Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Время надежд на определенных условиях. Церкви-сестры на грани возвращения к диалогу о единстве


Глава внешнеполитического ведомства РПЦ МП завершил первую содержательную встречу с Папой Римским Бенедиктом XVI. И хотя в ОВЦС уже считают, что "Папа Бенедикт способен к содержательному диалогу с Православной Церковью", смысл, а главное, цели этого диалога пока еще внятно не декларируются. То ли речь идет просто о "мирном сосуществовании", как в диалоге со старообрядцами, то ли о "восстановлении единства Церкви", как в диалоге с РПЦЗ(Л), то ли о создании новой православно-католической антиамериканской коалиции… Из сухого отчета этого не вычитаешь, да и встреча была довольно мимолетной. Скорее всего, цели диалога станут ясны по мере его продвижения, над чем будут работать двусторонние комиссии.

В контексте вчерашних высказываний Патриарха Алексия об условиях визита Папы в Россию переговоры митрополита Кирилла кажутся лишь осторожным прощупыванием позиции. Вновь муссируется технический вопрос о визите Папы в Россию. "Визит ради визита не может быть, как и с прежним Папой", - делится секретами политической кухни глава РПЦ МП. Эту позицию озвучивал неоднократно и глава ОВЦС: встреча глав двух Церквей "не может быть просто встречей перед камерами, она должна принести конкретные улучшения, а значит, должны быть пересмотрены те проблемы, которые беспокоят сегодня Русскую Православную Церковь". Но если визит Папы Иоанна Павла II еще мог ставиться как цель (Папа был стар и любил путешествовать), то для ученого богослова Бенедикта XVI о такой технической цели не может быть и речи. Ведь в программе – вопрос куда более серьезный. Так что, кажется, Патриарх сознательно не афиширует цели и направление возможного диалога. Возможно, конечно, что ОВЦС ведет здесь свою международную игру, пока не очень ясную для самого Патриарха.

Итак вслед за переговорами с Церквами "православной традиции" приходит черед возобновить диалог с Католической Церковью, плодотворно шедший в 1960-е гг. В том диалоге было в обычае цитировать слова ектеньи "о соединении святых Божиих Церквей" и новозаветные слова Христа "да будут вси едино". Теперь от шагов нового Папы будет зависеть, возобновится ли в полной мере этот диалог, в котором именно эти слова понимаются как единство "двух легких одного тела".

Главное – этот диалог, как и прочие, упомянутые выше диалоги, хотя и имеет целью Единство Церкви (разумеется Церкви, состоящей из двух частей, западной и восточной), но формулирует эту цель именно как восстановление евхаристического общения в полной мере. Такое понимание единства Церкви больше соответствует православному пониманию ее природы. Это значит, что не надо ждать какого-то административного "объединения" или "вхождения в состав" одной или другой Церкви. Так считали средневековые католики, конструируя сценарии всевозможных уний, на которые средневековые православные шли с большим сомнением. По преданию, киевский митрополит Михаил Рагоза, заключивший Брестскую унию, перед смертью долго плакал и в душе раскаивался, видя неудачу всего предприятия. Причина - неверный формат этого единства.

Однако сейчас даже отношения Рима с восточными католическими (униатскими) Церквами больше склоняются к национально-независимой модели. Национальные Церкви просто должны будут установить с Римом "интеркоммунион", то есть возможность молиться и причащаться вместе. Это общение между Католической Церковью и РПЦ МП уже де-факто существовало в 70-х гг., когда православным разрешалось причащаться в католических церквах и наоборот, а православные иерархи молились вместе с католическими. Но наступили "ультраортодоксальные" 90-е гг., грянули политические страсти, замаячил призывно призрак "полной свободы", и отношения расстроились. Из Москвы даже иногда стали звучать мрачные прогнозы и жесткие оценки в том смысле, что-де РПЦ МП "сохранила православную веру", а вот Католическая Церковь – "не совсем"...

Как и в диалогах с РПЦЗ и старообрядцами возможность и успешность такого диалога обуславливается несколькими факторами, своеобразными пунктами или условиями. Патриарх назвал их еще раз, чтобы цена интеркоммуниона была яснее: это "прозелитизм" (миссионерская деятельность католиков среди православных), развитие и проникновение на Восток Греко-Католической Церкви, а также украинский вопрос. Неназванными остались вопросы старых исторических обид и создания митрополий на территории России.

Многим памятна история "трех принципиальных условий" для установления общения между РПЦ МП и РПЦЗ (экуменизм, "сергианство" и прославление новомучеников). Уже сейчас зарубежные идеологи либерального курса высказываются в том смысле, что "экуменизма уже никто не исповедует, а в сергианстве покаялись, и новомучеников прославили". В диалоге с Католической Церковью, как видно, можно употребить ту же логику. Проникновение униатства на Восток давно стало невозможным по внутриполитическим условиям в России, да и задача такая давно не стоит, прозелитизм фактически свернут, в старых грехах против православия покаялся еще покойный Папа Иоанн Павел II, а религиозная ситуация на Украине зависит теперь гораздо больше от "оранжевой власти" и ее заокеанских спонсоров, чем от Ватикана и лично от Папы. Дело за практическими шагами.

После охлаждения российско-ватиканских отношений в 80-90 г. пионером диалога православия с Ватиканом стал все чаще выступать "византийский папа", Вселенский Патриарх Варфоломей. Во-первых, он и сам учился в Папском Восточном институте, во-вторых он не был связан с государством - возможным спонсором террориста Агджи, а в-третьих, практически представлял в православной политике точку зрения американской администрации.

Новые инициативы РПЦ МП вполне могут потеснить его на этом посту. А потеснив Вселенского Патриарха с поста главного участника православно-католического диалога, для РПЦ МП возможно будет успешно разрешить и украинскую, и многие другие проблемы и взаимные претензии.

Как известно, кардинал Йозеф Ратцингер "не собирался" становиться Папой Бенедиктом. Но, как он сам сказал, "пути Господа не просты, и мы созданы не для того, чтобы жить удобно". Несмотря на сложные условия и взаимные претензии, РПЦ МП и Римско-Католическая Церковь готовы искать общие пути. Ведь Католическая Церковь не признает развода. А Православная вполне признает второй брак…

Игнатий Алексеев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования