Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Палата благочестия? Православные иерархи в Общественной палате РФ станут строгими воспитателями общества


Прошел "второй тур" формирования Общественной палаты РФ - список ее членов вновь пополнился религиозными деятелями. Выборы религиозных деятелей в Общественную палату показали, что политическое руководство страны изменило свое понимание роли православия в российском обществе. При президенте Ельцине чиновники, да и сам глава государства, призывали Патриарха Алексия II и его архиереев налаживать диалог с отдельными социальными группами - с молодежью, интеллигенцией и т.д. Теперь власти потребовали, чтобы Церковь занялась воспитанием народа в целом, и гражданской общественности в частности. Именно поэтому в палату были включены наиболее консервативные и жестко критикующие общество церковные деятели.

Среди тех, кто оказался в первой трети членов палаты, избранной лично президентом В.В. Путиным, оказался митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии. Назначение Климента, который известен своим стремлением поставить под строгий нравственный контроль светскую школу, печатную прессу и телевидение, вполне можно воспринять как естественный выбор: все-таки Климент - человек, занимающий второе место после Патриарха в административной структуре РПЦ МП. Однако избрание в палату среди 42 представителей общероссийских общественных организаций епископа Саратовского и Вольского Лонгина (Корчагина) приводит к мысли о продуманной идеологической позиции как кураторов Общественной палаты РФ из властных структур, так и самих православных иерархов.

Безусловная ценность присутствия епископов РПЦ МП в палате заключается в том, что, за редким исключением, они единственные "палатчики", мировоззрение которых можно более или менее четко описать. В отношении светских членов палаты даже в широкой печати не говорится почти ничего, кроме того, что они поддерживают политический курс президента В.В. Путина и его окружения. Собственно, и механизм избрания двух оставшихся третей нового консультативного органа власти также скрыт от внимания гражданского общества. К примеру, риторическим пока остается вопрос: какую общероссийскую общественную организацию представляет Саратовский епископ?

Мировоззрение владыки Лонгина во многом конкретизирует и заостряет основные идеи, характерные для его непосредственного церковного начальника - митрополита Климента. Свое стремление следить за моральным обликом рядовых граждан, а также журналистов и коммерсантов, епископ Лонгин выразил в целой серии заявлений о "болезнях" современного общества, которые (заявления) можно найти на официальном сайте епархии: www.eparhia-saratov.ru. Например, в мае 2005 года Саратовская епархия осудила проявления "ложной духовности" в туристических фирмах, которые устраивают поездки по святым местам для всех желающих. Светские туристические фирмы (в отличие от церковных паломнических служб), по мнению владыки Лонгина, развивают в людях "стремление получить плоды духа мимоходом и даром", а также потребность в чудесах. Досталось от епископа и погребальным конторам, которые, по его мнению, заставляют граждан оплачивать труд "фактически ряженых", так как "отпевания совершаются на коммерческих условиях через похоронные бюро с кощунственными притом названиями". Накануне своего избрания в члены Общественной палаты РФ епископ Лонгин особенно часто выступал с осуждением нынешних нравов. В октябре появилось сразу два его громких заявления. В первом владыка осуждал проведение в Саратове выставки человеческих пластинатов. Во втором призывал бороться с самой главной, на его взгляд, "социальной болезнью", а именно игроманией. В последнем своем выступлении владыка Лонгин четко обозначил свою партийную принадлежность. Осудив стремление "подсадить на иглу игры" русский народ, владыка Лонгин публично высказался в пользу политики, которую проводит "Единая Россия", и призвал поддержать инициативу группы депутатов Госдумы от одноименной фракции, внесших в июне 2005 года на рассмотрение палаты законопроект, в котором предусматривается ограничение распространения игорных заведений.

Вслед за "социальными болезнями" епископ Лонгин неоднократно высказывался по поводу необходимости лечения духовных болезней. Но если митрополит Климент ограничивался общими словами о вредном "западном" влиянии, проводником которого являются секты, то епископ Лонгин борется с конкретными духовными конкурентами. Как только Лонгин стал епископом Саратовским и Вольским (в 2003 году), в Саратове стали проводиться семинары и конференции, посвященные борьбе с "нетрадиционными религиями" в России. Как отметил в одном из своих выступлений глава Саратовской епархии, "мы считаем своим долгом предупреждать людей, что есть движения, которые на наш взгляд являются псевдорелигиозными".

Самая представительная конференция на тему "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма" состоялась также в Саратове в мае 2005 года. Специфика данной конференции заключается в том, что ее итоговые документы направлены против одной христианской конфессии и одного человека. В резолюции конференции, проходившей под председательством епископа Лонгина, высказывается недоумение тем, что в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и в другие важные российские структуры входит епископ Сергей Ряховский, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ). РОСХВЕ, в заявлениях участников конференции и представителей Саратовской епархии, является союзом "наиболее многочисленных и быстро растущих деструктивных сект на территории России". В интервью "НГ-религиям" (от 01.06.2005) Сергей Ряховский откровенно назвал подобные саратовским обращения и резолюции - "доносами президенту и в Государственную Думу". Трудно представить, что после избрания Сергея Ряховского в состав первой трети Общественной палаты РФ Саратовская епархия изменила свою точку зрения. Ведь нападкам до сих пор подвергается церковь "Слово Жизни", одна из крупных христианских общин Саратова, входящая в РОСХВЕ. Кроме того, в новостях, посвященных избранию религиозных деятелей в палату, на епархиальном сайте старательно вычеркивается имя Сергея Ряховского (см.: http://www.eparhia-saratov.ru/txts/news/2005/n_2005_11/16.html).

При всем желании власть имущих опереться на авторитет энергичных православных владык, таких как митрополит Климент и владыка Лонгин, в их мировоззрении заложено два серьезных конфликта - с обществом и с другими религиозными общинами. Государство в лице президента привлекло к работе именно тех архиереев, которые смогут активно поддержать патриотическую позицию Кремля, раскритиковать либералов и осудить "духовно гнилой" Запад. Тем не менее, в рамках Общественной палаты РФ, которая намеревается стать площадкой диалога власти с гражданским обществом, "личный" конфликт Климента и Лонгина с обществом и с "сектантами" может вылиться наружу. Стремление приструнить отдельных "духовных конкурентов" и "воспитать" общество, которое в массе своей не восприняло даже идею введения "Основ православной культуры" в школах, - наиболее верный путь к еще большему отчуждению общества от Церкви. Это то же самое, как если бы строгий учитель вышел бы из класса на улицу и стал бы требовать от прохожего сидеть сложа руки на коленях, одеваться скромно и громко не говорить на том основании, что мы граждане одной страны, у нас одна история, одна школа, одна улица.

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования