Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Светскость» по-французски поджигает города. Возникнет ли на месте объединённой Европы множество аналогов Чечни и Косово


Вот уже больше недели в пригородах французской столицы не прекращаются уличные беспорядки и насилие. Волнения, которые начались на минувшей неделе в городке Клиши-су-Буа, расположенном в полутора десятках километров к северо-востоку от Парижа в департаменте Сена - Сен-Дени, теперь перекинулись на территорию девяти других департаментов, входящих в столичный регион Иль-де-Франс. По предварительным данным, в населенных пунктах, расположенных по соседству с Клиши-су-Буа, сожжено более 400 автомобилей и три десятка автобусов, а в общей сложности зафиксировано несколько сотен (по некоторым источникам, уже свыше 500) поджогов магазинов, школ, машин, административных зданий, включая полицейские участки. В ряде пригородов отмечены столкновения между погромщиками и полицейскими. Как сообщают источники в правоохранительных органах, участники беспорядков действуют небольшими мобильными группами по 10-15 человек.

И хотя формально поводом для массовых волнений стала гибель от тока высокого напряжения двух подростков арабского происхождения, которые пытались укрыться внутри трансформаторной подстанции от преследования их французской полицией, причины такого массового протеста намного глубже.

Участниками уличных волнений являются арабы и африканцы. Как известно, в последние годы во Франции был принят ряд законодательных мер антиисламского характера. Среди них - запрет на ношение женщинами хиджаба в государственных учреждениях и школе. В результате ряд мусульманок лишились работы. Более того, один из участников прошедшей на прошлой неделе в Москве международной конференции "Laicité (светскость государства): мировой и постсоветский опыт", организованной Франко-российским центром по общественным и социальным наукам и Центром изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, известный французский учёный Жан Боберо критически высказался о таком решении, в результате которого несколько тысяч девушек-мусульманок перестали посещать французскую школу. "На мой взгляд, порог светскости нужно было устанавливать в другом месте", – высказал он своё мнение относительно запрета на ношение хиджаба в общественных местах.

Как известно, несколько месяцев назад министр внутренних дел Франции Николя Саркози объявил о начале беспрецедентной войны с терроризмом. Результатом такой войны должен, по его мнению, стать "тотальный контроль за исламистами" и единая система наблюдения за молодыми французами исламского происхождения. Как отмечал Саркози, вовлекаемые в джихад французы "чрезвычайно молоды". Зачастую речь идёт о 14-летних подростках. Видимо, не случайно французская полиция гналась за молодыми французами арабского происхождения.

Когда подозреваемыми становятся люди по признакам цвета кожи, своему этническому и религиозному происхождению, этим подрываются принцип презумпции невиновности, а власти сами создают себе проблемы на ровном месте. Вместо мирной и естественной адаптации и дальнейшей "социализации" (в смысле офранцуживания) мусульман – выходцев из Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока - власти отодвигают их на обочину общественной жизни, вытесняют в "гетто".

Как известно, выходцы из стран "третьего мира", а это в основном мусульмане, являются во Франции гражданами "второго сорта". Они ограничены в своих правах относительно французских старожилов, что, по сути, является настоящей "сегрегацией". Поэтому странным было услышать вечером 3 ноября 2005 г. в передаче "Поверх барьеров" на Радио "Свобода" шовинистическое заявление историка Владлена Сироткина о том, что причиной массовых беспорядков во Франции являются "права человека", допускающие миграцию населения.

Но оставим подобные "причины и следствия" на совести международного туриста со стажем, который со своими лекциями по теме "прав человека" объехал полмира, доказывая, что Россия плохо живёт только потому, что у нас "такой северный климат". Видимо, по этой причине арабы и африканцы стремятся покинуть тёплый Юг и переехать на Север, в Европу. Только вот ему, Владлену Сироткину, путешествовать позволительно – он белый. У других, видимо, таких прав быть не должно – они чёрные. По оценкам же упомянутого министра внутренних дел Франции Николя Саркози, эти люди, осмелившиеся отстаивать свои права, вообще являются "отбросами общества".

Однако, на мой взгляд, причины массовых выступлений французов арабского и африканского происхождения кроются как раз в грубом пренебрежении со стороны французского правительства их правами на человеческое достоинство, махровом государственном национализме ("Франция для французов!") и вытекающей из него политике "сегрегации". И в этом нет ничего удивительного, если даже французские учёные мыслят категориями "национальной самобытности", напрочь отвергая закономерные тенденции общественного развития в условиях глобализации,сопровождаемой миграцией больших масс людей, которые вправе требовать и ожидать реализации своих естественных и личных прав.

Надо же было случиться, что, по воле Провидения, начало парижских беспорядков совпало с проведением в Москве международной конференции "Laicité (Светскость государства): мировой и постсоветский опыт", на которой французские учёные делились "преимуществами" своей национальной модели светскости. При этом с ними солидаризировалось подавляющее большинство российских "экспертов". "Светскость государства" ими определялась как секуляризм многообразия моделей, в зависимости от исторических и культурных особенностей тех или иных государств. При этом нейтральное отношение государства к религии исключалось в угоду политическим компромиссам и сотрудничеству государства с избранными религиозными организациями.

Однако секуляризм, по своему определению, допускает антирелигиозную деятельность государства. Не соответствуют принципу нейтралитета (т.е. светскости государства) и многообразные "модели" протекционизма, включая "кооперационный" тип сотрудничества в отношении избранных (или признанных) конфессий, "исходя из исторически сложившихся традиций". В итоге подобной "наукой" обществу навязываются две крайности: или воинствующий атеизм, или клерикализм, исключающие право на мировоззренческое и идеологическое многообразие членов общества. Разница между ними лишь в том, что в первом случае санкциям подвержены все религии, включая так называемые "основные", как это было сто лет назад в отношении Католической Церкви во Франции, а во втором – "не основные", прежде всего новые религиозные движения (НРД) - во французском звучании (да и в русском тоже) "секты". Таким образом, современная французская модель представляет собой гибрид двух крайностей: секуляризма и протекционизма.

Конференция убедительно показала полную неадекватность "официальной" науки в анализе современных проблем прав человека, втом числе по вопросу организации правового светского государства, неспособность политиков и учёных противопоставить сколько-нибудь позитивные концепции надвигающимся как снежный ком проблемам и угрозам. Неслучайно в докладах доминировали политизированные подходы к науке и допускалась возможность грубого вмешательства некомпетентных учёных и чиновников в мировоззренческую сферу.

Но на этой конференции высказывались и другие точки зрения – в пользу приоритетов научного и правового подхода. Французские коллеги были предупреждены, что если они и дальше будут ставить телегу впереди лошади, то получат у себя Чечню. Для того, чтобы предсказать бои на подступах к Парижу, совсем не нужно обладать даром провидца. То, что сейчас происходит в Европе, было ранее запрограммировано неадекватными политическими решениями, которые не соответствуют тенденциям мирового развития и не разрешают как глобальных проблем человечества, так и, собственно, национальных. А прокатившаяся в первые годы XXI века по Франции и некоторым другим странам Европы антимусульманская и антисектантская истерия лишь способствует эскалации насилия, которая уже не призрак, а жестокая реальность. Вопрос только в том, какие выводы из происходящего в центре старушки Европы сделают её политики – изменят политику или примут "симметричные меры", подобные тем, что принял Дж. Буш-младший после авиационной атаки на Америку 11 сентября 2001 года? Этим они поставят себя на грань катастрофы.

Поразительно, но французские учёные так крепко попали в плен своих стереотипов, что даже массовые волнения в пригородах Парижа не стали пищей для размышления упомянутой конференции по "Laicité".

Как отметил президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов, комментируя последние события во Франции, "Европа не смогла выработать модель в отношении национальных меньшинств". Думаю с этим можно частично согласиться, добавив, что эту модель уже выработало мировое сообщество. Её основы изложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Проблема учёных в том, что они идут на поводу у политиков, которые до сих пор не хотят отказаться от эксплуатации разделительных принципов. Политика "разделяй и властвуй" должна, наконец, прекратиться, иначе вместо объединённой Европы человечество получит множество аналогов Чечни и Косово.

Массовые волнения в пригородах Парижа – не лучший подарок широко отмечаемому во Франции и за её пределами 100-летнему юбилею закона о разделении Церквей и государства. Остаётся сожалеть, что юбилей оказался омрачён фейерверками из горящего автотранспорта и… муниципальных школ. Пока только в пригородах Парижа. Где следует ждать продолжения?

Сергей Мозговой,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования