Январь – месяц памятных дней в календаре православной Церкви, связанных с встречей Ветхого и Нового Завета (Рождество, Обрезание, Богоявление). Русская Православная Церковь Московского патриархата традиционно в эти дни устраивает Рождественские чтения, посвященные формально проблеме религиозного обучения и образования, но фактически всему комплексу общественных проблем, с которыми сталкивается сегодня РПЦ МП. В нынешнем году чтения, как и раньше, открылись в стенах бывшего Кремлевского дворца съездов, предназначенного для проведения съездов КПСС, и продолжаются на различных площадках Москвы. На них отметились телевидение и ведущие СМИ, а приглашения на это мероприятие отпечатаны на самом высоком полиграфическом уровне. В отличие от кремлевских чтений, вот уже 13-е мероприятие по комплексному изучению еврейства и иудаизма, проводимое академическим центром иудаики "Cефер", открывшееся 31 января 2006 г., осталось не отмеченным вниманием прессы, а, значит, и общества. Можно, конечно, возразить, что количество православных и число иудеев, а также интересующихся этой проблематикой, в нашей стране несопоставимы. Это верно. Как верно и то, что сегодня мы имеем "Письмо пятисот", плавно превратившееся в письмо пяти, пятнадцати и т.д. тысяч. Имеем мы и ответ некоторых "простых людей" на оное в виде нападения русского рабочего (пардон, временно безработного) парня на синагогу. Это говорит о том, что "еврейско-иудейский" вопрос сейчас является одним из самых важных в российском обществе. Но сегодня разговор не об узко журналистско-пиарных и, потому, наверное, несколько "шкурных" интересах. А о том, что обсуждение жгучих для страны проблем идет в разных, почти не пересекающихся между собой пространствах. Обсуждающие стороны не слышат друг друга. В результате, проблема еще более далека от своего решения, в сравнении с тем, если бы ее совсем не поднимали. И в силу этого печального обстоятельства остается только давать "советы и мнения постороннего". Только не православным – у них советчиков достаточно, а другой стороне. В результате нехитрых исследований сравнительной истории религий выявлено, что всем им свойственна претензия на монополию на истину, а значит, и на исключительность, именуемую научным словом эксклюзивизм.Это явление порождает русский религиозный национализм, наверное, марийский языческий и, конечно же, еврейский национализм, визуально воплощающийся в пейсах и костюмах позапрошлого века. Можно вспомнить еще празднование хануки в 1993 году, которое было истолковано, как стремление иудеев демонстративно праздновать свою памятную дату на фоне "русских православных святынь". Почему-то тогда никто не удосужился объяснить обществу, что Ханука – праздник света, который евреями принято разделять со всеми людьми, без различия вероисповедания. Это, слава Б-гу, было объяснено только … на Хануку 2006 года. Очень сложно другое – когда люди с ярко выраженной этнической принадлежностью и самоидентификацией, публично твердят и твердят: "Мы – демократы, они – фашисты". Может быть, и верный тезис для первых посткоммунистических лет, но абсолютно не работающий сейчас, пятнадцать лет спустя после краха советской коммунистической системы. Не все евреи – демократы, и не все представители национальных и религиозных большинств в нашей стране – "шовинисты" и "фашисты". Это всем очевидно. А проблема ксенофобии (в том числе и религиозной) и других подобных ей явлений не замыкается только на еврейско-иудейском вопросе, но имеет куда более сложной и неоднозначный характер. И проблема анализа этого самого характера сегодня одна из самых насущных. Ведь именно такой "этнически односторонний" подход к альтернативе демократия –фашизм и порождает копцевых с ножом. Этим вопросом неплохо заняться совместно еврейским и русским интеллектуальным кругам, для начала объединив, хотя бы, информационное пространство, чтобы можно было показать, что евреи-иудеи – тоже люди, люди разные, часть нашей общечеловеческой цивилизации. Тем более в ситуации, когда даже многие русские, православные и воцерковленные люди начинают думать о том, не напоминает ли патриархийная Церковь сегодня многими своими декларациями и действиями Идеологический отдел приснопамятного ЦК КПСС с его единственно верной верой, то есть, идеологией. Итак, есть проблема – юдофобия (в том числе и религиозная) сегодня в нашей стране. Решить ее можно только путем конструктивного и всестороннего диалога иудейской и русско-православных сторон, при отказе от публичной демонстрации своего 'эксклюзивизма". А поскольку у нас комментарий дня, то хочется выразить пожелание, чтобы в следующем году Рождественские чтения и конференция центра "Сефер" по комплексным проблемам иудаики, хотя бы знали о существовании друг друга и проходили бы не одновременно и не было бы чисто организационный помех для взаимного общения. Причем публичного. Моисей Литвак, для "Портала–Credo.Ru". |