Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Сретение Ветхого и Нового Завета в академическом формате. Две стороны межрелигиозного и межнационального диалога не пересекаются в информационном пространстве


Январь – месяц памятных дней в календаре православной Церкви, связанных с встречей Ветхого и Нового Завета (Рождество, Обрезание, Богоявление). Русская Православная Церковь Московского патриархата традиционно в эти дни устраивает Рождественские чтения, посвященные формально проблеме религиозного обучения и образования, но фактически всему комплексу общественных проблем, с которыми сталкивается сегодня РПЦ МП. В нынешнем году чтения, как и раньше, открылись в стенах бывшего Кремлевского дворца съездов, предназначенного для проведения съездов КПСС, и продолжаются на различных площадках Москвы. На них отметились телевидение и ведущие СМИ, а приглашения на это мероприятие отпечатаны на самом высоком полиграфическом уровне.

В отличие от кремлевских чтений, вот уже 13-е мероприятие по комплексному изучению еврейства и иудаизма, проводимое академическим центром иудаики "Cефер", открывшееся 31 января 2006 г., осталось не отмеченным вниманием прессы, а, значит, и общества.

Можно, конечно, возразить, что количество православных и число иудеев, а также интересующихся этой проблематикой, в нашей стране несопоставимы. Это верно. Как верно и то, что сегодня мы имеем "Письмо пятисот", плавно превратившееся в письмо пяти, пятнадцати и т.д. тысяч. Имеем мы и ответ некоторых "простых людей" на оное в виде нападения русского рабочего (пардон, временно безработного) парня на синагогу. Это говорит о том, что "еврейско-иудейский" вопрос сейчас является одним из самых важных в российском обществе.

Но сегодня разговор не об узко журналистско-пиарных и, потому, наверное, несколько "шкурных" интересах. А о том, что обсуждение жгучих для страны проблем идет в разных, почти не пересекающихся между собой пространствах. Обсуждающие стороны не слышат друг друга. В результате, проблема еще более далека от своего решения, в сравнении с тем, если бы ее совсем не поднимали. И в силу этого печального обстоятельства остается только давать "советы и мнения постороннего". Только не православным – у них советчиков достаточно, а другой стороне.

В результате нехитрых исследований сравнительной истории религий выявлено, что всем им свойственна претензия на монополию на истину, а значит, и на исключительность, именуемую научным словом эксклюзивизм.Это явление порождает русский религиозный национализм, наверное, марийский языческий и, конечно же, еврейский национализм, визуально воплощающийся в пейсах и костюмах позапрошлого века. Можно вспомнить еще празднование хануки в 1993 году, которое было истолковано, как стремление иудеев демонстративно праздновать свою памятную дату на фоне "русских православных святынь". Почему-то тогда никто не удосужился объяснить обществу, что Ханука – праздник света, который евреями принято разделять со всеми людьми, без различия вероисповедания. Это, слава Б-гу, было объяснено только … на Хануку 2006 года. Очень сложно другое – когда люди с ярко выраженной этнической принадлежностью и самоидентификацией, публично твердят и твердят: "Мы – демократы, они – фашисты". Может быть, и верный тезис для первых посткоммунистических лет, но абсолютно не работающий сейчас, пятнадцать лет спустя после краха советской коммунистической системы. Не все евреи – демократы, и не все представители национальных и религиозных большинств в нашей стране – "шовинисты" и "фашисты". Это всем очевидно. А проблема ксенофобии (в том числе и религиозной) и других подобных ей явлений не замыкается только на еврейско-иудейском вопросе, но имеет куда более сложной и неоднозначный характер. И проблема анализа этого самого характера сегодня одна из самых насущных. Ведь именно такой "этнически односторонний" подход к альтернативе демократия –фашизм и порождает копцевых с ножом.

Этим вопросом неплохо заняться совместно еврейским и русским интеллектуальным кругам, для начала объединив, хотя бы, информационное пространство, чтобы можно было показать, что евреи-иудеи – тоже люди, люди разные, часть нашей общечеловеческой цивилизации. Тем более в ситуации, когда даже многие русские, православные и воцерковленные люди начинают думать о том, не напоминает ли патриархийная Церковь сегодня многими своими декларациями и действиями Идеологический отдел приснопамятного ЦК КПСС с его единственно верной верой, то есть, идеологией.

Итак, есть проблема – юдофобия (в том числе и религиозная) сегодня в нашей стране. Решить ее можно только путем конструктивного и всестороннего диалога иудейской и русско-православных сторон, при отказе от публичной демонстрации своего 'эксклюзивизма". А поскольку у нас комментарий дня, то хочется выразить пожелание, чтобы в следующем году Рождественские чтения и конференция центра "Сефер" по комплексным проблемам иудаики, хотя бы знали о существовании друг друга и проходили бы не одновременно и не было бы чисто организационный помех для взаимного общения. Причем публичного.

Моисей Литвак,
для "Портала–Credo.
Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования