Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Православная Церковь выдает индульгенции. Юбилей Куликовской битвы стал поводом к отпущению исторических грехов власти


Если католические прелаты в Средние Века выдавали индульгенции о прощении отдельных грехов, то Московская патриархия отпускает все прегрешения государства Российского в целом. Ценой индульгенции, которая дается Церковью и прошлой и нынешней власти, являются не деньги, а сплоченность народа вокруг сильного государства и единение самой власти с Церковью. Основным уроком 625-летнего юбилея победы русских войск в Куликовской битве, по мнению чиновников и священнослужителей, стало то, что князья и Церковь вовремя осознали необходимость совместных действий ради укрепления российской государственности. Само понятие - "единство" - стало в устах празднующего в этот день начальства самым употребляемым словом, почти магическим заклинанием, а, может быть, и попыткой самооправдания современной власти, у которой нет другой политической идеологии.

Как и в советских учебниках истории, о которых бюрократия знает непонаслышке, основной целью и, одновременно, средоточием национального интереса для идеологов юбилея является сохранение и преумножение силывеличия централизованного государства. На жертвы ради этого идет не только воин или чиновник, но и Церковь. Преп. Сергий Радонежский отдал на битву двух монахов своего монастыря Ослябю и Пересвета, хотя их монашеский чин формально не позволял имучаствовать в сражении. Мотивы и идеология преп. Сергия в глазах сегодняшних иерархов РПЦ МП приобретают четкое политическое звучание – подвижник благословил в лице Дмитрия Донского будущее Московское царство, его право собирать свои и чужие земли. А, значит, и сейчас Сергий дал бы добро на традиционное в русской истории "укрепление вертикали власти".

Пожалуй, впервые столь широко празднуя годовщину Куликовской битвы, Православная Церковь не только соглашается участвовать в дальнейшей централизации нашего государства, но и стремится привязать к себе власть. Пример преп. Сергия Радонежского и его отношений с Дмитрием Донским – самый популярный в среде духовенства и в дореволюционное, и в советское, и в нынешнее время, так как это практически единственный случай, когда священнослужитель вел себя как равный с князем. Он не был ни смиренным подчиненным царю холопом Московской Руси (за редкими исключениями), ни чиновником Церкви Синодального периода. О роли православия и лично преп. Сергия в объединении народа и ополчений различных княжеств во время юбилейных торжеств говорил митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий Московской патриархией. Государствообразующий характер Русской Церкви и подвига преп. Сергия подчеркивается в послании патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю празднования 625-летия победы на Куликовом поле. По мнению патриарха, "именно Церковь была тем неоскудевающим источником духовных сил, который помог русским княжествам преодолеть братоубийственные распри, объединиться и стать могущественной державой". Выступая перед началом панихиды у памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме (Куликово поле) глава РПЦ МП высказался еще более определенно. Алексий II отметил, что 625 лет назад было положено начало нашей государственности, и призвал жертвовать ради Отчизны сейчас, так же как это делали воины Дмитрия Донского.

Впрочем, даже, несмотря на то, что священноначалие РПЦ МП готово простить авторитарной власти любые жертвы, сами политики уже не рассматривают Церковь в качестве равной себе единицы. Навязчивая идея сплочения вокруг власти, которая защищает национальные интересы, сочетается скорее с расплывчатыми заявлениями о "духовности". Официальным православным политиком юбилея стал Владимир Якунин, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, а также глава ОАО "Российские железные дороги". В селе Монастырщина в Тульской области патриарх освятил четыре колокола, отлитые по инициативе Якунина. Кроме того, Фонд и Центр, который организовал Якунин, восстанавливают целый ряд церковно-исторических памятников на Куликовом поле. Сам Якунин высказался во время юбилея довольно осторожно, заявили, что очень хорошо, что у нас есть общая история, лидеры и друзья. Более жестко политическую стратегию Владимира Якунина, одного из приближенных Путина, выразил его подчиненный – Александр Мельник, президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы. В интервью "Интерфаксу" (от 20.09.2005) Мельник отметил несколько моментов, которые необходимо осознать современному гражданину России: во-первых, следует служить государству, независимо от обстоятельств, во-вторых, у нас все благополучно в стране с материальной точки зрения, а в-третьих, с точки зрения единства важно понять, что "власть должна заниматься тем, чтобы защищать собственный народ от того, что является для него и унизительным, и губительным", в том числе и от стремления "перекроить" историю или от тех, кто "желает сделать себе имя при помощи эпатажа".

Безусловно, мифология праздника предполагает появление не только виртуальных, но и реальных врагов, с которыми предстоит бороться нынешним "государственникам". Сторонники "сплочения Руси" вполне определенно заявляют о своих врагах – это лжепатриоты и те, кто искажают русскую историю. По мере продвижения юбилейных торжеств оказалось, что отнюдь не только лица татарской национальности являются пострадавшими в ходе обсуждения юбилея Куликовской битвы. В историческом плане русским князьям, конечно,противостояла многоликая Золотая Орда. Однако один из священников в новостях на канале "Россия" прямо заявил о том, кого победили русские в 1380 году – Мамая-язычника и его воинов, а также генуэзцев-католиков, состоявших вместе с монголами в антироссийском заговоре, который существует в сознании духовенства и сейчас.

Внешне православная историософия выглядит, как некая фантасмагория, не имеющая связи с реальной жизнью, но это не так. Необходимостью единения и силы перед лицом опасностей (в роли драконов и великанов-людоедов выступают, к примеру, либералы-отступники, католики или сектанты) оправдывалась опричнина Ивана Грозного, жестокости крепостного права, сталинская коллективизация, Декларация 1927 года о сотрудничестве с советской властью митр. Сергия (Страгородского), отмена губернаторских выборов при Путине и т.д. Эта политическая теория дает право Церкви давать индульгенцию о прощении всего совершенного нашим государством и еще того, что она совершит с благословения Московской патриархии в будущем. Удобство применения теории заключается в том, что всегда легко представить так, что любые критики власти и Церкви, носители демократического разномыслия, - это противники единства и враги. С точки зрения "православных" ценностей, это враги, которым индульгенция не положена.

Единство давно стало в России высшей ценностью. Единению будет посвящен и еще один новый праздник, придуманный в Московской патриархии, - 4 ноября, День народного единства в честь победы над католическим войском поляков и установления новой монархической династии. Подобное пристрастие к празднованию "единства" становится все более и более нездоровым, за словами о гармонии и величии тонут все остальные общественные приоритеты, четким и строгим становится только облик власти. Призыв к народу религиозных лидеров, сделавших заявление по поводу 4 ноября в канун юбилея Куликовской битвы, показывает, насколько мало прав дает "единство": "давайте сделаем этот день – Днем добрых дел". Как в сказке.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования