Государственный статус современной Русской Православной Церкви все больше перестает быть фигурой речи и абстрактным обвинением в адрес иерархов РПЦ МП. Лучшим подтверждением этого является жесткая политическая стратегия идеологов православия, направленная на поддержку существующей власти. Будучи дальновидными политиками, представители Московской патриархии уже приступили к подготовке президентской кампании 2008 года. Тем более, что старт кампании был дан 14 сентября – публике стал известен первый кандидат в президенты – Михаил Касьянов. Следующим главой государства, по традиции, заведенной после 2000 года, будет "преемник" Владимира Путина, так как нынешний президент отказывается избираться на третий срок, в соответствии с действующей сейчас Конституцией РФ. По этой причине для представителей РПЦ МП важно показать власти, какими чертами должен обладать наследник Путина. В рамках наиболее радикального политического портрета президент (во всех случаях глава государства является православным) предстает, прежде всего, "бойцом", своего рода "солдатом Церкви". Для президента-воина Московская патриархия является то основанием власти, то инструментом, бойцовым пит-булем национального капитализма, которому нынешний президентский лабрадор Кони уступает по многим качествам. В заявлении Союза православных граждан (СПГ) от 8 сентября 2005 года, в частности, подчеркивается, что реализация "нового курса власти на строительство национал-государственного капитализма невозможна без тесного социального союза с Русской Православной Церковью как Институтом, многие века хранящим суверенитет и духовную безопасность России". Более того, по мнению активистов СПГ, Церковь по своей природе является консервативной организацией, "имеющей многовековой опыт борьбы с антигосударственными революциями в России". Естественно, что такая боевая организация, какой, по словам деятелей СПГ, способна стать РПЦ МП, требует беспрепятственного доступа в школы, СМИ, а также "задействования бизнес-сообщества для защиты национально-государственных интересов". В случае предоставления Церкви подобного покровительства верующий президент-воин сможет использовать православную общественность, как "передовой отряд в борьбе с теми, кто посягает на суверенитет России". Союз православных граждан, как отмечается в его заявлении, готов поддержать только такого Путина-бойца. Более мягкий вариант президентского образа отличается от "бойцовского" лишь нюансами. Это президент - "защитник национальных интересов", под которыми понимается, в том числе и поддержка различных церковных инициатив. Наиболее ярко образ "защитника Православия" рисует глава синодального Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами РПЦ МП и духовник прокремлевской партии "Родина" протоиерей Димитрий Смирнов. Выступая вместе с депутатами Госдумы от фракции "Родина" за введение "Основ православной кульутры" (ОПК) в школах, отец Димитрий говорил: "Мы должны "вытащить за уши" наших чиновников, заставить их выполнять требование 84 процентов исповедующего православие населения о прекращении нравственного растления народа и, в частности, о введении ОПК. Кроме того, на следующих выборах необходимо поддерживать ту партию, которая "ставит своим пунктом введение не каких-то там…, а Закона Божия". Согласно мировоззрению о. Димитрия, да и многих других священнослужителей РПЦ МП, русская православная культура является объединяющим началом для всех россиян – мусульман, буддистов, иудеев, даже несмотря на их протесты. Именно поэтому, как неоднократно отмечал протоиерей Димитрий Смирнов, преподавание "Закона Божьего" в школах и даже по телевидению в прайм-тайм – это единственный путь спасения для вымирающей России. Третий образ православного президента более политкорректен и реалистичен, что, однако, не отменяет всех требований, предъявляемых к президенту, как "бойцу" и "защитнику". Политкорректный образ является скорее прикрытием для агрессивных и амбициозных замыслов официальных церковных кругов. И такое прикрытие или человек-ширма существует на самом деле – это председатель Совета Федерации Сергей Миронов: его принимают за своего многие патриоты, а все остальные не знают, что о нем и сказать, он, наконец, занимает большой пост, но ничего толком не делает и говорит невпопад. Рядом с Мироновым любой политик ощущает себя значительным человеком. Именно спикер верхней палаты парламента стал первым политиком, у которого в начале сентября появилась своя регулярная программа на православном телеканале "Спас". Беседы с лидером партии "Жизнь" С. Мироновым под названием "Политика и жизнь" ведет бывший религиозный журналист Александр Щипков. Приглашение С. Миронова на телеканал "Спас" вполне объяснимо, так как спикер Совета Федерации никогда не делает никаких определенных заявлений, всегда призывая к "добру и гармонии". При этом, Миронов поддерживает нынешний президентский курс на протекционизм в отношении РПЦ МП. По словам С. Миронова, "нельзя игнорировать тот факт, что большинство россиян, как показывают опросы, связывают себя с Русской православной церковью. Понятно, что одни из них чаще бывают в храме, другие - реже. Третьи не участвуют в богослужении, но крещены в православии и выражают высокую степень доверия церкви в качестве общественному институту. Поэтому и государство рассматривает церковь в качестве партнера" (Сергей Миронов: "Остановить экранную пошлость", "Калининградская правда", 11.03.2004, № 46). В одном из интервью С. Миронов с сожалением говорил о том, что некогда существовали лозунги, которые объединяли различные силы общества: "в свое время российская власть успокаивала умы западников и славянофилов простой, но емкой формулой: "православие, самодержавие, народность" (С. Миронов: Нужен работающий вариант Российской государственности, "Полис". № 1(72), 18.02.2003). Третий образ президента-"примирителя", исходя из высказываний С. Миронова, является таким же православным в византийском духе, как и два предыдущих, но представляет собой вариант "тихого омута". Открытая поддержка национал-православного капитализма, выступления на стороне партии "Родина" или партии "Жизни" говорят о том, что Московская патриархия не боится выражать свои политические амбиции. Более того, считая себя монополистом в этой сфере, РПЦ МП осуждает другие религиозные организации в тех редких случаях, когда они делают политические заявления. К сознанию общества РПЦ МП стремится пробиться только через власть, президента и православных чиновников, а поэтому патриархия не видит никаких возможностей для демократического развития России. Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru" |