Христос воскресе! Процент людей, для которых за этими словами стоит факт, радикально меняющий ход их личной жизни, в современном мире едва ли больше, чем он был в Римской империи в 313 году, в год издания императором Константином Великим Миланского эдикта – формально всего лишь законодательного акта, вводящего христианство в число дозволенных в империи религий, а реально обозначившего курс на создание христианской империи. Теперь давно уже не время для христианских империй. Христианство как религия из общественной жизни ушло, потому что и вообще в мире осталось мало религий, способных хотя бы в некоторых странах структурировать общественную жизнь (что осталось, то относится, в основном, к исламу). Христианство ушло, но христианская — оставшаяся после христианства — культура осталась. Современные люди отличаются от языческого населения Римской империи образца 313 года тем, что культурные формы их жизни и их языческих или атеистических верований теперь христианские. Нам остался постхристианский мир с постхристианской культурой — с такой культурой, в которой христианской символике приходится нести груз нового для нее содержания. Конечно, христианскую символику продолжают использовать по прямому назначению разные группы верующих, но все они вместе, в масштабах общества в целом, настолько малы, что непосвященному потребителю информации СМИ неоткуда о них узнать. То, о чем можно узнать через СМИ, — это функционирование механизмов постхристианской культуры. Впрочем, лучше сказать, не "постхристианской", а пострелигиозной: все остальные религии взаимодействуют с постхристианской цивилизацией на тех же правах, что и христианство, — на правах культурного наследия. В предпасхальные дни многие "патриотически настроенные" русские верующие были шокированы фотографиями Путина в еврейской кипе. Это не первый и даже не самый яркий случай приобщения президента РФ к религиозным обрядам иудаизма, но каждый такой факт продолжает задевать значительную часть людей, считающих себя и "своего президента" православными. Однако, куда более интересно, что и президент, и его критики действуют в парадигме постхристианской культуры. Президент – потому, что не видит границы между почтением к культурным традициям евреев и участием в религиозных церемониях иудейской религии (для него и религиозные церемонии являются культурными), а его критики – потому что остроту их переживаниям придают вовсе не каноны Православной Церкви, о которых мало кто из них даже слышал, а вполне светский антисемитизм. Недавно совершенно аналогично повела себя губернатор Санкт-Петербурга В.В. Матвиенко в отношении к исламу. Осенью 2004 года она совершила своеобразный хадж в мусульманские страны – Иран и Азербайджан: для поездки был выбран священный для мусульман месяц Рамадан. Общаясь с приверженцами ислама, В. Матвиенко отдавала дань их обычаям и даже читала вместе с ними Коран. По ее словам, это "помогало вести переговоры". Как бывший дипломат, со вкусом по-восточному одетая, укутанная большим платком, петербургская градоначальница "старалась следовать правилам этих стран". Символично совпадение в этом году Светлой седмицы и "майских праздников", особо торжественных тоже именно в этом году благодаря 60-летию Победы. Светские и церковные торжества взаимопроникают друг в друга, и вот уже рождаются новые символы синкретической религии: большое пасхальное яйцо с изображением трех событий: Воскресения Христова, победы в Великой Отечественной войне и заодно еще победы в Куликовской битве, 625-летие которой предполагается праздновать осенью. Такое яйцо было торжественно преподнесено Патриарху Алексию IIот имени Синода РПЦ МП на пасхальной вечерне. Об этом сообщило агентство "Интерфакс". Событие это — поздравление Патриарха от имени Синода — вполне внутрицерковное, к светской власти отношения не имеющее. А потому синкретический культ русско-советско-христианских культурных традиций, как видно, практикуется вполне искренне, не на экспорт, а для себя. Формы этого культа не вполне еще устоялись, им присуща некоторая живость и непредсказуемость. На пасхальной службе в Санкт-Петербурге почтеннейший старец митрополит Владимир неожиданно стал кидаться яйцами — как оказалось, в харизматическом порыве литургического творчества. Митрополит перехристосовался со всеми госчиновниками, а яйца всё еще оставались, — вот они и полетели в народ. Беззаботная атмосфера балагана и карнавала, где все понарошку и ничего всерьез (а что на самом деле всерьез, того никогда не показывают) – это атмосфера нашей нынешней цивилизации, цивилизации "картинки" по телевизору. Постхристианской религии в этой цивилизации может быть только одно место – место актеров в балагане, а иногда и клоунов. Цивилизация создает спрос на такую именно Церковь, причем, только на такую, а ее атмосфера действует заразительно и затягивающе, так что увлекает даже малоподвижных старцев-митрополитов из РПЦ МП. Поэтому надо привыкать к новой жизни. Христианству действительно верующих людей не осталось места в секулярном мире. Его оттуда выдавили, но оно, как змея, сбросило свою старую кожу. Эту пустую кожу христианства подобрали чужие люди, набили, чем захотели, и теперь возят повсюду и показывают, объявляя, что вот это, де, христианство. Не надо их винить. Они делают это искренне, потому что искренне не понимают, по каким еще признакам можно определять, христианство перед тобой или что-то другое, если не по его "коже" — христианской культуре. Подобрав "выползок" (шкурку), они искренне думают, что подобрали саму змею, и что змея – это то, чем они ее нафаршируют. Ну, а христианам бояться нечего: их учили быть не только "кроткими, как голуби", но и "мудрыми, как змии" (Евангелие от Матфея, 10:16). Иеромонах Григорий (Лурье), для "Портала–Credo.Ru" |