Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Исход – 2005. Ближневосточная поездка Путина как ритуальный акт


Начавшееся 26 апреля с визита в Египет ближневосточное турне президента России Владимира Путина именуется в российских официальных сообщениях "поездкой в регион". Правда, для того, чтобы основательно познакомиться и оценить ситуацию в этом регионе планеты, наверное, было бы неплохо посетить еще Сирию, Иорданию, может быть, некоторые другие страны. Но, так или иначе, в программе поездки только Египет, Израиль и Палестинские территории.

Первая страна – Египет. С ним все ясно – он не является источником воинствующего исламизма, и очень хочет по старой памяти еще асуанских времен заполучить российские гражданские технологии, ну и довести количество российских туристов на берегах Нила и Красного моря до миллиона в год.

Иное дело – Израиль, фактор куда более значимый. И вот тут-то вдруг становится ясно, что ничего не ясно. По крайней мере, именно это было лейтмотивом встречи российских и израильских экспертов, политиков и журналистов накануне визита, свидетелем которой довелось быть автору этих строк. Израильтяне в один голос энергично утверждали, что В. Путина в их стране не особенно-то и ждут. Нет никаких подготовленных к подписанию документов в области политического, военного или экономического сотрудничества. Предстоящий визит отнюдь не является главной темой израильских СМИ. Наконец, израильские эксперты заметили, что визит российского президента приходится как раз на неделю после Песаха, когда в стране наступают всеобщие, в том числе политические, каникулы. Кроме того, дни визита совпадают с предпасхальными Великими Четвергом и Пятницей по юлианскому календарю. Это наводит на мысль, что визит имеет, в первую очередь, некое ритуально-религиозное значение. Напрашиваются параллели, учитывая маршрут Египет – Израиль - Палестинские территории, с Моисеевым исходом из Египта. Кто-то в Израиле даже едко заметил, что В. Путина в стране приняли бы даже 29 февраля невисокосного года, если бы он о том попросил.

Спору нет, несмотря на 15-летнюю историю восстановленных российско-израильских отношений, у нас нет никакой стратегии политических, экономических и культурных взаимоотношений. Впрочем, только ли у нас? По словам хорошо информированного лица, коим без сомнения является бывший руководитель аппарата израильского премьера Яков Кедми, все эти годы переговоры о визите главы российского государства наталкивались на серьезнейшее сопротивление именно израильской бюрократии. Кстати, ответственные за международную политику и спецслужбы Израиля Йоси Лапид и Юваль Штайниц активно пытались пригласить Россию дружить с Израилем, против исламистско-фундаменталистско-ядерной угрозы со стороны Ирана. Именно этот вопрос, а также вытекающее во многом из него военное сотрудничество с Сирией и Палестиной, судьба израильских инвестиций в России, а также антисемитизм в нашей стране, должны стать главной темой российско-израильской встречи на высшем уровне. Но почему-то очень смущает явно видимая тональность давления, с которой ставятся вопросы российской стороне. А также невидимый лейтмотив всей атмосферы вокруг визита: "Это мы Путину нужны, а не Путин нам".

Спору нет, ядерное оружие в руках иранских фундаменталистов – фактор, спокойствия не добавляющий. Равно как и то, что ядерные технологии военного назначения имеются, причем давно, и у Израиля. Но давайте проведем, пусть и маленький, но историко-религиоведческий анализ. Шиитский Иран никогда не стремился и не стремится поддерживать, например, мусульманское сопротивление на Северном Кавказе (в чем активно пытается убедить Россию израильский истеблишмент), именно в силу религиозной разницы с моджахедами, абсолютное большинство которых – ортодоксальные сунниты. Из суннитско-шиитских противоречий вытекают и, мягко говоря, неоднозначные отношения Ирана и арабского мира. Так что в случае даже гипотетической эскалации ситуации Иран очень быстро рискует остаться одним в поле воином. Если уж против чего и направлен пока еще полугипотетический ядерный потенциал Ирана, так это возможное американское вторжение, но это уже несколько иной сюжет. Кроме того, иранцы – очень прагматичный народ, их недаром называют "евреями Среднего Востока". И если даже харизматичные муллы и прочие "лидеры исламской революции" будут, бряцая оружием, что-то кричать против Израиля, прагматики, которых немало в политической элите страны, просто не допустят первого удара. Наконец, у Ирана на такие акции хронически нет средств.

Так почему же израильская сторона, так активно пугающая сторону российскую иранскими ракетами "Шихаб", "в упор" не хочет обсудить с нами вопрос о резком взрыве в самое последнее время арабского религиозного национализма и вновь обострившийся "иерусалимский" вопрос? Причем даже сейчас зримые возможные последствия кризиса вокруг Иерусалима могут быть весьма трагичны для Израиля. У арабов ресурсов поболе, нежели у Ирана будет…

Вообще возникает ощущение, что российскому президенту предстоит выслушать очень претенциозные требования представителей нынешней правящей израильской элиты, что отнюдь не адекватно интересам всего общества в этой стране. При этом продуманная и долговременная концепция российско-израильских отношений на перспективу крайне необходима, учитывая, причем далеко не в последнюю очередь, духовно-культурное значение этой страны для России и всего мира. Таково мнение российских влиятельных кругов, которое, смеем заверить, разделяется и во влиятельных кругах еврейского государства.

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования