Патриарх Алексий II в ходе сегодняшней встречи с израильским премьером осторожно, но недвусмысленно дал понять, что симпатии русского народа и Русской Церкви были и остаются на стороне "несправедливо притесняемого" народа Палестины. И эти симпатии обусловлены не только "историческими связями" и "общими геополитическими интересами", возникшими в эпоху "развитого социализма". Они обусловлены конкретными и прагматическими интересами РПЦ МП в Святой Земле. По уже сложившейся в Даниловом монастыре традиции, большая часть беседы главы РПЦ МП и Ариэля Шарона проходила за закрытыми дверями в одном из залов патриаршей резиденции. В прессу попала лишь одна цитата из выступления Патриарха в ходе встречи: "Мы молимся об установлении мира на Святой Земле и о том, чтобы паломники снова смогли посещать святые места". Однако стало известно, что помимо общих фраз и обмена дипломатическими любезностями, стороны затронули несколько вполне конкретных проблем. Они касаются русского церковного имущества на спорных палестинских территориях – как раз там, где происходят сейчас самые ожесточенные столкновения между израильтянами и арабами. Проблема эта усугубляется тем, что не только территории эти являются спорными, но и само церковное имущество, оказавшееся на них. Патриарх Алексий II и церковные дипломаты РПЦ МП всячески пытаются увязать позицию России, являющейся, как известно, одним из ко-спонсоров мирного процесса на Ближнем Востоке, с признанием со стороны Израиля безусловного и эксклюзивного права собственности РПЦ МП на это имущество. Дело в том, что в те "благословенные времена", когда на большей части территорий Западного берега реки Иордан безраздельно властвовала Палестинская национальная администрация (1996-99 гг.), практически все русские церковные здания на этих территориях были насильственно изъяты палестинцами у Русской Зарубежной Церкви и переданы РПЦ МП. Апогей изгнания беззащитных монахов-"зарубежников" пришелся на 1997 год, когда Патриарх Алексий II приехал в Святую Землю праздновать 150-летие Русской духовной миссии. Палестинские военные и полицейские, без всякого судебного решения, без всяких законных оснований, просто "по просьбе из Москвы", буквально вышвырнули монахов из Свято-Троицкого монастыря в Хевроне, чтобы через несколько дней торжественным звоном колоколов (впрочем, довольно неумелым, потому что звонить пришлось мусульманину) встретить в поруганном храме обители главу РПЦ МП. Хевронские события, повторившиеся спустя полтора года в Иерихоне, где таким же образом был захвачен монастырь Русской Зарубежной Церкви, вызвали достаточно широкий резонанс в мире, особенно – в Израиле и США. Очевидно, что эти события внесли свою лепту в формирование международного имиджа создающегося Палестинского государства, показав всему миру, что такое "законность по-палестински". Израиль, при всей специфичности этого государства, имеет некоторую правовую культуру и умеет соблюдать приличия даже тогда, когда приходится действовать, исходя из соображений "высшей политической целесообразности". Поэтому многочисленные споры вокруг церковной собственности, которые ведут в Израиле не только русские, но и греки, и арабы, и евреи, происходят в залах суда, а не в кабинетах чиновников. Учитывал ли это обстоятельство Патриарх Алексий II, когда требовал от Ариэля Шарона компенсировать ущерб, нанесенный Свято-Троицкому монастырю в Хевроне? Ведь Израиль никогда не признавал законной "передачу" этой обители РПЦ МП… |