Глава внешнеполитического ведомства РПЦ МП завершил первую содержательную встречу с Папой Римским Бенедиктом XVI. И хотя в ОВЦС уже считают, что "Папа Бенедикт способен к содержательному диалогу с Православной Церковью", смысл, а главное, цели этого диалога пока еще внятно не декларируются. То ли речь идет просто о "мирном сосуществовании", как в диалоге со старообрядцами, то ли о "восстановлении единства Церкви", как в диалоге с РПЦЗ(Л), то ли о создании новой православно-католической антиамериканской коалиции… Из сухого отчета этого не вычитаешь, да и встреча была довольно мимолетной. Скорее всего, цели диалога станут ясны по мере его продвижения, над чем будут работать двусторонние комиссии. В контексте вчерашних высказываний Патриарха Алексия об условиях визита Папы в Россию переговоры митрополита Кирилла кажутся лишь осторожным прощупыванием позиции. Вновь муссируется технический вопрос о визите Папы в Россию. "Визит ради визита не может быть, как и с прежним Папой", - делится секретами политической кухни глава РПЦ МП. Эту позицию озвучивал неоднократно и глава ОВЦС: встреча глав двух Церквей "не может быть просто встречей перед камерами, она должна принести конкретные улучшения, а значит, должны быть пересмотрены те проблемы, которые беспокоят сегодня Русскую Православную Церковь". Но если визит Папы Иоанна Павла II еще мог ставиться как цель (Папа был стар и любил путешествовать), то для ученого богослова Бенедикта XVI о такой технической цели не может быть и речи. Ведь в программе – вопрос куда более серьезный. Так что, кажется, Патриарх сознательно не афиширует цели и направление возможного диалога. Возможно, конечно, что ОВЦС ведет здесь свою международную игру, пока не очень ясную для самого Патриарха. Итак вслед за переговорами с Церквами "православной традиции" приходит черед возобновить диалог с Католической Церковью, плодотворно шедший в 1960-е гг. В том диалоге было в обычае цитировать слова ектеньи "о соединении святых Божиих Церквей" и новозаветные слова Христа "да будут вси едино". Теперь от шагов нового Папы будет зависеть, возобновится ли в полной мере этот диалог, в котором именно эти слова понимаются как единство "двух легких одного тела". Главное – этот диалог, как и прочие, упомянутые выше диалоги, хотя и имеет целью Единство Церкви (разумеется Церкви, состоящей из двух частей, западной и восточной), но формулирует эту цель именно как восстановление евхаристического общения в полной мере. Такое понимание единства Церкви больше соответствует православному пониманию ее природы. Это значит, что не надо ждать какого-то административного "объединения" или "вхождения в состав" одной или другой Церкви. Так считали средневековые католики, конструируя сценарии всевозможных уний, на которые средневековые православные шли с большим сомнением. По преданию, киевский митрополит Михаил Рагоза, заключивший Брестскую унию, перед смертью долго плакал и в душе раскаивался, видя неудачу всего предприятия. Причина - неверный формат этого единства. Однако сейчас даже отношения Рима с восточными католическими (униатскими) Церквами больше склоняются к национально-независимой модели. Национальные Церкви просто должны будут установить с Римом "интеркоммунион", то есть возможность молиться и причащаться вместе. Это общение между Католической Церковью и РПЦ МП уже де-факто существовало в 70-х гг., когда православным разрешалось причащаться в католических церквах и наоборот, а православные иерархи молились вместе с католическими. Но наступили "ультраортодоксальные" 90-е гг., грянули политические страсти, замаячил призывно призрак "полной свободы", и отношения расстроились. Из Москвы даже иногда стали звучать мрачные прогнозы и жесткие оценки в том смысле, что-де РПЦ МП "сохранила православную веру", а вот Католическая Церковь – "не совсем"... Как и в диалогах с РПЦЗ и старообрядцами возможность и успешность такого диалога обуславливается несколькими факторами, своеобразными пунктами или условиями. Патриарх назвал их еще раз, чтобы цена интеркоммуниона была яснее: это "прозелитизм" (миссионерская деятельность католиков среди православных), развитие и проникновение на Восток Греко-Католической Церкви, а также украинский вопрос. Неназванными остались вопросы старых исторических обид и создания митрополий на территории России. Многим памятна история "трех принципиальных условий" для установления общения между РПЦ МП и РПЦЗ (экуменизм, "сергианство" и прославление новомучеников). Уже сейчас зарубежные идеологи либерального курса высказываются в том смысле, что "экуменизма уже никто не исповедует, а в сергианстве покаялись, и новомучеников прославили". В диалоге с Католической Церковью, как видно, можно употребить ту же логику. Проникновение униатства на Восток давно стало невозможным по внутриполитическим условиям в России, да и задача такая давно не стоит, прозелитизм фактически свернут, в старых грехах против православия покаялся еще покойный Папа Иоанн Павел II, а религиозная ситуация на Украине зависит теперь гораздо больше от "оранжевой власти" и ее заокеанских спонсоров, чем от Ватикана и лично от Папы. Дело за практическими шагами. После охлаждения российско-ватиканских отношений в 80-90 г. пионером диалога православия с Ватиканом стал все чаще выступать "византийский папа", Вселенский Патриарх Варфоломей. Во-первых, он и сам учился в Папском Восточном институте, во-вторых он не был связан с государством - возможным спонсором террориста Агджи, а в-третьих, практически представлял в православной политике точку зрения американской администрации. Новые инициативы РПЦ МП вполне могут потеснить его на этом посту. А потеснив Вселенского Патриарха с поста главного участника православно-католического диалога, для РПЦ МП возможно будет успешно разрешить и украинскую, и многие другие проблемы и взаимные претензии. Как известно, кардинал Йозеф Ратцингер "не собирался" становиться Папой Бенедиктом. Но, как он сам сказал, "пути Господа не просты, и мы созданы не для того, чтобы жить удобно". Несмотря на сложные условия и взаимные претензии, РПЦ МП и Римско-Католическая Церковь готовы искать общие пути. Ведь Католическая Церковь не признает развода. А Православная вполне признает второй брак… Игнатий Алексеев, для "Портала-Credo.Ru" |