Известие о намерении проживающих в Сергиевом Посаде и окрестностях мусульман построить мечеть и культурный центр буквально взбудоражило православную общественность. Она увидела в этом намерении "дерзкий вызов" русскому народу и православной русской вере, облачив в одежды церковно-политической риторики обывательский комплекс ненависти к "черным", которые "все кругом заполонили". Действительно, нельзя же позволить им "заполонить" еще и сакральный центр русской веры – Сергиев Посад! Прочитав гневное заявление Союза православных граждан, распространенное 18 октября, можно подумать, что мечеть задумали строить прямо на территории Троице-Сергиевой Лавры, предварительно разрушив Троицкий собор, чтобы очистить место под стройплощадку. Однако, по более тщательном знакомстве с документами, выпущенными администрацией Сергиево-Посадского района Московской области, становится ясно, что землеотвод произведен в полном соответствии с общепринятым отношением к "черным": в окрестностях города, вдалеке от исторического центра и от глаз туристов. Конечно, не исключено, что при решении вопроса о землеотводе присутствовал коррупционный факт, на что намекают "православные граждане". Но даже при виде "черного нала" сергиевопосадские чиновники не потеряли голову и не забыли о том, что они русские. Очевидно, конфликт в Сергиевом Посаде будет активно раскручиваться самыми разными околоцерковными и политическими группами, потому что контексты этого конфликта достаточно многообразны. Первое, что приходит в голову, - это некоторый торг с властями "мусульманских регионов" с целью заставить их уважать русский народ и защищать его святыни. "Православные граждане" прямо об этом пишут: если татары позволяют себе разрушать наши храмы в Татарстане, то как мы можем позволить им строить свои мечети у нас, на исторических землях Святой Руси. Второе – это полемика по вопросу о границах дозволенного присутствия "этнических мусульман" в "немусульманских регионах" России, то есть по вопросу о невидимой "черте оседлости" для негласных "граждан второго сорта" (мусульманские лидеры России все чаще жалуются в своих официальных документах на то, что их паства постепенно превращается в "низшую касту"). Наконец, третий контекст – это почти философская полемика о том, что первично – национальная принадлежность или религиозная. Иными словами, может ли, например, русский человек свободно принять ислам, а татарин – православие, или религиозная принадлежность – это атрибут национального гетто, в котором ты родился и в котором должен умереть… Появление мечетей в традиционных русских городах, где их не было никогда раньше, - феномен нашего времени. Борьбу против строительства мечети в другом подмосковном городе – Коломне – возглавила ультранационалистическая организация "Русское национальное единство", символика и риторика которой нагоняет ужас даже на многих православных, и местные власти вынуждены с действиями этой организации считаться. Однако на все русские города РНЕ не хватит, а мусульманский субстрат становится в них все более заметным. В России идет активная миграция экономически активного тюркоязычного и кавказского населения с периферии в центр. Так заполняются экономические и демографические ниши, образовавшиеся в результате реформ последних 15 лет. Процесс этот выглядит для русского народа довольно печально, но он объективен и неумолим. …Но вернемся к Сергиеву Посаду, историческое значение которого как духовного центра России никем не ставится под сомнение. И тревогу здесь вызывает не закономерное желание сергиевопосадских мусульман построить себе на окраине города мечеть. Тревогу вызывает то, что даже в духовном центре России нет духовных сил на диалог с исламом, а есть только упование на "административный ресурс", который должен давить "черных" в интересах русских. "Православные граждане" даже не ставят вопрос о том, что подлинный православный христианин должен свидетельствовать свою веру ближним и дальним, в том числе мусульманам, и что особенно убедительным это свидетельство должно быть в духовном центре православного христианства. Они ставят вопрос только о том, что русская власть должна защищать русских людей и русскую веру. Соблазн "этнической религиозности", который в последнее время ослепляет церковное сознание все большего числа православных людей, позволяет исповедовать самый настоящий материализм под прикрытием самой традиционалистской "воцерковленности". А вот, например, не задавленные гнетом этнического традиционализма протестанты рассматривают "братьев-мусульман" как объект миссионерской деятельности. В Москве и других русских городах России появляются протестантские церкви, "специализирующиеся" на выходцах с Кавказа и Поволжья. И главная причина миссионерского успеха протестантов в среде "этнических мусульман" - отсутствие комплекса "этнической религиозности", которая подталкивает православных к выбору совсем иных форм и методов общения с "братьями-мусульманами". Ревнители "этнической религиозности" считают, что каждый должен исповедовать "свою веру", в которой рожден, не выходя за рамки своего гетто. Отсюда и возмущение тем, что мусульмане пытаются то там, то здесь "выползти" за забор гетто. Духовная и идейная выхолощенность "этнической религиозности" может привести к неожиданному успеху миссионерской деятельности "живых" религиозных групп – причем не только христианских, но и исламских. Феномен "русского ислама" постепенно перестает быть фантомом. А это серьезный повод для православных задуматься об опасности идеологии "этнической религиозности". |