Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Смутный праздник. Новые праздники учат "побеждать", но при этом игнорируют гражданские ценности


В каждом государстве есть праздники, посвященные героическим сражениям и окончаниям тех или иных войн, вызывающие гордость у всего народа. Вместе с тем совсем не эти красные дни календаря характеризуют культурное и общественное сознание народов и идеологию власти. К примеру, символическими, связанными с обретением гражданской свободы, являются день взятия Бастилии во Франции и День независимости в США. В России же широко отмечаемые события являются именно торжеством военной доблести и самоотверженности людей и никак не связаны ни с какими общественными достижениями. В такой ситуации чиновники, православные и культурные деятели самостоятельно придумывают поводы для "единения и согласия".

Прежде всего, был найден самый простой способ – умножить число побед, которые могут поднять самооценку народа и власти. Вся мощь идеологической пропаганды была направлена на то, чтобы приучить общество к установленному в 2005 году Дню народного единства 4 ноября. Если абстрагироваться от исторических реалий, то основная его идея заключается в том, что народ объединился против иноземных захватчиков, и совместными усилиями победил не только врагов, но и преодолел Смутное время. По мере приближения к памятной дате события 1612 года оказались наиболее подходящими для мировоззрения православных националистов, так как позволяли подчеркнуть мысль об извечном противостоянии России с Западом. Кроме того, борьба с католиками-поляками и последующее после Смутного времени утверждение династии Романовых уж совсем не вязались с проблемами, актуальными для современной российской жизни. Главному инициатору праздника 4 ноября - Московской патриархии - даже пришлось оправдываться. 2 ноября митрополит Кирилл доказывал журналистам, что новая дата не несет в себе никаких ксенофобских идей, а народное ополчение предлагал считать "гражданским обществом". Центральные телеканалы тоже перестали упоминать историю о Смутном времени, так как сегодняшние времена принято считать возрождением России после ельцинского лихолетья. В результате Межрелигиозный совет России и движение "Наши" объявили 4 ноября "днем добрых дел".

При этом нельзя сказать, что в России отсутствуют праздники, подчеркивающие значение гражданского общества, – есть, к примеру, День Конституции РФ 12 декабря и День России 12 июня. Однако июньский праздник, установленный президентом Б. Ельциным в 1994 году и знаменующий собой рождение новой постсоветской России, не вызывает особой симпатии у нынешнего президента В. Путина. Что касается Дня Конституции, то в 2004 году Госдума РФ даже отменила выходной, который полагался в этот праздник.

Помимо единства вокруг победы, на государственном уровне были поддержаны акции по искусственному примирению деятелей Белого движения и почивших членов императорской фамилии с Россией, а также прошлого с настоящим в акте захоронения тела В.И. Ленина. Вначале, 3 октября 2005 года, в Москве был перезахоронен прах генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина, перевезенные на родину из США и Франции. Затем российское руководство договорилось с правительством Дании о перезахоронении в Петербурге в 2006 году праха императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III. Но, естественно, самую бурную реакцию вызвали предложения о захоронении тела Ленина для того, чтобы тем самым поставить точку в советской истории России. Многие религиозные деятели и политики, к примеру, прот. Всеволод Чаплин и вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска, высказывали мнение о том, что большевистского лидера надо похоронить по православному обычаю. В дискуссии по этому поводу приняли участие представители всех политических партий – и коммунисты, и "Единая Россия", и "Яблоко", и Союз правых сил. У лидера КПРФ Геннадия Зюганова также было духовное обоснование того, почему не надо хоронить вождя мирового пролетариата. Г. Зюганов заметил, что "стремление ворошить прах упокоенных - тяжкий грех и проявление душевной патологии". Для кинорежиссера Никиты Михалкова, который выступал инициатором и идеологом всех перечисленных захоронений, присутствие "мумии" Ленина на Красной площади – это проявление язычества, а стремление откопать других людей и привезти их в Россию – знамение "окончания гражданской войны в стране".

Характерно, что проблема этичности перезахоронения Ленина, которому депутаты Госдумы и клирики Московской патриархии приписывали желание упокоиться по православному обычаю, вызвала намного больший интерес, чем новый праздник 4 ноября. Дискуссия вокруг тела Ленина оказалась эффективной заменой политических дебатов, поскольку жаркие споры по общественно важным проблемам в России после 2000 года не допускаются ни на телевидении, ни в Госдуме.

День 4 ноября оказался невзрачным повторением Дня победы – и в том, и в другом празднике есть идея сплоченности перед общей бедой, только 9 мая намного ближе, живее и понятнее. Государство опять предлагает поверить в извечные ценности русского народа – терпение и жертвенность. Ни часть националистически настроенной православной общественности, ни депутаты "Единой России" не задумываются о том, что за патриотическими декларациями скрывается пустота. Вернее, это пустота, которая в определенные периоды нашей истории превращается в хаотичную энергию, которая, как торнадо, сметает все на своему пути. Ценности мирной жизни для России не являются поводом для праздника.

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования