Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Лабиральный либеринт или куда ведет "отношение с пониманием"


Отношение христианства к порокам, завладевшим современным обществом, становится важной темой общественного звучания. Святитель Филарет (Вознесенский) еще в 60-х гг. ХХ в. писал о немыслимом уровне развращения нравов, постигшем современное общество. И если в отношении к некоторым порокам, как к неумеренному винопитию и табакокурению, лишь изредка можно встретить совершенно отрицательное отношение (разве что у старообрядцев), то немощи и пороки, связанные с вожделеющей частью души человека, как это называли святые Отцы, христианство судило весьма сурово.

Однако в наш век либерального расслабления и всеобщей утраты духовной чуткости отношение ко многим "плотским" грехам стало демонстративно апологетическим. Священник Александр Ельчанинов вспоминал, что оказавшись впервые на приходе, он с удивлением обнаружил, что 70 % прихожан не считали нарушение седьмой заповеди (о прелюбодеянии) даже препятствием к Причащению! Особенно значительным кажется отказ некоторых современных протестантских конфессий от осуждения греха мужеложества.

Так например, Конрад Райзер, секретарь Всемирного Совета Церквей, на встрече с русскими православными в 1999 г. в Москве выразил свое примирительное отношение к "сложному вопросу гомосексуализма". По его словам выходило, что эти люди "имеют право на семью" и Церковь должна пойти им в этом навстречу. Взгляды подобные этому выражали и некоторые либеральные православные богословы.

Однако достаточно раскрыть Библию, чтобы прочесть: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор 6:1). Апостол неоднократно и недвусмысленно осуждает этот порок, наиболее резко это видно в послании к Римлянам. Действительно, во времена апостольские среди развращенных римлян гомосексуальное неистовство имело широкое распространение, и ему попустительствовала общественная мораль. Античная философия также в некотором смысле освящала определенные выражения этого порока. Из слов ап. Павла явствует, что мужеложники осуждены как беззаконники (для них и написан Закон, говорит божественный Павел), извращающие богоустановленный порядок и восстающие на природу человеческую.

Тот же смысл мы видим и в "Правилах Святых Отец" (Вас 7 и 62, Григ. Нисс. 4), где мужеложество приравнивается не просто к блуду, но к прелюбодеянию, то есть к покушению на чуждое, страстное стремление к запрещенному Богом.

Но вот перед нами новый комментарий к Оксфордской Библии: все "сложные места" затушеваны в угоду либеральному пониманию и снисхождению ко греху. И симптом этот настолько всеобщ, что греха как такового в современной интерпретации как будто вовсе и нет. Но проблема здесь еще шире. Священники, занимающиеся этим вопросом, и психологи стремятся разграничить "просто склонность" (вроде бы не достойную осуждения) и "деяния", достойные осуждения. Все бы хорошо, но недавно католический викарный епископ Денверский прямо высказался за рукоположение гомосексуалистов в клир при условии, что их "склонности" не переходят в "действия". Вот каковы плоды "расслабленного христианства".

Случаи, подобные произошедшему недавно скандалу, когда католический активист Стивен Беннет обвинил звезду ток-шоу О'Реэйли в потакании мужеложникам, увы, редки. Даже африканские епископы Африки и Мадагаскара подвергшие резкой критике право на усыновление несовершеннолетних детей гомосексуальными парами, делают оговорку, что они-де "не проповедуют дискриминации геев".

Однако, в условиях современной моды на "политкорректность" о подобной "дискриминации" рискнет заикнуться далеко не каждый, и только "слишком консервативные" христиане ратуют за общественные запреты на усыновления сирот "голубыми" и "розовыми" парами. В своем заявлении африканские епископы назвали вердикт противоречащим естественному закону и общепринятому мнению о браке, а решение судьи, поступившего в согласии с нормами мира сего, названо не только "грубо противоречащим африканскому мировоззрению и ценностям", но также "очевидным проявлением неуважения к вере большей части африканцев, принадлежащих к традиционным религиям - христианству и исламу". Но если усовещевать судью можно лишь "африканскими ценностями", то чем усовещевать апологетов распущенности внутри христианского сообщества? Ведь ни Библия, ни Отцы для этих апологетов ничего уже не значат, ведь их надо "пересматривать и редактировать"? ХХ век явил нам и нечто совсем ужасное: появление в православной среде Америки эзотерических учений, пытающихся сочетать православную мистику с развратом!

Впрочем, проникновение "политической корректности" и либерального подхода в христианское (в основном экуменическое) богословие ставит перед пытливым умом важную проблему. Эта проблема формулируется так: изменяется ли природа человека с изменением культурно-нравственной среды и теоретического (но от этого не менее однобокого) знания о "природе психических процессов"? Христианин вынужден ответить "нет", а либерал, увы - "да". В этом и состоит различие между общественной моралью и моралью христианской, вытекающей из библейского и святоотеческого учения о человеке.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования