметил в программе "Слово пастыря" 21 января митрополит Кирилл (Гундяев), говорить о том, что "настоящих" православных в России всего 2-3 %, это значит отправлять "либеральный донос" власти, призывая её представителей "не слушать Церковь". На самом деле, по словам митрополита Кирилла, степень веры можно сравнить с физической подготовкой – один чемпион, другой рекордсмен, а третий просто на физкультуру в школе ходил и всё. С этой точки зрения, действительно около 80 % населения России можно считать православными, допуская, что многие крещёные в РПЦ МП люди ни во что не верят, или верят в астрологию, НЛО, переселение душ и т.д. Однако думать о православности большей части российских граждан – это одно, а настаивать на том, что мы живём в православной стране, – это совершенно другое дело.

Понятие православной страны или православного государства не несёт в себе никакого реального содержания, которое бы отвечало конкретным особенностям российской жизни и мировоззрению тех людей, которые охотно называют себя православными. Термин "православная страна" становится некой разменной картой в нынешней общественно-политической жизни. Мифологическое представление о "православном государстве" снимает с власти ответственность за все неудачи в построении гражданского общества в России, оно также делает легитимным и вполне оправданным всё самое туманное и непонятное, любую государственную и духовную концепцию, у которой нет демократического механизма воплощения в жизнь.

Провозглашение нас "православным государством" заставляет забыть о нормах Конституции РФ, о действующих законах, о том, что мы строим свободное европейское общество. "Православность" становится легитимным отказом от конституционных основ светского государства, от права демократического выбора веры и представителей власти.

Накануне нынешних Рождественских чтений об исключительной моноконфессиональности России заявляли адвокат Михаил Барщевский и епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). М. Барщевский, в настоящее время – представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Арбитражном судах РФ, заявил, что "Россия - действительно православная страна. И мусульмане с иудеями должны быть благодарны русскому народу за широту и понимание их религий". В тон Барщевскому член Общественной палаты РФ епископ Лонгин также поставил Православие в положение "господина": "Россию, конечно же, можно называть (и я убежден в этом) православной моноконфессиональной страной, где традиционно, исторически длительное время существуют и другие религии" (из интервью "Интерфаксу" 30 января 2006 года). С полным осознанием этого факта, по словам епископа Лонгина, и должно проходить "оздоровление общественной атмосферы страны".

Радикальное несоответствие умозрительных представлений о "православной стране" с российскими реалиями возбуждает крайнее недовольство в руководстве РПЦ МП. Возмущение у архиереев вызывают слишком свободные взгляды на жизнь, которые сложились у значительной части российского общества за последние двадцать лет. Непонимание вызывает и позиция властей, которые, по мнению радикальных "патриотов" и согласного с ними в этом вопросе митрополита Климента, продолжают поддерживать "либеральные свободы" в ущерб духовности. В среде православных активистов (по классификации митрополита Кирилла, "физкультурников-чемпионов") растёт раздражение по поводу необходимости исполнять существующее законодательство. Об этом свидетельствует приём, оказанный министру образования и науки Андрею Фурсенко на пленарном заседании Рождественских чтений в Кремле. Фурсенко был освистан за слова о введении предмета "История религий" вместо "Основ православной культуры", а с мест выкрикивались лозунги о том, что "мы живём в православной стране", "Сам изучай историю религий!", "Ты где живешь, в России или в мире? Космополит безродный!"

Стремление строить своё, альтернативное гражданскому - "православное" общество легло в основу доклада на Рождественских чтениях члена Общественной палаты РФ, митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Именно владыка Климент с 2005 года стал, по сути, куратором Рождественских чтений, которые ранее организовывались, главным образом, главой Отдела катехизации и религиозного образования РПЦ МП архимандритом Иоанном (Экономцевым). Митрополит Климент превратил чтения в идеологическое мероприятие, призванное подчинить общество и государственные структуры церковному влиянию. Во время чтений 2006 года даже архимандрит Иоанн (Экономцев), не делавший ранее резких публичных заявлений, подчеркнул, что только государственная православная школа поможет социальной стабилизации в России и, более того, повысит доверие граждан к государству, ведь "народ до сих пор недоверчиво относится к самым благим начинаниям власти и к государству как таковому". Фактически политическим призывом архимандрита Иоанна стало предложение провести всероссийский референдум об "Основах православной культуры", который "поможет укрепить доверие общества к власти".

Митрополит Климент, если судить по его выступлениям, считает, что церковные инициативы должны полностью заменить любые другие инициативы гражданского общества. Мировоззрение владыки Климента основывается на том, что в духовном смысле общество почти безнадёжно испорчено ельцинским десятилетием, а государство сталкивается с чудовищными социальными проблемами. Исправить ситуацию, по мнению управделами Московской патриархии, может только государственная поддержка Православия, а о гражданском обществе, демократии, правах человека и либерализме надо забыть, как о страшном сне. В религиозном стиле митрополит Климент высказывает точку зрения большой части депутатов, чиновников и ближайшего окружения президента В. Путина. Только, в отличие от владыки Климента, политики вынуждены подчёркивать, что от либеральной "шелухи" надо отказаться временно, пока не укрепится государство. Об инициативах Церкви митрополит Климент говорит вполне в духе дискуссий вокруг национальных проектов главы государства: без них положение в стране лишь ухудшиться, а тайна их реального воплощения покрыта мраком и уж точно не требует ничьей помощи, кроме силы государства. Владыка Климент, как шаман, если выражаться образно, заклинает эту магическую силу власти, пугает её и грозит ей полным бессилием. В своём докладе на Рождественских чтениях "Школа должна научить делать добро" митрополит Климент критикует современную школу, в которой учится молодежь, с "издержками воспитания начала 90-х гг.", и отмечает, что для того, чтобы исправить социальные пороки, необходимо сделать "Основы православной культуры" социальным заказом государства, отказавшись от любых либеральных принципов светскости. Либерализм и связанные с ним общественные отношения приведут к гибели уникального в своей духовности Российского государства. Логика рассуждений митрополита приводит к тому, что главным врагом оказывается Запад, а причиной российских бед - западное влияние. Запад, в представлении митрополита Климента, это почти место адских мучений: "Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть – наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма".

Изолированное от европейских стран государство с победившим в нём Православием – это, конечно, миссионерская утопия. Однако эта утопия полностью оправдывает любые действия представителей власти против тех, кто нарушает образ "православной страны", а именно - против антиклерикально настроенных либералов, а также против тех религиозных движений, которые нарушают в целом "православный" расклад духовных сил в обществе. Священнослужители также уже чётко осознали, что их враг – это демократия и политкорректность, так как демократическими методами своих целей не достичь. Как заявил на секции Рождественских чтений "Школа, семья и СМИ" протоиерей Всеволод Чаплин, "нашим главным противником являются не ислам, не католицизм, не протестантизм, а <…> философия, которая стоит за политкорректностью". По существу, подобная идеология тотального воцерковления надеется на то, что "авось пройдёт": вдруг удастся убедить чиновников или надавить на них, а гражданское общество промолчит. Единственное, чего не предполагают церковные идеологи в своих публичных выступлениях, - это столкновения с гражданским обществом лицом к лицу, которое неизбежно произойдёт. И если страсти нагнетать слишком сильно, то как бы альтернативой политкорректности не оказались "товарищ маузер" и большая кровь.

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования