Новости, приходящие в эти дни из Иерусалимского патриархата, на самом деле далеко не новы. Например, в 1995 году был продан большой участок церковной земли в Восточном Иерусалиме, на котором и доныне находится еврейское поселение. Не впервой "подставляться" и Патриарху Иринею. Так, еще в 2001 году этот иерарх умудрился назвать убийство тогдашнего министра туризма Израиля Рехавама Зеэви "убийством мира". Тогда именно арабская паства, как это ни странно, "блокировала своего греческого иерарха в резиденции и потребовала от него отказаться от своих слов, заявляя, что в противном случае не видят его главой Церкви". Предстоятелю тогда пришлось искать защиты в резиденции Ясира Арафата в Рамалле. Патриарх Ириней, по сути дела, оказался заложником и жертвой противоречивой ситуации, когда 90 % паствы Церкви составляют арабы, а ее клирики – в основном, греки. В условиях нынешней ситуации на Ближнем Востоке, когда налицо резкий взрыв арабского национализма, объединившего и объединявшего всегда как христианскую, так и мусульманскую часть арабского народа, когда вновь активнее и активнее зазвучали призывы к созданию независимой Палестины со столицей в едином Иерусалиме, очевидным становится то, что складывающееся положение – большая охапка соломы, к которой нужно только поднести спичку. И такой спичкой оказалось дело Патриарха Иринея. Арабизация Иерусалимской Церкви находит сегодня активную политическую поддержку у нынешнего руководства Организации освобождения Палестины (ООП). Вполне возможно, что вскоре на политическую авансцену в Церкви выйдет радикальный клирик, архимандрит Аталла Ханна, тесно связанный с палестинскими радикалами. У этой идеи есть влиятельные сторонники в Антиохийской Православной Церкви, также по составу своей паствы преимущественно арабской. У "арабизации" православной Церкви есть своя идеология. По мнению ее апологетов, семиты - как евреи, так и арабы - с давних пор интегрированы в римско-христианскую систему. Однако неправильное понимание, утвердившееся еще во времена Карла Великого, считавшего, что "восточные римляне" (византийцы) вовсе не римляне, а греки, было использовано при колониальной оккупации Ближнего Востока Францией и Англией, когда все православное население этого региона было обозначено как греки. Теперь пришло время преодолеть эту историческую несправедливость. В эти дни православные арабы выходят на акции протеста под лозунгами "Да - арабизации Церкви!" и "Церковь – для православных арабов!". А вот как это мнение сформулировал в интервью IslamOnLineодин из участников демонстрации, 30-летний инженер Тарек Креитем: "Патриарх продал землю иудеям, потому что он сам иудей" (?!). Другой православный араб говорит: "Наши отношения с мусульманами непременно ухудшатся, потому что они не простят нам продажу земли евреям". В этих, характерных для палестинских арабов, сентенциях, полных воинствующей непримиримости, проскользнула одна красноречивая мысль. Христиане-арабы не хотят ссориться с арабами-мусульманами, а именно эти последние являются носителями наиболее воинствующего религиозного национализма, и именно им объективно выгодна вся эскалация конфликта вокруг Иерусалимского патриархата. Но в горячке конфликта не следует забывать и о неоднозначной ситуации во взаимоотношениях уже между арабами-христианами и арабами-мусульманами на палестинских территориях. И не окажутся ли арабские христиане, уже в свою очередь, заложниками ситуации, которую сами и спровоцировали Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru" |