В Белоруссии сделан очередной, уже никого не удивляющий, шаг на пути к окончательному и безоговорочному торжеству моноидеологического государства. Верхняя палата парламента – Совет республики – приняла новый закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях". В основу этого документа положен аналогичный российский закон, принятый в 1997 году, позже слегка смягченный Конституционным судом и до сих пор осуждаемый правозащитниками. Например, норма об "испытательном сроке" для новых конфессий была прямо импортирована белорусскими законодателями из российского закона. Правда, в России новой конфессии, чтобы обрести "гражданство", надо 15 лет существовать полулегально, в виде "группы" без юридического лица, а в Белоруссии – 20 лет. Многое станет понятным, если вспомнить, что российский закон – прототип белорусского -- был принят ровно 5 лет назад. Таким образом, оба "испытательных срока" -- и российские 15 лет, и белорусские 20 – обращают наш мысленный взор к 1982 году. Именно тогда должна была легально существовать та или иная российская или белорусская религиозная организация, чтобы иметь полное право на "гражданство" в наше время. Получается, что вводя в законодательство такой "испытательный срок" российские и белорусские власти прозрачно намекают на преемственную связь своей религиозной политики с религиозной политикой тоталитарного государства, официально провозглашавшего себя атеистическим? Советское правительство, решавшее в эпоху Андропова, какое религиозное течение может существовать в обществе развитого социализма, а какое – нет, превращается в самого авторитетного эксперта по религиозным делам для нынешнего правительства Беларуси (Россию, пожалуй, мы упрекать в этом не будем, поскольку ее Конституционный суд отменил-таки "обратное действие" закона 1997 года. То есть положение о 15-летнем "испытательном сроке" распространяется в России только на религиозные группы, вновь созданные после 1997 года и не входящие в уже существующие централизованные религиозные организации). Однако, неправильно было бы считать белорусский закон простой компиляцией норм российского законодательства (что, кстати, было бы логично в условиях строительства союзного государства). Недаром Кестонская служба новостей – информационное агентство при английском Кестонском институте, отстаивающем права верующих в посткоммунистических странах, -- назвала белорусский закон "самым респрессивным законом о религии в Европе". Одно из вопиющих новшеств этого закона состоит в введении предварительной цензуры со стороны "компетентных органов" государства для любой литературы религиозного содержание. При этом, -- посмеем робко напомнить, -- белорусское государство является светским, а значит никак не может выступать "крайним судьей" (так назывался в "Духовном регламенте" император формально православной, а не светской, Российской Империи), например, в богословских спорах, цензурирование которых оно берет на себя. Те религиозные конфессии, которые не были представлены в советской Белоруссии в 1982 году, не могут даже заниматься религиозным образованием своих собственных членов, а могут лишь (и то с разрешения райисполкома) собираться в частных домах и угрюмо молиться. Хорошо, что в Белоруссии не вводят шариатский суд – все-таки географическое положение этой удивительной страны между Россией и Польшей вынуждает ее власти ассоциировать себя с "христианской цивилизацией". Хотя, пожалуй, на этом связь белорусских властей с упомянутой цивилизацией и заканчивается. Гораздо больше и плотнее они связаны с "цивилизацией 1982 года", о чем и напоминают новым законом всяким там "церковникам и сектантам". Только непонятно: а как теперь российские "церковники и сектанты" должны относиться к процессу создания единого государства из Белоруссии и России? Не означает ли создание такого государства в нынешних политических условиях победу "цивилизации 1982 года" на большей части постсоветского пространства? По крайней мере, очень многие верующие люди в России теперь это будут воспринимать так. А жаль, хорошая ведь по-своему была идея, объединительная… |