Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Веселые праздники серьезной империи. Немного о религиозном смысле январского периода выходных дней


Все помнят, что в религиозные праздники работать "нельзя", но не все понимают, что всякий день, когда не работают, — это тоже, своего рода, религиозный праздник. И, пожалуйста, не надо говорить, будто это так только в России или только у лентяев. Это общечеловеческое. Перерывы в череде будней — это вмешательства некоего Высшего Порядка, Высшего Принципа в порядок обыденный. Высший Принцип, повелевающий остановить будни, — это всегда нечто религиозное, если не эксплицитно, то, по крайней мере, имплицитно.

Постараемся теперь оценить мощь того Высшего Принципа, который останавливает почти всю деловую жизнь в России почти на десять дней ежегодно, на весь период от Нового года и до послерождественских дней включительно. Этот фактор, столь радикально меняющий в эти дни жизнь абсолютно каждого гражданина России, просто не может не связываться в сознании людей с некоей религиозной силой, способной преодолеть все житейские и рациональные соображения.

И действительно: для одних религиозное содержание этих праздничных дней приходит из праздника Рождества Христова 7 января, для других — от одноименного праздника 25 декабря (длинная череда выходных все равно оказывается в его фарватере), а для третьих и четвертых нередко к этой же чреде выходных пристраиваются подвижные праздники Ханукка и Курбан-Байрам. Да современные федеральные власти и сами поддерживают местные инициативы тех регионов, где Курбан-Байрам объявляют выходным днем.

Самый же главный праздник этого периода — Новый год, любимый праздник советских людей, не ставший менее любимым и в постсоветское время. Праздник, объединяющий верующих и неверующих. А также вера в "новогоднее чудо" и "исполнение желаний", загаданных в момент смены года, о которой многие религиозно верующие и неверующие стесняются говорить, но которой очень даже руководствуются в своем поведении.

И такое значение Нового года вполне естественно: во всех древних религиях главный праздник обновления времени, наступления новой эпохи и новых надежд связывался с Новым годом. Новый год — это, вероятно, наиболее "архетипический" из всех человеческих праздников.

Первая декада января — удивительно удобное время для периода религиозных праздников почти всех российских религий, включая и атеизм.

В этом году, когда так близко подошли друг к другу еврейская Ханукка и западное Рождество, а также мусульманский Курбан-Байрам и православное Рождество, общерелигиозный смысл выходных начала января стал особенно заметен.

Пожалуй, теперь можно сказать, что в нашем государстве сложился, наполовину стихийно, обязательный для всех граждан — и, самое главное, принятый всеми гражданами — ритуал объединяющей всех, даже верующих и неверующих, государственной религии.

О догматике этой религии сказать что-либо пока трудно, но ей и не особо нужна догматика. Точнее, вся ее догматика — в одной фразе гимна "хранимая Богом родная страна". Это религия "Неведомого Бога" — такого Бога, который был получен путем абстрагирования от конкретных представлений о Боге в исторических религиях и в религиозном агностицизме и атеизме. Это такое представление о "Боге", в которое каждый волен вкладывать какое угодно собственное содержание.

Однако, эта религия не вполне адогматична. Есть в ее учении о Боге и некий догматический инвариант: это такой Бог (ну, или, если угодно, "Бог"), который "хранит" нашу страну.

В такого Бога давно уже веруют в Америке, но эта вера преемственно связана с официальными культами всех великих империй, так как империи никогда не были ни мононациональными, ни монорелигиозными. Даже Византийская православная империя во все эпохи была империей нескольких религий (сначала несколько несовместимых друг с другом разновидностей христианства сочетались с римским и не только римским язычеством, потом — с исламом…). Horribile dictu, но… дерзну сказать, что и государственная религия дореволюционной России была не слишком далека именно от этой веры, а вовсе не от догматического православия.

Так что установление необыкновенно длительного периода "ритуальной праздности" — это величайшая, хотя и стихийная находка в деле религиозного укрепления современной российской государственности.

Нам теперь не дано сложности религиозных ритуалов средневековых империй, в наши традиции также невозможно вписать и американские ритуалы вроде поклонения флагу США, но зато мы нашли собственное творческое решение.

Действительно, это серьезный успех, с которым мы можем друг друга поздравить. Религия вбивается в сознание людей только ритуалами. Необычно длительная ритуальная праздность — оказалась идеальным ритуалом для нашей страны. Найден ритуальный "общий знаменатель" и для православных, и для католиков, и для протестантов, и для мусульман, и для иудеев, и для огромного большинства наших сограждан, которые являются в религиозном отношении агностиками. У всех у них в эти дни свои собственные ритуалы, но один ритуал — и как раз тот, который более всего меняет их жизнь в эти дни, — у них общий: та праздность, которая от слова "праздник".

Что экономика нашей страны от таких ритуалов остановится — об этом беспокоиться не надо. Тем, кому это на самом деле необходимо, государственные выходные не воспрепятствуют поработать, а подавляющее большинство нашего населения без особого экономического ущерба может не ходить на работу хоть целый месяц.

Единственная социальная проблема, возникающая в связи со столь длинными выходными, — это рост преступности. Но, кажется, в этом и в прошлом годах ее решение оказалось вполне по силам для органов МВД. Если так, то мы можем себе позволить то, что себе позволяем.

Итак, взвесив плюсы и минусы от столь долгих выходных в начале года, мы приходим к выводу, что плюсов не просто больше, но они и принципиально важнее. Эти выходные — такие дни, в которые воспитывается, ни много, ни мало, национальное единство. То есть то, за что не жалко заплатить и куда более высокую цену, и что более всего нужно в такой постоянно воюющей стране, какой становится воссоздаваемая из руин новая Российская империя.

Игумен Григорий (Лурье), для "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования