После визита президента России в Израиль, который, как и предполагалось, носил в значительной степени ритуальный характер, в памяти политиков, да и простых обывателей, отпечаталось несколько событий. Первое - неполный визит В. Путина к Стене Плача, затем выторгованный отказ продать Сирии системы "Искандер" (этот шаг был, очевидно, заготовлен заранее), наконец, обещание бороться с антисемитизмом и встреча с проживающими в Израиле ветеранами Второй мировой, среди которых оказалась и школьная учительница президента, обучавшая его немецкому языку, так пригодившемуся ему в его первой профессии. Так или иначе, никаких судьбоносных решений визит президента России в Израиль и Палестину не принес, что несколько странно для первого визита главы российского государства в эту страну. Впрочем, довольно знаково, в этом смысле, выглядит запись, сделанная В. Путиным в книге посетителей Русской духовной миссии в Иерусалиме: "Хранителям веры православной и интересов государства Российского на Святой Земле". Светская власть в лице посольства, видимо, недостаточно хранит эти интересы, хотя, по определению, именно этим она должна заниматься в первую очередь. Именно "религиозная составляющая" путинского визита стала предметом живого обсуждения в прессе. До визита дискутировался "важный" вопрос о том, будет ли президент есть мацу, а после поездки - не менее "серьезный": насколько религиозным актом можно считать то, что Путин надел кипу в мемориале Яд-ва-Шем. Вероятно, более серьезных поводов для обсуждения визит В. Путина в Израиль не дал. Турецкий премьер Реджеп Эрдоган позиционирует себя как исламский политик, а неоднозначные отношения Израиля с мусульманским миром хорошо известны. Тем не менее, у турецкого премьера не возникло проблем с кипой во время посещения мемориала жертвам Холокоста. Он ее просто не надел. А его супруга позировала перед телекамерами в строгом мусульманском хиджабе. Турецкий премьер также посетил мечеть аль-Акса на Храмовой горе. Р. Эрдоган продемонстрировал своим визитом, что у Турции, в отличие от России, есть внятная и перспективная политика отношений с еврейским государством. Он заявил, что Турция должна стать мостиком между Израилем и мусульманскими странами. И это отнюдь не импровизация перед визитом, а полноценная политическая стратегия, в которой секуляристской Турции отводится роль проводника идей западной демократии в мусульманском мире. И это было источником бóльшей определенности визита Р. Эрдогана в Израиль в сравнении с визитом российского президента. Наконец, еврейское государство связывает с двумя мусульманскими странами – Турцией и Иорданией - такой простой, но жизненно необходимый фактор как… вода. Израиль испытывает ее недостаток и проблема эта покрывается за счет водных ресурсов Турции и Иордании. По этой проблеме реализуются специальные программы. Итак, в отношениях между Турцией и Израилем была проявлена определенность, в том числе, и в религиозной сфере – Израиль готов поддерживать отношения с либеральными мусульманскими режимами, коих пока немного, но они есть. А вот в визите Путина не заметно пока какого-либо иного итога, кроме вздоха облегчения бюрократии - московской и, может быть, израильской – ну, спихнули мероприятие!… Между тем, резерв для развития полноценных и внятных отношений Израиля и России есть. В частности, это проблема Иерусалима. Традиционно российское государство активно участвовало в "иерусалимском процессе". Cегодня бытует мнение, что вопрос о статусе Иерусалима и его святынь как бы отошел на второй план. Но это не так. Последние события (скандал в Иерусалимской Православной Церкви вокруг Патриарха Иринея, демарши вокруг Храмовой горы) ярко свидетельствуют о том, что иерусалимская проблема актуальна и сегодня. И в этом процессе Россия вполне могла бы значимо поучаствовать. Валерий Емельянов, "Портал-Credo.Ru" |